Противоречивые вопросы истории 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»

Рабочая программа элективного курса
«Противоречивые вопросы истории»
для 11 класса

Учитель: Максимова Ирина Сергеевна

с. Белый Яр
2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
1. Историко – культурного стандарта.
2. Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории.
Базовый уровень.
Программа курса рассчитана на 35 учебных часа (недельная нагрузка – 1 час).
Рабочая программа имеет следующую структуру: пояснительную записку,
календарно - тематическое планирование.
Общая характеристика курса.
Курс способствует обогащению социального опыта учащихся при изучении и
обсуждении наиболее сложных и противоречивых процессов в развитии
российского общества. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к
пониманию исторической логики общественных процессов, специфики
возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностномотивационных, социальных систем. Тем самым, знания приобретают особую роль
в процессе самоидентификации личности, осознания себя как представителя
исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального
сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися
окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по
отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного
моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы курса связан с переходом от изучения
фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе –
к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается
развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения
и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися
собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории
России. Критерий качества связан не с усвоением все большего количества
информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением
навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием
коммуникативной культуры учащихся.
Изучение материала основывается на проблемно-хронологическом подходе.
Планируемые результаты освоения курса «Противоречивые вопросы
истории»:
Личностные результаты.
1.Складывание российской идентичности, способности к осознанию
российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма,
готовности к служению Отечеству, его защите.
2. Формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважения к государственным символам.
3.Формирование уважения к русскому языку, являющемуся главным
фактором национального самоопределения.
4.Воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.

Метапредметные результаты:
1.Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.
2.Оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели.
3.Сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения
целей ресурсы.
4.Организовывать эффективный поиск ресурсов для достижения
поставленной цели.
5.Определять несколько путей достижения поставленной цели.
6.Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций.
7.Распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках.
8.Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые задачи.
9.Искать и находить обобщенные способы решения задач.
10.Приводить критические аргументы как в отношении собственного
суждения, так и в отношении действий и суждений другого.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
1.Владеть системными историческими знаниями, служащими основой для
понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации)
событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории.
2.Характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в
мировом сообществе.
3.Определять исторические предпосылки, условия, место и время создания
исторических документов.
4.Использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа
историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее
систематизации и представления в различных знаковых системах.
5.Определять причинно-следственные, пространственные, временные связи
между важнейшими событиями (явлениями, процессами).
6.Различать в исторической информации факты и мнения, исторические
описания и исторические объяснения.
7.Находить и правильно использовать картографические источники для
реконструкции исторических событий, привязки
их к конкретному месту и времени.
8.Презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков.
9.Раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России,
определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам
исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о
достижениях историографии.
10.Соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной,
общероссийской и мировой истории XX в.
11.Обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научнопопулярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории
России.
12.Применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа
историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных
знаковых системах.

13.Критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие
человечества.
14.Изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на
основе комплексного использования энциклопедий, справочников.
15.Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности
исторических личностей и политических групп в истории.
16.Самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к
конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате
исследовательских раскопок.
17.Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности
исторических личностей и политических групп в истории.
18.Давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с
периодизацией, изложенной в историкокультурном стандарте), проводить
временной и пространственный анализ.
Обучающийся получит возможность научиться:
1.Использовать
принципы
структурно-функционального,
и
пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и
сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов
исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных
суждений.
2.Анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и
оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на
фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации.
3.Устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные
связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической
ситуации;
4.Определять и аргументировать свое отношение к различным версиям,
оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений
о достижениях историографии.
5.Применять элементы источниковедческого анализа при работе с
историческими материалами (определение принадлежности и достоверности
источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать
выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность.
6.Целенаправленно применять элементы методологических знаний об
историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной,
проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике,
поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.
7.Знать основные подходы (концепции) в изучении истории.
8.Знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории.
9.Работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать
документальную базу по исторической тематике; оценивать различные
исторические версии.
10.Исследовать с помощью исторических источников особенности
экономической и политической жизни Российского государства в контексте
мировой истории XX в.
11.Корректно использовать терминологию исторической науки в ходе
выступления, дискуссии и т.д.; представлять результаты историко-познавательной

деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры
деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв. Отмена крепостного права.
Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях
модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции.
Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.Утверждение
капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного
переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль
государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная
реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий
в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества.
Роль общины в жизни крестьянства.Идейные течения, политические партии и
общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 19051907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма. «Восточный
вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военнополитических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг.
Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское
общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г. Духовная жизнь
российского общества на рубеже веков XIX-XX веков.
Революция 1917 г. и Гражданская война в России. Революция 1917 г.
Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение
России республикой. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление
экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины
слабости демократических сил России. Политическая тактика большевиков, их
приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г.
в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и
роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция
1918 г. Формирование однопартийной системы в России. Гражданская война и
иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология
противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». Причины
поражения белого движения. Экономическое и политическое положение Советской
России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.
Советское общество в 1922-1941 гг. Образование СССР. Полемика о
принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о
путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма
в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины
свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического
развития.
Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее
социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической
модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система
управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийногосударственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые
репрессии.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг.
Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной
революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.
Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами.
Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и
проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия.
Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол.
Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе
Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.
Советский Союз в годы Великой Отечественной войны Нападение
Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных
действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на
советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военностратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой.
Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной
перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции
Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в
войне с Японией. Развитие советского военного искусства.Мобилизация страны на
войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод
экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных
мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская
Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу. СССР в
антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме
и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена
Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного
устройства мира.
СССР в первые послевоенные десятилетия.Социально-экономическое
положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление
хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние
на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в
СССР. Биполярный характер послевоенной системы международных отношений.
Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и
региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его
значение. Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля
над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели».
Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.
СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. Экономические реформы
середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит
товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции.
«Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого
социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения.
Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х
гг. СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы.
«Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США.
Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и
ее последствия. Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые

течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании
научно-технической революции.
Советское общество в 1985-1991 гг. Попытки модернизации советской
экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия
«ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение
принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства.
Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г. Политика
«гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация
общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической
идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины
роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных
движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о
суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада
СССР. «Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая
стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад
мировой социалистической системы.
Российская Федерация (1991-2003 гг.) Становление новой российской
государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие
Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие
России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и
движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной
России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество. Переход к
рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная
перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о
результатах социально-экономических и
политических реформ 1990-х
гг.Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности,
экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение
национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.
Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических
технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы
2003 г. и президентские выборы 2004 г.Участие России в формировании
современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных
процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств.
Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным
терроризмом.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС

№
Тема занятия
п/п
1 Особенности российского варианта модернизации.

Кол-во
часов
1

План

1

09.09

1
1

16.09
23.09

5

Пути и варианты политического развития страны в
начале XX в.
1917 г.: возможность исторического выбора.
Великая Октябрьская социалистическая революция
или Октябрьский переворот?
Причины победы большевиков в борьбе за власть.

1

30.09

6

Периодизация гражданской войны в России.

1

07.10

7
8

Гражданская война: белые.
Гражданская война: красные.

1
1

12.10
19.10

9

Между белыми и красными.

1

26.10

10

Гражданская война – трагедия русского народа

1

09.11

11

Русская эмиграция.

1

16.11

12

Содержание и итоги НЭПа.

1

23.11

13

Историческая роль НЭПа.

1

30.11

14

Необходимость, цели и средства индустриализации.

1

07.12

15
16

Главные итоги индустриализации.
Жертвы индустриализации.

1
1

14.12
21.12

17

Причины и ход коллективизации.

1

28.12

18

Итоги и последствия коллективизации.

1

11.01

19

План Чаянова.

1

18.01

20

Советско-финская война.

1

25.01

21
22

Кто проиграл «зимнюю войну»?
Подготовка СССР к войне с Германией.

1
1

01.02
08.02

23

1

15.02

24

Дискуссия о намерениях Сталина на начальном этапе
ВОВ.
Приказ №227.

1

22.02

25

Военные операции СССР в 1945 году.

1

01.03

26

Кто развязал «холодную войну»?

1

15.03

27
28

СССР и страны социалистического лагеря.
«Горячие» точки «холодной войны».

1
1

22.03
05.04

29

Достижения и проблемы развития СССР в 60-70 гг.
XX в.

1

12.04

2
3
4

02.09

Факт

30

Перестройка, ускорение, гласность

1

19.04

31
32

Был ли неизбежен распад СССР?
Трудности и противоречия переходного периода.

1
1

26.04
03.05

33

Межнациональные отношения в
посткоммунистических условиях.
Тенденции в развитии РФ на современном этапе.

1

10.05

1

17.05
24.05

3435

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».