Русское правописание орфография и пунктуация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»

Рабочая программа курса по выбору
«Русское правописание: орфография и пунктуация»

Учитель: Рябинина Л.Н.

с. Белый Яр
2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация», 10-11 классы,
составлена на основе программы «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10-11 классы. Авторсоставитель С.И.Львова. – М., Мнемозина, 2009
Цель данного курса: повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи, свободное
владение орфографией и пунктуацией.
Задачи: систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения
ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь
между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм
и т. п); формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах
общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; приобретение опыта
анализа текста; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка
(лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей; развитие языкового вкуса,
потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления
межличностного и культурного общения. Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний
и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение
каждой части русского правописания: орфография — 10-й класс, пунктуация— 11-й класс
Требования к уровню подготовки учащихся 10-11-х классов
Должны знать:
- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии
русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного
языка;
- компоненты речевой ситуации, основные условия эффективности речевого общения;
- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных
жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
Должны уметь:
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих
неоднозначную интерпретацию;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и
художественных текстов;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной
литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных
информационных носителях;
- создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебнонаучной и деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы
современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические
ресурсы русского языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при
обсуждении дискуссионных проблем;
- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста.
Учебно-тематический план 10 класс
№ п\п
Наименование разделов\тем
Часы учебного времени
1

Особенности письменного общения (2ч)

2ч

Орфография (33 ч)
2
3
4

Орфография как система правил
правописания
Правописание морфем
Слитные, дефисные и раздельные
написания

2ч
18 ч
10 ч

5

Написание строчных и прописных букв

Всего

№ п\п
1

1ч
33

Учебно-тематический план 11 класс
Наименование разделов\тем
Речевой этикет в письменном общении

Часы учебного времени
2ч

Пунктуация (32 ч)
2
3
4

Пунктуация как система правил
расстановки знаков препинания
Знаки препинания в конце предложения

3ч
1ч
13
8ч

6.

Знаки препинания внутри простого
предложения
Знаки препинания между частями сложного
предложения
Знаки препинания при передаче чужой речи

7.

Знаки препинания в связном тексте

4ч

5

Всего

3ч

34

Содержание программы учебного курса
«Русское правописание: орфография и пунктуация»
10 класс (33 ч)
Особенности письменного общения (2 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения:
передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (перо дача смысла с помощью
речевых сигналов в устной форме) — слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо
(передача смысла с помощью графических знаков) — чтении (смысловая расшифровка графических знаков).
Формы речевого общения: письменные и устные.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания; в устной речи
от смысла--------> к средствам его выражения в письменной речи
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания,
дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную
реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы
письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи,
сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (33 ч)
Орфография как система правил правописания (2 ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи
содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши
морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от
друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с
прописной буквы имена собственные, с малой — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по
слогам»).
Правописание морфем (18 ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем —
ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль
смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; еизв заимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о
фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-/ /-бер-, -тир-//-тер-, -стил- // стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а); 2) -раст//-рос-, -скак-/ / -скоч- (зависимость от
последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- //-твор-, -клан- // -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от
ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование
согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощи тый, очки — очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементом (лог, фил, гео, фон и т. п.,).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания:
1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по
происхождению) — морфологически \\ принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении
приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей
речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание: аръ-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (ость), -ени(е)
и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек и -ик-, -ец- и -иц- в именах
существительных со значением умеш. шительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оваш (еват), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк(еньк) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности
образования сравнительной степс ни и превосходной степени прилагательных и наречий и написание
суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а , Кй , -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на
письме глагольных суффиксов -ова- (ева) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса г или -и- в глаголах с
приставкой обез/обес- (обезлесеть — обезлё сить); -тъся и -тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксом. Выбор суффикса причастия настоящего
времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суф фикса при образовании
причастий прошедшего времени (носе ять — посеявший — посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от
существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей
речи.
Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов.
Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е
после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление
разделительных ъ и ъ.
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч,
нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости
согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемнословообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения
правильного написания слов.
Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, маслянистого, о-цепл-ени-ё) и
его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при
выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический
анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки нии слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания
приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия
союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных
сочетаний слов. Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия).
Смысловые и грамматичес кие отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных
словосочетаний (многообещающий — много обеща ющий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (1 ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?».
11 класс (34 ч)
Речевой этикет в письменном общении (2 ч)
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм
извинения, просьбы, благодарности, приглашения и другое в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки
современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SMS-сообщения, электронная
почта, телефакс и ДР-) Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах
Интернета.
Пунктуация (32 ч)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч)
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять
письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический,
смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки
завершения. Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания
внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки
препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения (1ч)
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее
на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор
знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной
окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале
предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения (13 ч)
Система правил данного раздела пунктуации.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном
предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные
особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами.
Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными
союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при
однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и
интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с
обособленными членами.
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные.
Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия
причастного и деепричастного оборотов.
Обособление приложений. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и
деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными
обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и
присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения
и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и
пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия
вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных
смысловых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений,
используемые и письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных
слов (нет уж, что ж, как же, что же и др. ).
Знаки препинания между частями сложного предложения
(8 ч)
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые
особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков
препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на
письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте (4 ч)
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической
направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с
учетом контекста. Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№
Наименование
Наименование тем
Кол.
Дата
п/п
разделов
часов
план
факт
1
Особенности
Речевое общение как взаимодействие между
1
6.09
письменного
людьми посредством языка.
общения (2 ч)
2
Формы письменных высказываний и их признаки: 1
13.09
письма, записки, деловые бумаги, рецензии,
статьи, репортажи и т.п.
3
Орфография.
Русское правописание. Орфография и пунктуация 1
20.09
Орфография как
как разделы русского правописания.
система правил
правописания (2ч)
4
Орфографическое правило, как разновидность
1
27.09
учебно-научного текста.
5
Правописание
Система правил, связанных с правописанием
1
4.10
морфем (1 ч)
морфем.
6
Правописание
Система правил, регулирующих написание
1
11.10
корней (6 ч)
гласных и согласных корня.
7
Правописание гласных корня: безударные
1
18.10
проверяемые и непроверяемые; е и э в
заимствованных словах.
8
Правила, нарушающие единообразие написания
1
25.10
корня (ы и и в корне после приставок);
9
Группы корней с чередованием гласных
1
8.11
10
11

12
13
14

Правописание
приставок (1ч)
Правописание
суффиксов(4ч)

Обозначение на письме согласных корня: звонких
и глухих, непроизносимых, удвоенных.
Правописание иноязычных
словообразовательных элементов (лог, фил, гео,
фон и др.).
Деление приставок на группы, соотносимые с
разными принципами написания
Система правил, связанных с написанием
суффиксов в словах разных частей речи..
Типичные суффиксы прилагательных и их
написание:-оват- (-еват-), -евит- , -лив-, -чив-, чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и др. Различение на

1

15.11

1

22.11

1

29.11

1

6.12

1

13.12

15

письме суффиксов–ив- и –ев-; -к- и –ск- в именах
прилагательных.
Типичные суффиксы глагола и их написание: - и-,
-е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др.
Различение на письме глагольных суффиксов ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-).
Образование причастий с помощью специальных
суффиксов.
Система правил, регулирующих правописание
окончаний слов разных частей речи..
Правописание падежных окончаний полных
прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие
различения морфем, в составе которых находится
орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне.
Правописание согласных на стыке морфем
(матросский, петроградский); написание
сочетанийчн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри
отдельной морфемы и на стыке морфем;
употребление ь.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и
написания слова. Орфографический анализ
морфемно – словообразовательных моделей
слов.
Орфографический анализ морфемно –
словообразовательных моделей слов.
Система правил данного раздела правописания.
Роль смыслового и грамматического анализа
слова при выборе правильного написания
Грамматико – семантический анализ при выборе
слитного и раздельного написания не с разными
частями речи.
Различение приставки ни- и слова ни (частицы,
союза).
Слитное, дефисное и раздельное написания
приставок в наречиях.
Особенности написания производных предлогов.

1

20.12

1

27.12

1

17.01

1

24.01

1

31.01

1

7.02

1

14.02

1

21.02

1

28.02

1

7.03

1

14.03

1

21.03

1

4.04

Смысловые, грамматические и орфографические
отличия союзов чтобы, также, тоже, потому,
поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку.
Образование и написание сложных слов.

1

11.04

1

18.04

1

25.04

31

Употребление дефиса при написании
знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарём «Слитно или раздельно?».

2

2.05

32

Работа со словарём «Слитно или раздельно?».

16
17

Правописание
окончаний (6ч)

18
19

20

21

22
23

Слитные, дефисные
и раздельные
написания (10ч)

24

25
26
27
28

29
30

33

Написание
строчных и
прописных букв
(1ч)

Роль смыслового и грамматического анализа при
выборе строчной или прописной буквы. Работа со
словарём «Строчная или прописная?».
Итого: 33 часа

16.05

1

23.05

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».