Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя школа» Рабочая программа курса по выбору «Равновесие в растворах» Учитель: Янковская Л. А. с. Белый Яр 2022г. Пояснительная записка За основу был взят элективный курс Л. Ю. Алибекова, Е. В. Савинкина «Равновесие в растворах». Курс был адаптирован с учетом интересов учащихся, а также материальнотехнической базой школы. Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 11 классов, которые сделали выбор естественнонаучного направления в обучении и проявляют определенный интерес к профессиям химика, фармацевта, провизора и врача. Курс рассчитан на 33 часа, наполняемость групп не более 12-15 человек. Данный курс связан идейно и содержательно с курсом химии основной школы: тема «Растворы» рассматривается в 8 классе, тема «Химическое равновесие» - в 9. Однако в 8-9 классах у школьников еще в недостаточной степени сформировано естественнонаучное мировоззрение, недостаточна и физико-математическая подготовка. Цель курса: углубление знаний учащихся по теме «равновесие в растворах». Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний, помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся вопросами общей и неорганической химии. Данный элективный курс посвящен рассмотрению разнообразных (гомогенных, гетерогенных, ионно-молекулярных, протолитических и т. п.) равновесий, имеющих место в растворах (главным образом, водных), и возможностей их смещения. При обсуждении вопросов растворимости газов и твердых веществ в жидкостях учитываются гетерогенные равновесия раствор – растворенное вещество. Детальное рассмотрение энергетики растворения и диаграмм растворимости позволяет объяснять процессы кристаллизации, предсказывать не только качественные, но и количественные результаты кристаллизации. Для малорастворимых сильных электролитов вводится понятие «степень растворимости». При рассмотрении кислотно-основных свойств веществ предлагается применять протонную теорию Бренстеда-Лоури. Она позволяет использовать единый подход по отношению к процессам протолиза и гидролиза, облегчает рассмотрение кислотноосновных свойств не только молекул, но и ионов (в том числе амфолитов). Завершается данный элективный курс рассмотрением основных понятий химии комплексных соединений, включая «равновесие образования» и «разрушения комплексов» в водном растворе, рассмотрением закономерностей сложных химических равновесий. В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых предлагается краткое объяснение теоретического материала, а также решаются задачи по данной теме. Для повышения интереса к теоретическим вопросам, закрепления изученного материала, а также отработки навыков экспериментальной работы предусмотрен лабораторный практикум. Кроме того, можно использовать такие методы работы, как дискуссии и ролевые игры. Формами контроля за уровнем достижений учащихся служат текущие, рубежные и итоговые контрольные мероприятия, письменные творческие работы, итоговые учебные проекты (учебно-исследовательские работы учащихся). • Планируемые результаты освоения программы. Выпускник научится ▪ характеризовать: процесс растворения, произведение растворимости, сильные и слабые кислоты и основания, протонную теорию кислот и оснований, автопротолиз, рН, константы кислотности и основности, ионное произведение, комплексные Выпускник получит возможность научиться формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций; соединения, константы образования комплексов; ▪ составлять уравнения фазового равновесия в насыщенных растворах, уравнение протолитический равновесий для кислот, оснований, амфолитов; уравнения гидролиза; называть комплексные соединения; пользоваться справочными таблицами для нахождения необходимых данных (плотность растворов, растворимость, константы кислотности, константы образования комплексов). самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с помощью современных физико-химических методов. Содержание курса Тема 1 Равновесия раствор-растворенное вещество (8 ч) Растворы газов в жидкостях. Смещение фазового равновесия газ-раствор газа при изменении температуры и давления. Растворы твердых веществ в жидкостях. Диаграмма растворимости. Перекристаллизация. Смещение фазового равновесия электролит-раствор электролита путем изменения концентрации ионов в растворе. Растворы малорастворимых сильных электролитов. Произведение растворимости. Условия выпадения и растворения осадка малорастворимого сильного электролита. Демонстрации. Кристаллизация соли из ее насыщенного раствора при добавлении одного из ионов, входящих в ее состав. Решение задач. Выполнение условия выпадения и растворения осадка. Обсуждение вопроса. Факторы, способствующие растворению веществ и выделению их из раствора. Тема 2 Протолитические равновесия (8 ч) Протонная теория кислот и оснований. Протолиты. Ионное произведение воды. Водный показатель и шкала pH. Сильные и слабые кислоты и основания, амфолиты. Константы кислотности и основности. Гидролиз бинарных соединений. Обратимый гидролиз солей. Совместный гидролиз. Степень протолиза. Смещение равновесия протолиза (действие температуры, концентрации, одноименных ионов). Демонстрации. Кислотно-основные индикаторы. Обратимый гидролиз хлорида алюминия. Необратимый гидролиз карбида кальция. Влияние нагревания на гидролиз ацетата натрия и хлорида железа (III). Практическая работа. Сильные и слабые кислоты и основания. Решение задач. Определение рН и степени протолиза в растворах протолитов. Обсуждение вопроса. Факторы, способствующие изменению рН среды. Тема 3 Равновесие в растворах комплексов (8 ч) Основные понятия координационной теории (комплексообразователь, лиганды, координационное число, дентантность лиганда). Типы и номенклатура комплексных соединений. Поведение комплексных соединений в растворе. Диссоциация на внешнесферные ионы и ион координационной сферы. Константы устойчивости. Образование и разрушение комплексных соединений. Демонстрации. Смещение химического равновесия в растворе, содержащем хлорид железа (III) и тиоцианат калия. Реакция обмена лигандов при взаимодействии аквакомплекса меди (II) с бромид-ионами. Решение задач. Расчеты с использованием констант устойчивости комплексов. Составление названий комплексных соединений. Обсуждение вопроса. Факторы, способствующие образованию и разрушению комплексов. Тема 4 Сложные равновесия (8 ч) Переосаждение малорастворимых солей. Растворение осадков при изменении кислотности среды. Взаимные превращения комплексов. Разрушение комплексов в результате образования малорастворимого соединения, при изменении кислотности среды. Демонстрации. Последовательное осаждение малорастворимых солей свинца. Разрушение тиоцианатного комплекса железа под действием фторид-ионов. Практическая работа:. Растворение гидроксида магния в присутствии катиона аммония. Решение задач. Вычисление констант сложных равновесий и степени протекания реакции. Обсуждение вопроса. Способы изменения направления сложных реакций. Зачет (2 ч) Итоговое занятие. Консультация к зачету. Зачетное занятие. Календарно – тематическое планирование № занят ия Раздел 1 2 3 4 5 Тема № 1. Равновесия раствор растворенное вещество(8 ч). 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Тема занятия Растворы газов в жидкостях. Растворы твердых веществ в жидкостях. Перекристаллизация. Смещение фазового равновесия. Растворы малорастворимых сильных электролитов. Произведение растворимости. Условия выпадения и растворения осадка. Перекристаллизация. Протолитические Протонная теория кислот и оснований. равновесия (8 ч). Ионное произведение воды. Водородный показатель и шкала рН. Сильные и слабые кислоты и основания, амфолиты. Гидролиз бинарных соединений. Обратимый гидролиз солей. Степень протолиза. Практическая работа. Сильные и слабые кислоты и основания. Анионные основания и катионные кислоты. Амфолиты. Смещение равновесия протолиза при изменении температуры. Тема 3. Равновесия в Основные понятия координационной теории. растворах Типы и номенклатура комплексных комплексов (8 ч) соединений. Поведение комплексных соединений в растворе. Дата проведения план факт 5.09 12.09 19.09 26.09 3.10 10.10 17.10 24.10 7.11 14.11 21.11 28.11 5.12 12.12 19.12 26.12 16.01 23.01 30.01 20 21 22 23-24 25 26 27 28 29 30 – 31 32 33 34 Диссоциация на внешнесферные ионы и ион координационной сферы. Константы устойчивости комплексных соединений. Образование и разрушение комплексных соединений. Получение и разрушение гидроксокомплексов алюминия и цинка. Тема 4. Сложные Переосаждение малорастворимых солей. равновесия (10 ч). Растворение осадков при изменении кислотности среды. Взаимные превращения комплексов. Разрушение комплексов в результате образования малорастворимого соединения , при изменении кислотности среды. Практическая работа. Растворение гидроксида магния в присутствии катиона аммония. Получение и разрушение аммиачных комплексов. Вычисление констант сложных равновесий и степени протекания реакции. Обобщающее занятие Обобщающее занятие Всего 34 часа 6.02 13.02 20.02 27.02 6.03 13.03 20.03 3.04 10.04 17.04 24.04 15.05 22.05 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)