Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя школа» Рабочая программа по элективному курсу «Логические задачи по обществознанию» для 11 класса Учитель: Паппенгейм Н.В. с. Белый Яр 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение познавательных задач по обществознанию» Класс: 10 Срок реализации программы: 1 год (2022-2023 учебный год) Количество часов по учебному плану: 35 часов. Пояснительная записка. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «Белоярская СШ» на 2022-2023 учебный год. В настоящее время все еще актуальна проблема подготовки обучающихся к ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ является наиболее востребованным. Программа элективного курса " Решение познавательных задач по обществознанию " предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационнокоммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемнопознавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе. В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана. Цель курса: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к ЕГЭ и повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера. Задачи курса: • Повторение курса обществознания; • Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию; • Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников. • Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям. Содержание курса включает • Информацию о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию; • Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления; • Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ. В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ. Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников. Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний. Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса. В результате изучения данного курса учащиеся должны: • Систематизировать и углубить теоретические знания по ключевым позициям курса; • Ориентироваться в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий части 1 и 2; • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодолеть психологические барьеры при подготовке к экзамену. Содержание программы: 1. Введение. ЕГЭ: структура и содержание экзаменационной работы (2ч). ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль). 2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (21 ч.). 2.1 Содержательная линия "Человек и общество": ключевые понятия и трудные вопросы (4 ч).Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль. Нравственная культура. Тенденции духовной жизни. Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных содержательных линий. 2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях "Человек. Познание" (3 ч.) Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации) Тренинг по выполнению частей 1 и 2 по данным содержательным линиям. 2.3 "Социальные отношения": обзор основных позиций, сложные вопросы (3 ч). Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий. 2.4 Содержательная линия "Экономика" (3 ч.). Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий 1 и 2 данной содержательной линии. 2.5 Содержательная линия "Политика"(3 ч.). Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов. Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие. Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Модели заданий части 1 и части 2 по данному содержательному блоку. Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному содержательному блоку. 2.6 "Право": основные теоретические положения содержательной линии (4 ч.). Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному содержательному блоку. 3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (12 ч.). 3.1 Основные модели заданий части 1 и части 2 и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий 1 и 2 (2 ч.). Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий части 1: на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ выполнения заданий части 2 с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте. 3.2 Общая характеристика заданий 21 -24. Особенности заданий 21-24 (2 ч). 21-24 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию. 3.3 Специфика заданий 25-28 (3 ч). 25 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте. 26 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социальногуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений. 27 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социальногуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. 28 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка. 3.4 Эссе как творческая работа выпускника (3 ч). 29 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания. 3.5 Итоговая контрольная работа (3ч.) Учебно-тематический план курса 35 часов Кол-во Тема занятия часов Введение. ЕГЭ: структура и содержание экзаменационной работы (2ч). Введение. ЕГЭ по 1. 1 обществознанию Структура и содержание 2. 1 экзаменационной работы Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (21 ч.). Актуальные вопросы 3. 1 содержания при подготовке к ЕГЭ 2023 Содержательная линия 4. 1 «Человек и общество». Ключевые понятия 5. 1 «Человек и общество» Тренинг по линии 6. 1 «Человек и общество» Решение контрольно7. 1 тренировочных заданий с кратким ответом. Проблемы изучения 8. 1 конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» Особенности заданий с 9. 1 кратким ответом по теме «Познание» Задания на сравнение 10. 1 близких понятий «Познание» Задания на завершение 11. 1 схем «Познание» «Социальные 12. 1 отношения»: обзор основных позиций № Тип занятия Дата План. Вводная лекция 2.09 Практикум 9.09 (Промежуточный контроль) 15.09 Лекция 23.09 Семинар 30.09 Тренинг 7.10 Практикум 14.10 Лекция 21.10 Практикум 28.10 Тренинг 11.11 Практикум 18.11 Лекция 25.11 Факт. 13. 1 14. 1 15. 1 16. 1 17. 1 18. 1 19. 1 20. 1 21. 1 22. 1 24. 1 Разновидности заданийзадач. Алгоритм выполнения заданиязадачи с открытым ответом. Особенности заданий с кратким вариантом ответа «Социальные отношения» Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» Решение контрольнотренировочных заданий с кратким ответом по теме «Экономика» Специфика заданий на классификацию «Экономика» Задания на распределение позиций по группам и установление соответствия «Экономика» Содержательная линия «Политика». Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов линии «Политика» Разновидности заданийзадач. Алгоритм выполнения заданиязадачи с открытым ответом. Линия «Политика» «Право»: основные теоретические положения Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (12 ч.). Структура и специфика заданий на анализ Лабораторная работа 2.12 Практикум 9.12 Лекция 16.12 Семинар 23.12 Практикум 13.01 Практикум 20.01 Лекция 27.01 Семинар 10.02 Практикум 17.02 Лекция 3.03 Практикум 10.03 25. 1 26. 1 27. 1 28. 1 29. 1 30. 1 31. 1 32. 1 33. 1 34. 1 35. 1 документа по линии «Право» Решение контрольнотренировочных заданий на установление соответствия по линии «Право» Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ Основные модели заданий части 1 и части 2 и проверяемые умения Общая характеристика заданий 21-27 части 2. Особенности заданий 2124 Специфика заданий 25-27 Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию Структура и специфика заданий на анализ документа Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию. Итоговое занятие. Решение 1 части ЕГЭ. Итоговое занятие. Решение 2 части ЕГЭ. Практикум 17.03 Лекция 24.03 Практикум, промежуточный контроль Лекция 7.04 Практикум 21.04 Семинар Практикум 28.04 5.05 Семинар 12.05 Семинар 19.05 Тестирование формате ЕГЭ 14.04 в 26.05 26.05 Список литературы 1. Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обществознание. Методика подготовки: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016. – 208 с. 2. ЕГЭ. Обществознание: тематические варианты: 20 вариантов/ под ред. Е.Л. Рутковской. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 272 с. 3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2009 4. ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания / Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2010. 5. ЕГЭ 2008. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2010. 6. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2008. 7. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2009.- № 10. 8. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. – 2008.- № 6. 9. О. В. Кишенкова ЕГЭ 2017. Обществознание. Алгоритм написания сочинения ООО «Издательство «Эксмо», 2017 10. Швандерова А.Р. Обществознание в формате ЕГЭ. Экономика Ростов н/Д.: Феникс, 2016. — 80 с. — (Большая перемена). 11.Коваль Т.В. ЕГЭ 2019. Обществознание. Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий. М.: Экзамен, 2019. — 184 с. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)