Равновесие в растворах

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»

Рабочая программа курса по выбору
«Равновесие в растворах»

Учитель: Янковская Л. А.

с. Белый Яр
2022г.

Пояснительная записка
За основу был взят элективный курс Л. Ю. Алибекова, Е. В. Савинкина «Равновесие в
растворах». Курс был адаптирован с учетом интересов учащихся, а также материальнотехнической базой школы. Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 11
классов, которые сделали выбор естественнонаучного направления в обучении и проявляют
определенный интерес к профессиям химика, фармацевта, провизора и врача. Курс
рассчитан на 33 часа, наполняемость групп не более 12-15 человек.
Данный курс связан идейно и содержательно с курсом химии основной школы: тема
«Растворы» рассматривается в 8 классе, тема «Химическое равновесие» - в 9. Однако в 8-9
классах у школьников еще в недостаточной степени сформировано естественнонаучное
мировоззрение, недостаточна и физико-математическая подготовка.
Цель курса: углубление знаний учащихся по теме «равновесие в растворах».
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний,
помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов
учащихся, увлекающихся вопросами общей и неорганической химии.
Данный элективный курс посвящен рассмотрению разнообразных (гомогенных,
гетерогенных, ионно-молекулярных, протолитических и т. п.) равновесий, имеющих место
в растворах (главным образом, водных), и возможностей их смещения. При обсуждении
вопросов растворимости газов и твердых веществ в жидкостях учитываются гетерогенные
равновесия раствор – растворенное вещество. Детальное рассмотрение энергетики
растворения и диаграмм растворимости позволяет объяснять процессы кристаллизации,
предсказывать не только качественные, но и количественные результаты кристаллизации.
Для малорастворимых сильных электролитов вводится понятие «степень растворимости».
При рассмотрении кислотно-основных свойств веществ предлагается применять
протонную теорию Бренстеда-Лоури. Она позволяет использовать единый подход по
отношению к процессам протолиза и гидролиза, облегчает рассмотрение кислотноосновных свойств не только молекул, но и ионов (в том числе амфолитов). Завершается
данный элективный курс рассмотрением основных понятий химии комплексных
соединений, включая «равновесие образования» и «разрушения комплексов» в водном
растворе, рассмотрением закономерностей сложных химических равновесий.
В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведение
семинаров, на которых предлагается краткое объяснение теоретического материала, а также
решаются задачи по данной теме. Для повышения интереса к теоретическим вопросам,
закрепления изученного материала, а также отработки навыков экспериментальной работы
предусмотрен лабораторный практикум. Кроме того, можно использовать такие методы
работы, как дискуссии и ролевые игры.
Формами контроля за уровнем достижений учащихся служат текущие, рубежные и
итоговые контрольные мероприятия, письменные творческие работы, итоговые учебные
проекты (учебно-исследовательские работы учащихся).
• Планируемые результаты освоения программы.
Выпускник научится
▪ характеризовать: процесс растворения,
произведение растворимости, сильные и
слабые кислоты и основания, протонную
теорию кислот и оснований, автопротолиз,
рН, константы кислотности и основности,
ионное
произведение,
комплексные

Выпускник получит возможность
научиться

формулировать цель исследования,
выдвигать и проверять экспериментально
гипотезы о химических свойствах веществ
на основе их состава и строения, их
способности вступать в химические
реакции, о характере и продуктах
различных химических реакций;

соединения,
константы
образования
комплексов;
▪ составлять
уравнения
фазового
равновесия в насыщенных растворах,
уравнение протолитический равновесий для
кислот, оснований, амфолитов; уравнения
гидролиза;
называть
комплексные
соединения;
пользоваться
справочными
таблицами для нахождения необходимых
данных (плотность растворов, растворимость,
константы
кислотности,
константы
образования комплексов).

самостоятельно планировать и
проводить химические эксперименты с
соблюдением правил безопасной работы с
веществами и лабораторным
оборудованием;интерпретировать данные
о составе и строении веществ,
полученные с помощью современных
физико-химических методов.

Содержание курса
Тема 1
Равновесия раствор-растворенное вещество (8 ч)
Растворы газов в жидкостях. Смещение фазового равновесия газ-раствор газа при
изменении температуры и давления. Растворы твердых веществ в жидкостях. Диаграмма
растворимости. Перекристаллизация. Смещение фазового равновесия электролит-раствор
электролита путем изменения концентрации ионов в растворе. Растворы малорастворимых
сильных электролитов. Произведение растворимости. Условия выпадения и растворения
осадка малорастворимого сильного электролита.
Демонстрации. Кристаллизация соли из ее насыщенного раствора при добавлении
одного из ионов, входящих в ее состав.
Решение задач. Выполнение условия выпадения и растворения осадка.
Обсуждение вопроса. Факторы, способствующие растворению веществ и
выделению их из раствора.
Тема 2
Протолитические равновесия (8 ч)
Протонная теория кислот и оснований. Протолиты. Ионное произведение воды.
Водный показатель и шкала pH. Сильные и слабые кислоты и основания, амфолиты.
Константы кислотности и основности. Гидролиз бинарных соединений. Обратимый
гидролиз солей. Совместный гидролиз. Степень протолиза. Смещение равновесия
протолиза (действие температуры, концентрации, одноименных ионов).
Демонстрации. Кислотно-основные индикаторы. Обратимый гидролиз хлорида
алюминия. Необратимый гидролиз карбида кальция. Влияние нагревания на гидролиз
ацетата натрия и хлорида железа (III).
Практическая работа. Сильные и слабые кислоты и основания.
Решение задач. Определение рН и степени протолиза в растворах протолитов.
Обсуждение вопроса. Факторы, способствующие изменению рН среды.
Тема 3
Равновесие в растворах комплексов (8 ч)
Основные понятия координационной теории (комплексообразователь, лиганды,
координационное число, дентантность лиганда). Типы и номенклатура комплексных
соединений. Поведение комплексных соединений в растворе. Диссоциация на
внешнесферные ионы и ион координационной сферы. Константы устойчивости.
Образование и разрушение комплексных соединений.
Демонстрации. Смещение химического равновесия в растворе, содержащем хлорид
железа (III) и тиоцианат калия. Реакция обмена лигандов при взаимодействии
аквакомплекса меди (II) с бромид-ионами.

Решение задач. Расчеты с использованием констант устойчивости комплексов.
Составление названий комплексных соединений.
Обсуждение вопроса. Факторы, способствующие образованию и разрушению
комплексов.
Тема 4
Сложные равновесия (8 ч)
Переосаждение малорастворимых солей. Растворение осадков при изменении
кислотности среды. Взаимные превращения комплексов. Разрушение комплексов в
результате образования малорастворимого соединения, при изменении кислотности среды.
Демонстрации. Последовательное осаждение малорастворимых солей свинца.
Разрушение тиоцианатного комплекса железа под действием фторид-ионов.
Практическая работа:. Растворение гидроксида магния в присутствии катиона
аммония.
Решение задач. Вычисление констант сложных равновесий и степени протекания
реакции.
Обсуждение вопроса. Способы изменения направления сложных реакций.
Зачет (2 ч)
Итоговое занятие. Консультация к зачету. Зачетное занятие.
Календарно – тематическое планирование

№
занят
ия

Раздел

1
2
3
4
5

Тема № 1.
Равновесия раствор растворенное
вещество(8 ч).

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Тема занятия

Растворы газов в жидкостях.
Растворы твердых веществ в жидкостях.
Перекристаллизация.
Смещение фазового равновесия.
Растворы
малорастворимых
сильных
электролитов.
Произведение растворимости.
Условия выпадения и растворения осадка.
Перекристаллизация.
Протолитические
Протонная теория кислот и оснований.
равновесия (8 ч).
Ионное произведение воды. Водородный
показатель и шкала рН.
Сильные и слабые кислоты и основания,
амфолиты.
Гидролиз бинарных соединений. Обратимый
гидролиз солей.
Степень протолиза.
Практическая работа. Сильные и слабые
кислоты и основания.
Анионные основания и катионные кислоты.
Амфолиты.
Смещение
равновесия
протолиза
при
изменении температуры.
Тема 3. Равновесия в Основные понятия координационной теории.
растворах
Типы
и
номенклатура
комплексных
комплексов (8 ч)
соединений.
Поведение комплексных соединений в
растворе.

Дата
проведения
план факт
5.09
12.09
19.09
26.09
3.10
10.10
17.10
24.10
7.11
14.11
21.11
28.11
5.12
12.12
19.12
26.12
16.01
23.01
30.01

20
21
22
23-24
25
26
27
28

29
30 – 31
32
33
34

Диссоциация на внешнесферные ионы и ион
координационной сферы.
Константы устойчивости
комплексных
соединений.
Образование и разрушение комплексных
соединений.
Получение и разрушение гидроксокомплексов
алюминия и цинка.
Тема 4. Сложные Переосаждение малорастворимых солей.
равновесия (10 ч).
Растворение
осадков
при
изменении
кислотности среды.
Взаимные превращения комплексов.
Разрушение
комплексов
в
результате
образования малорастворимого соединения ,
при изменении кислотности среды.
Практическая работа. Растворение гидроксида
магния в присутствии катиона аммония.
Получение
и
разрушение
аммиачных
комплексов.
Вычисление констант сложных равновесий и
степени протекания реакции.
Обобщающее занятие
Обобщающее занятие

Всего 34 часа

6.02
13.02
20.02
27.02
6.03
13.03
20.03
3.04

10.04
17.04
24.04
15.05
22.05

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».