1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» реализуется в соответствии с технической направленностью дополнительного образования. Программа разработана в соответствии с: • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ; • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 678-р от 31.03.2022; • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573); • Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Белоярская средняя школа». Адресат программы: обучающиеся 9-13 лет, в количестве 15 человек. Уровень освоения программы: базовый. Актуальность программы. Программа соответствует действующим нормативным правовым актам и Концепции развития дополнительного образования в сфере технического творчества и направлена на формирование творческой личности, живущей в современном мире. Технологические наборы LEGO MINDSTORMS EV3 ориентированы на изучение основных физических принципов и базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств. На занятиях используются конструкторы наборов ресурсного набора серии LEGOMINDSTORMS EV3. Используя персональный компьютер или ноутбук с программным обеспечением, элементы из конструктора, ученики могут конструировать управляемые модели роботов. Загружая управляющую программу в специальный микрокомпьютер, и присоединяя его к модели робота, учащиеся изучают и наблюдают функциональные возможности различных моделей роботов. Робот работает независимо от настольного компьютера, на котором была написана управляющая программа. Получая информацию от различных датчиков и обрабатывая ее, EV3 управляет работой моторов. Современные дети фактически выросли в среде информационных технологий. Существенные изменения в технологиях, используемых в современной общеобразовательной школе, позитивно воспринимаются обучающимися, стимулируют их включаться более активно в учебный процесс. Цель программы: ознакомление с основами конструирования и программирования учебных роботов. Задачи: Обучающие: - развивать инновационную творческую деятельность обучающихся на занятиях по конструированию и робототехнике; - развивать сформированные универсальные учебные действия через создание на занятиях учебных ситуаций, постановку проблемных задач, требующих выбора, обоснования и создания определенной модели конструкции, написания алгоритма действий робота с помощью пиктограмм графического языка; - формировать представления о социальных и этических аспектах научно- технического прогресса; Развивающие: - развивать навыки взаимной оценки; - развивать навыков рефлексии, готовность к самообразованию и личностному самоопределению; - формировать представления о мире профессий, связанных с робототехникой и требованиях, предъявляемых такими профессиями, как инженер, механик; - конструктор, архитектор, программист, инженер-конструктор по робототехнике. Воспитательные: - содействовать социальной адаптации обучающихся в современном обществе, проявлению лидерских качеств; - воспитывать ответственность, трудолюбие, целеустремленность и организованность. - формировать навыки коммуникативной культуры, позитивного взаимодействия и сотрудничества; - формировать высокую социальную активность; - формировать навыки работы с информацией; - воспитывать патриотизм; - формировать навыки применения полученной информации для самостоятельной аналитической и творческой деятельности; - формировать умения и навыки, обеспечивающие успешную самореализацию в жизни и обществе. Уровень сложности – базовый. Срок и объем освоения: 1 год, 68 педагогических часов. Форма обучения: Очная. Формы и режим занятий. Форма проведения занятий – групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая. При формировании групп учитываются возрастные и индивидуальные особенности. Оптимальным составом для обучения являются группы из 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Учебный план Теория Разделы Всего № п/п Практика Количество часов 1 1 - 1 1 - 2 - 2 2 2 - 4 3 1 4 3 1 1 - 1 2 2 - 4 - 4 6 4 2 4 3 1 4 2 2 4 2 2 6 - 6 6 - 6 6 - 6 11 - 11 Введение. 1 Конструктор LEGO Mindstorms EV3 2 Конструкторы LEGO Mindstorms EV3, ресурсный набор. 3 Микрокомпьютер (Лекция) 4 Датчики 5 Сервомотор EV3 6 7 Программное обеспечение LEGO Mindstorms EV3 Основы программирования EV3 8 Первый робот и первая программа 9 Движения и повороты 10 Воспроизведение звуков и управление звуком 11 12 13 14 Движение робота с ультразвуковым датчиком и датчиком касания Обнаружение роботом черной линии и движение вдоль черной линии Проект «Tribot» 15 16 17 Проект «Shooterbot» Проект «Color Sorter» Решение олимпиадных заданий Содержание программы. Введение (1 ч.) Теория-1ч. Техника безопасности на занятии. Введение в Робототехнику. Области использования роботов. Поколения роботов. История развития робототехники. Применение роботов. Цели и задачи курса. Конструктор LEGO Mindstorms EV3. (1 ч.) Теория-1ч. Описание конструкторов LEGO Mindstorms EV3, ресурсный набор. Правила работы с набором. Особенности сборочных инструкций. Конструкторы LEGO Mindstorms EV3, ресурсный набор. (2 ч.) Практика-2ч. Практическое знакомство с набором LEGO Mindstorms EV3. Основные детали конструктора иего возможности. Микрокомпьютер. (2 ч.) Теория-2ч. Микропроцессор EV3. Краткое описание устройства, принципов функционирования. Знакомство с интерфейсом. Датчики. (4 ч.) Теория-3ч. Знакомство с датчиками из набора LEGO Mindstorms EV3. Назначение датчиков. В набореLEGO Mindstorms EV3 есть четыре вида датчиков: датчик касания, датчик цвета (освещенности), ультразвуковой датчик, датчик гироскоп. Практика-1ч. Практическое применение полученных знаний о датчиках. Сервомотор EV3. (4 ч.) Теория-3ч. Знакомство с сервомоторами из набора LEGO Mindstorms EV3. Краткое описание устройства, принципов функционирования. Варианты использования. Виды механических узлов, построенных на основе сервомоторов. Практика-1ч. Практическое применение полученных знаний о сервомоторах. Программное обеспечение LEGO Mindstorms EV3. (1 ч.) Практика-1ч. Установка программного обеспечения. Системные требования. Интерфейс. Самоучитель. Основы программирования EV3. (2 ч.) Теория-2ч. Программирование. Панель инструментов. Палитра команд. Меню. Рабочее поле. Окноподсказок. Панель конфигурации. Выгрузка и загрузка микропрограмм. Первый робот и первая программа. (4 ч.) Практика-4ч. Подключение сервомоторов и датчиков. Сборка первой учебной модели. Первые простые программы. Передача и запуск программ. Пульт управления роботом. Тестирование робота. Движения и повороты. (6 ч.) Теория-4ч. Движение вперёд. Создание кода управляющей программы для прямолинейного движения вперёд. Настройка блока движения на заданное расстояние и заданное время. Настройка направления движения. Поворот и разворот. Варианты различных комбинаций мощности моторов робота для выполнения поворота или разворота. Выполнение последовательности движений. Алгоритмточное движения на повороте. Практика-2ч. Встроенное программное обеспечение («прошивка»). Загрузка программы. Загрузка управляющего кода в робота. Движение вперёд. Загрузка «прошивки» в блок EV3. Создание кода управляющей программы для прямолинейного движения вперёд. Настройка блока движения на заданное расстояние и заданное время. Настройка направления движения. Воспроизведение звуков и управление звуком. (4 ч.) Теория-3ч. Принцип работы и приёмы управления звуковыми сигналами в LEGO Mindstorms EV3.Звуки Lego EV3, Блок «Звук», Режим «Воспроизвести файл», Звуковые файлы LEGO. Практика-1ч. Практическое применение полученных знаний о воспроизведении и управлении звуком. Движение робота с ультразвуковым датчиком и датчиком касания. (4 ч.) Теория-2ч. Принцип работы и приѐмы управления ультразвуковым датчиком и датчиком касания в LEGOMindstorms EV3. Практика-2ч. Практическое применение полученных знаний об ультразвуковым датчике и датчике касания. Обнаружение роботом черной линии и движение вдоль черной линии. (4 ч.) Теория-2ч. Отслеживание линии. Построение алгоритма отслеживания края линии, используя блоки «Жди темноты» и «Жди света». Движение вдоль линии с одним датчиком. Движение вдоль линии с двумя датчиками света. Алгоритм движения робота с двумя датчиками. Практика-2ч. Создание программы движения вдоль линии. Создание оптимального алгоритма, используя условие (Если-Иначе, if-else). Создание программы с более эффективным алгоритмом для движения по линии. Преодоление перекрёстков и сложных поворотов становится возможным для робота. Отслеживание линии. Использование датчика оборотов для движения робота на заданное расстояние. Проект «Tribot». (6 ч.) Практика-6ч. В ходе выполнения данного проектного задания ученики выполнят проектирование, сборку, отладку, программирование и финальное испытание робота («Tribot» - робот на трѐх колѐсах, одно из которых используется лишь как точка опоры). Проект «Shooterbot». (4 ч.) Практика-4ч. В ходе выполнения данного проектного задания ученики выполнят проектирование, сборку, отладку, программирование и финальное испытание робота («Shooterbot» - робот, стреляющий шариками). Проект «Color Sorter». (5 ч.) Практика-5ч. В ходе выполнения данного проектного задания ученики выполнят проектирование, сборку, отладку, программирование и финальное испытание робота («Color Sorter» - робот, который может сортировать предметы по цветам). Проект «Robogator». (4 ч.) Практика-4ч. В ходе выполнения данного проектного задания ученики выполнят проектирование, сборку, отладку, программирование и финальное испытание робота («Robogator» - робот эмитирующий вид и поведение аллигатора). Решение олимпиадных заданий. 11 ч. Практика-11ч. Решение олимпиадных задач. Подготовка, программирование и испытание роботов в соревнованиях. Участие в мероприятиях, олимпиадах по робототехнике. Планируемые результаты. Предметные: - знание комплекса теоретических знаний, основ робототехники; - осознание роли техники в процессе развития общества, понимание экологических последствий развития производства, транспорта; - владение методами исследовательской и проектной деятельности; - владение научной терминологией, методами и приёмами конструирования, моделирования и роботостроения; - умение устанавливать взаимосвязь с разными предметными областями (математика, физика, природоведение, биология, анатомия, информатика и др.) для решения задач по робототехнике; - владение ИКТ-компетенциями при работе с информацией. - владение навыками работы с интерфейсом и основными опциями компьютерных программ; - владение приемами работы с электронными файлами (сохранение, редактирование, запись, копирование); - освоение приемов и навыков создания медийных продуктов, повышение грамотности в области ИКТ; - освоение приёмов и методов практической работы на компьютере в основных файловых и офисных редакторах; Метапредметные: - сформированы навыки инновационного, критического мышления; - сформированы навыки позитивного, творческого мышления; - сформированы нравственные качества личности, самостоятельность и ответственность; - сформирован познавательный интерес к конструированию и освоению современных технологий в инженерии и робототехнике; - сформированы навыки, обеспечивающие социальное становление личности. Личностные: - сформированы навыки коммуникативной культуры, позитивного взаимодействия и сотрудничества; - сформированы положительные установки на творческую деятельность как важнейший элемент общей культуры; - сформирована информационная грамотность; - сформирована гибкость, адаптивность, инициативность, самодисциплина; - сформирована способность к технологическим, организационным социальным инновациям; - сформированы навыки работы с информацией. Оценочные материалы. Оценка полученных образовательных, практических результатов у учащихся проводится с помощью методов педагогического наблюдения, выполнения заданий в ходе проведения занятий, решение практических задач. По блокам: программа включает мотор A, ждет 3 секунды, после чего ждет нажатия на среднюю кнопку. Если кнопка нажата — мотор выключается. Первая программа в цикле включает мотор, если нажата кнопка — выключает его и ждет, пока кнопка не будет отпущена. Так как у нас цикл — после отпускания кнопки мотор опять включится. Вторая программа выключает мотор, если нажата кнопка, и включает его, если не нажата. То есть, обе программы внешне работают одинаково. В первой программе стоит команда «играть звук 2 секунды до завершения». Это будет работать как блок ожидания — программа не будет выполняться дальше, пока не закончит проигрывать звук. Только после этого выполнится команда «выключить мотор». Во второй программе команда «играть звук 2 секунды 1 раз». Она запустит проигрывания звука на 2 секунды, после чего выполнит следующую команду — «выключить мотор». То есть, звук ещё будет проигрываться, а мотор уже выключится. То есть, во второй программе мотор выключится сразу после начала мелодии, а в первой — мотор будет крутиться все две секунды, пока играет мелодия и только после этого остановится. Программа ждет нажатия на кнопку, поворачивает мотор на 5 градусов вперед, ждет секунду, и если кнопка нажата, поворачивает на 5 градусов назад. После этого в цикле трижды мотор поворачивается на 5 градусов, то есть, в сумме — на 15. Если кнопка нажата больше 1 секунды — выполнятся все эти действия, т.е. мотор повернется на +5 — 5 + 5 + 5 + 5 = 15 градусов. Первая команда программы — ждать 6 секунд. В это время программа не реагирует ни на какие сигналы от датчиков. Соответственно, если на 5 секунде махнуть перед датчиком белым цветом — это останется незамеченным. После этого программа будет выполнять блок «ждать яркость отраженного цвета > 70» — эта яркость соответствует как раз белому цвету. Пока перед датчиком снова не появится белый цвет программа дальше выполняться не будет, а значит, ничего происходить тоже не будет. Первый блок поворачивает один мотор на 0,5 оборота, третий блок — второй мотор. Второй блок не нужен. Третий блок выводит на экран смайлик. По условию задачи — этого не требуется. В первой программе в цикле: очищается экран, ожидается 2 секунды, выводится смайлик, ожидается 2 секунды. Во второй программе — очищается экран, ожидается 2 секунды, в течении двух секунды в цикле выводится смайлик. Внешне обе программы работают абсолютно одинаково. Разберем, как будет работать программа, если нажата правая кнопка и не нажата левая. Сначала проверяется нажатие левой кнопки. Если она не нажата запускается вперед со скоростью 50 мотор А, и останавливается мотор В. Далее, проверяется правая кнопка. Если она нажата — запускается вперед мотор В и программа попадает на блок ожидания, который ждет отпускания кнопки В. То есть, пока нажата правая кнопка крутится мотор В, и крутится вперед мотор А — ведь он был включен на предыдущей проверке, на предыдущем переключателе, и с тех пор других команд для него не было. В итоге, пока правая кнопка нажата — оба мотора крутятся вперед со скоростью 50. 1 Плани- Фактируемая ческая дата дата Название темы Введение. 1 1 - Эвристичес кая лекция № Форма занятия Календарно-тематический план. Конструктор LEGO Mindstorms EV3 1 1 - 3 Конструкторы LEGO Mindstorms EV3, ресурсный набор. 2 - 2 4 Микрокомпьютер (Лекция) 2 2 - 5 Датчики 4 3 1 6 Сервомотор EV3 4 3 1 7 Программное обеспечение LEGO Mindstorms EV3 1 - 1 Эвристиче ская лекция 8 Основы программирования EV3 2 2 - Эвристиче ская лекция 9 Первый робот и первая программа 4 - 4 10 Движения и повороты 6 4 2 Практичес кое занятие с элемента ми игры Воспроизведение звуков 4 и управление звуком 3 1 Практичес кое занятие 11 Практичес кое занятие с элемента ми игры Практичес кое занятие Практичес кое занятие с элемента ми игры Эвристиче ская лекция Практичес кое занятие Эвристиче ская лекция 2 Обнаружение роботом черной линии и движение вдоль черной линии 4 2 2 14 Проект «Tribot» 6 - 6 15 Проект «Shooterbot» 6 - 6 16 Проект «Color Sorter» 6 - 6 17 Решение олимпиадных заданий 11 - 11 Практичес кое занятие 13 Практичес кое занятие 2 Практичес кое занятие 2 Практичес кое занятие 4 Практичес кое занятие Движение робота с ультразвуковым датчиком и датчиком касания Практичес кое занятие 12 Условия реализации программы. Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Робикум» проводятся в стационарном, типовом, освещенном и проветриваемом учебном кабинете, который отвечает требованиям санитарно-гигиенических норм, правилам техники безопасности, установленных для помещений, где работают обучающиеся, оснащенном типовыми столами и стульями с учетом физиологических особенностей обучающихся. Материалы и инструменты. Конструкторы LEGO Education Mindstorms EV3, компьютеры, проектор, экран. № 1 1 Наименование Набор для создания программируемых моделей и гусеничных роботов Набор для создания программируемых моделей и гусеничных роботов Фото Кол-во Ед. изм. 2 шт. 1 шт. 2 Дополнительный набор для создания конвейеров 1 шт. 3 Дополнительный набор сложных зубчатых передач 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 7 Дополнительный набор моторов и сервоприводов 1 шт. 8 ИП Неткачев Дополнительный набор моторов и сервоприводов 1 шт. 9 Дополнительный набор моторов и сервоприводов 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 4 5 6 10 11 Дополнительный набор звёздочек и цепь Дополнительный набор внедорожных шин Набор моторов для базового набора для изучения промышленной робототехники Дополнительный набор всенаправленных колес Дополнительный набор с джойстиком Дополнительный набор с захватом 12