Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя школа» Рабочая программа элективного курса «Противоречивые вопросы истории» для 11 класса Учитель: Максимова Ирина Сергеевна с. Белый Яр 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе: 1. Историко – культурного стандарта. 2. Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории. Базовый уровень. Программа курса рассчитана на 35 учебных часа (недельная нагрузка – 1 час). Рабочая программа имеет следующую структуру: пояснительную записку, календарно - тематическое планирование. Общая характеристика курса. Курс способствует обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении наиболее сложных и противоречивых процессов в развитии российского общества. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностномотивационных, социальных систем. Тем самым, знания приобретают особую роль в процессе самоидентификации личности, осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Развивающий потенциал системы курса связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России. Критерий качества связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся. Изучение материала основывается на проблемно-хронологическом подходе. Планируемые результаты освоения курса «Противоречивые вопросы истории»: Личностные результаты. 1.Складывание российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите. 2. Формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам. 3.Формирование уважения к русскому языку, являющемуся главным фактором национального самоопределения. 4.Воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Метапредметные результаты: 1.Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях. 2.Оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели. 3.Сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения целей ресурсы. 4.Организовывать эффективный поиск ресурсов для достижения поставленной цели. 5.Определять несколько путей достижения поставленной цели. 6.Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций. 7.Распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках. 8.Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые задачи. 9.Искать и находить обобщенные способы решения задач. 10.Приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого. Предметные результаты. Обучающийся научится: 1.Владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории. 2.Характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. 3.Определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов. 4.Использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах. 5.Определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами). 6.Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения. 7.Находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени. 8.Презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков. 9.Раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии. 10.Соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории XX в. 11.Обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научнопопулярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории России. 12.Применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах. 13.Критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества. 14.Изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников. 15.Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории. 16.Самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок. 17.Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории. 18.Давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историкокультурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ. Обучающийся получит возможность научиться: 1.Использовать принципы структурно-функционального, и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений. 2.Анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации. 3.Устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации; 4.Определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии. 5.Применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность. 6.Целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д. 7.Знать основные подходы (концепции) в изучении истории. 8.Знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории. 9.Работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии. 10.Исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и политической жизни Российского государства в контексте мировой истории XX в. 11.Корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т.д.; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв. Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 19051907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военнополитических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г. Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Революция 1917 г. и Гражданская война в России. Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». Причины поражения белого движения. Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике. Советское общество в 1922-1941 гг. Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития. Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийногосударственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ. Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военностратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу. СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира. СССР в первые послевоенные десятилетия.Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение. Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса. СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг. СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия. Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции. Советское общество в 1985-1991 гг. Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г. Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР. «Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы. Российская Федерация (1991-2003 гг.) Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС № Тема занятия п/п 1 Особенности российского варианта модернизации. Кол-во часов 1 План 1 09.09 1 1 16.09 23.09 5 Пути и варианты политического развития страны в начале XX в. 1917 г.: возможность исторического выбора. Великая Октябрьская социалистическая революция или Октябрьский переворот? Причины победы большевиков в борьбе за власть. 1 30.09 6 Периодизация гражданской войны в России. 1 07.10 7 8 Гражданская война: белые. Гражданская война: красные. 1 1 12.10 19.10 9 Между белыми и красными. 1 26.10 10 Гражданская война – трагедия русского народа 1 09.11 11 Русская эмиграция. 1 16.11 12 Содержание и итоги НЭПа. 1 23.11 13 Историческая роль НЭПа. 1 30.11 14 Необходимость, цели и средства индустриализации. 1 07.12 15 16 Главные итоги индустриализации. Жертвы индустриализации. 1 1 14.12 21.12 17 Причины и ход коллективизации. 1 28.12 18 Итоги и последствия коллективизации. 1 11.01 19 План Чаянова. 1 18.01 20 Советско-финская война. 1 25.01 21 22 Кто проиграл «зимнюю войну»? Подготовка СССР к войне с Германией. 1 1 01.02 08.02 23 1 15.02 24 Дискуссия о намерениях Сталина на начальном этапе ВОВ. Приказ №227. 1 22.02 25 Военные операции СССР в 1945 году. 1 01.03 26 Кто развязал «холодную войну»? 1 15.03 27 28 СССР и страны социалистического лагеря. «Горячие» точки «холодной войны». 1 1 22.03 05.04 29 Достижения и проблемы развития СССР в 60-70 гг. XX в. 1 12.04 2 3 4 02.09 Факт 30 Перестройка, ускорение, гласность 1 19.04 31 32 Был ли неизбежен распад СССР? Трудности и противоречия переходного периода. 1 1 26.04 03.05 33 Межнациональные отношения в посткоммунистических условиях. Тенденции в развитии РФ на современном этапе. 1 10.05 1 17.05 24.05 3435 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)