Робототехника

1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Робототехника» реализуется в соответствии с технической
направленностью дополнительного образования.
Программа разработана в соответствии с:
•
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ;
•
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
•
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации №
678-р от 31.03.2022;
•
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте
России 18.12.2020 N 61573);
•
Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Белоярская средняя школа».
Адресат программы: обучающиеся 9-13 лет, в количестве 15 человек.
Уровень освоения программы: базовый.
Актуальность программы. Программа соответствует действующим
нормативным правовым актам и Концепции развития дополнительного
образования в сфере технического творчества и направлена на формирование
творческой личности, живущей в современном мире. Технологические наборы
LEGO MINDSTORMS EV3 ориентированы на изучение основных физических
принципов и базовых технических решений, лежащих в основе всех
современных конструкций и устройств.
На занятиях используются конструкторы наборов ресурсного набора
серии LEGOMINDSTORMS EV3.
Используя персональный компьютер или ноутбук с программным
обеспечением, элементы из конструктора, ученики могут конструировать
управляемые модели роботов. Загружая управляющую программу в
специальный микрокомпьютер, и присоединяя его к модели робота, учащиеся
изучают и наблюдают функциональные возможности различных моделей
роботов. Робот работает независимо от настольного компьютера, на котором
была написана управляющая программа. Получая информацию от различных
датчиков и обрабатывая ее, EV3 управляет работой моторов.
Современные дети фактически выросли в среде информационных
технологий. Существенные изменения в технологиях, используемых в
современной общеобразовательной школе, позитивно воспринимаются

обучающимися, стимулируют их включаться более активно в учебный
процесс.
Цель программы:
ознакомление
с
основами
конструирования и программирования учебных роботов.
Задачи:
Обучающие:
- развивать инновационную творческую деятельность обучающихся на
занятиях по конструированию и робототехнике;
- развивать сформированные универсальные учебные действия через
создание на занятиях учебных ситуаций, постановку проблемных задач,
требующих выбора, обоснования и создания определенной модели
конструкции, написания алгоритма действий робота с помощью пиктограмм
графического языка;
- формировать представления о социальных и этических аспектах
научно- технического прогресса;
Развивающие:
- развивать навыки взаимной оценки;
- развивать навыков рефлексии, готовность к самообразованию и
личностному самоопределению;
- формировать представления о мире профессий, связанных с
робототехникой и требованиях, предъявляемых такими профессиями, как
инженер, механик;
- конструктор, архитектор, программист, инженер-конструктор по
робототехнике.
Воспитательные:
- содействовать социальной адаптации обучающихся
в
современном
обществе, проявлению лидерских качеств;
- воспитывать ответственность,
трудолюбие,
целеустремленность и организованность.
- формировать навыки
коммуникативной
культуры,
позитивного взаимодействия и сотрудничества;
- формировать высокую социальную активность;
- формировать навыки работы с информацией;
- воспитывать патриотизм;
- формировать навыки
применения
полученной
информации
для самостоятельной аналитической и творческой
деятельности;
- формировать умения
и
навыки,
обеспечивающие
успешную самореализацию в жизни и обществе.
Уровень сложности – базовый.
Срок и объем освоения: 1 год, 68 педагогических часов.
Форма обучения: Очная.
Формы и режим занятий. Форма проведения занятий – групповая,
индивидуальная, индивидуально-групповая. При формировании групп
учитываются возрастные и индивидуальные особенности. Оптимальным

составом для обучения являются группы из 15 человек. Занятия проводятся 1
раз в неделю по 2 часа.
Учебный план

Теория

Разделы

Всего

№
п/п

Практика

Количество часов

1

1

-

1

1

-

2

-

2

2

2

-

4

3

1

4

3

1

1

-

1

2

2

-

4

-

4

6

4

2

4

3

1

4

2

2

4

2

2

6

-

6

6

-

6

6

-

6

11

-

11

Введение.
1
Конструктор LEGO Mindstorms EV3

2

Конструкторы LEGO Mindstorms EV3, ресурсный набор.
3
Микрокомпьютер (Лекция)

4

Датчики

5

Сервомотор EV3

6
7

Программное обеспечение LEGO Mindstorms EV3
Основы программирования EV3

8

Первый робот и первая программа

9

Движения и повороты

10

Воспроизведение звуков и управление звуком

11
12
13
14

Движение робота с ультразвуковым датчиком и датчиком
касания
Обнаружение роботом черной линии и движение вдоль
черной линии
Проект «Tribot»

15
16
17

Проект «Shooterbot»
Проект «Color Sorter»
Решение олимпиадных заданий

Содержание программы.

Введение (1 ч.)
Теория-1ч.

Техника безопасности на занятии. Введение в Робототехнику. Области
использования роботов. Поколения роботов. История развития робототехники.
Применение роботов. Цели и задачи курса.
Конструктор LEGO Mindstorms EV3. (1 ч.)
Теория-1ч.
Описание конструкторов LEGO Mindstorms EV3, ресурсный набор.
Правила работы с набором. Особенности сборочных инструкций.
Конструкторы LEGO Mindstorms EV3, ресурсный набор. (2 ч.)
Практика-2ч.
Практическое знакомство с набором LEGO Mindstorms EV3. Основные
детали конструктора иего возможности.
Микрокомпьютер. (2 ч.)
Теория-2ч.
Микропроцессор EV3. Краткое описание устройства, принципов
функционирования. Знакомство с интерфейсом.
Датчики. (4 ч.)
Теория-3ч.
Знакомство с датчиками из набора LEGO Mindstorms EV3. Назначение
датчиков. В набореLEGO Mindstorms EV3 есть четыре вида датчиков: датчик
касания, датчик цвета (освещенности), ультразвуковой датчик, датчик
гироскоп.
Практика-1ч.
Практическое применение полученных знаний о датчиках.
Сервомотор EV3. (4 ч.)
Теория-3ч.
Знакомство с сервомоторами из набора LEGO Mindstorms EV3. Краткое
описание
устройства,
принципов
функционирования.
Варианты
использования. Виды механических узлов, построенных на основе
сервомоторов.
Практика-1ч.
Практическое применение полученных знаний о сервомоторах.
Программное обеспечение LEGO Mindstorms EV3. (1 ч.)
Практика-1ч.
Установка программного обеспечения. Системные требования.
Интерфейс.
Самоучитель.
Основы программирования EV3. (2 ч.)
Теория-2ч.
Программирование. Панель инструментов. Палитра команд. Меню.
Рабочее поле.
Окноподсказок. Панель конфигурации. Выгрузка и загрузка
микропрограмм.

Первый робот и первая программа. (4 ч.)
Практика-4ч.
Подключение сервомоторов и датчиков. Сборка первой учебной модели.
Первые простые программы. Передача и запуск программ. Пульт управления
роботом.
Тестирование робота.
Движения и повороты. (6 ч.)
Теория-4ч.
Движение вперёд. Создание кода управляющей программы для
прямолинейного движения вперёд. Настройка блока движения на заданное
расстояние и заданное время. Настройка направления движения.
Поворот и разворот. Варианты различных комбинаций мощности моторов
робота для выполнения поворота или разворота. Выполнение последовательности
движений.
Алгоритмточное движения на повороте.
Практика-2ч.
Встроенное программное обеспечение («прошивка»). Загрузка программы.
Загрузка управляющего кода в робота. Движение вперёд. Загрузка «прошивки» в
блок EV3. Создание кода управляющей программы для прямолинейного движения
вперёд. Настройка блока движения на заданное расстояние и заданное время.
Настройка направления движения.
Воспроизведение звуков и управление звуком. (4 ч.)
Теория-3ч.
Принцип работы и приёмы управления звуковыми сигналами в LEGO
Mindstorms EV3.Звуки Lego EV3, Блок «Звук», Режим «Воспроизвести файл»,
Звуковые файлы LEGO.
Практика-1ч.
Практическое применение полученных знаний о воспроизведении и
управлении звуком.
Движение робота с ультразвуковым датчиком и датчиком касания. (4 ч.)
Теория-2ч.
Принцип работы и приѐмы управления ультразвуковым датчиком и датчиком
касания в LEGOMindstorms EV3.
Практика-2ч.
Практическое применение полученных знаний об ультразвуковым датчике и
датчике касания.
Обнаружение роботом черной линии и движение вдоль черной линии. (4
ч.)
Теория-2ч.
Отслеживание линии. Построение алгоритма отслеживания края линии,
используя блоки «Жди темноты» и «Жди света». Движение вдоль линии с одним
датчиком. Движение вдоль линии с двумя датчиками света. Алгоритм движения
робота с двумя датчиками.
Практика-2ч.
Создание программы движения вдоль линии. Создание оптимального
алгоритма, используя условие (Если-Иначе, if-else). Создание программы с более
эффективным алгоритмом для движения по линии. Преодоление перекрёстков и

сложных поворотов становится возможным для робота. Отслеживание линии.
Использование датчика оборотов для движения робота на заданное расстояние.
Проект «Tribot». (6 ч.)
Практика-6ч.
В ходе выполнения данного проектного задания ученики выполнят
проектирование, сборку, отладку, программирование и финальное испытание
робота («Tribot» - робот на трѐх колѐсах, одно из которых используется лишь как
точка опоры).
Проект «Shooterbot». (4 ч.)
Практика-4ч.
В ходе выполнения данного проектного задания ученики выполнят
проектирование, сборку, отладку, программирование и финальное испытание
робота («Shooterbot» - робот, стреляющий шариками).
Проект «Color Sorter». (5 ч.)
Практика-5ч.
В ходе выполнения данного проектного задания ученики выполнят
проектирование, сборку, отладку, программирование и финальное испытание
робота («Color Sorter» - робот, который может сортировать предметы по цветам).
Проект «Robogator». (4 ч.)
Практика-4ч.
В ходе выполнения данного проектного задания ученики выполнят
проектирование, сборку, отладку, программирование и финальное испытание
робота («Robogator» - робот эмитирующий вид и поведение аллигатора).
Решение олимпиадных заданий. 11 ч.
Практика-11ч.
Решение олимпиадных задач. Подготовка, программирование и испытание
роботов в соревнованиях. Участие в мероприятиях, олимпиадах по робототехнике.
Планируемые результаты.
Предметные:
- знание комплекса теоретических знаний, основ робототехники;
- осознание роли техники в процессе развития общества, понимание экологических
последствий развития производства, транспорта;
- владение методами исследовательской и проектной деятельности;
- владение научной терминологией, методами и приёмами конструирования,
моделирования и роботостроения;
- умение устанавливать взаимосвязь с разными предметными областями
(математика, физика, природоведение, биология, анатомия, информатика и др.) для
решения задач по робототехнике;
- владение ИКТ-компетенциями при работе с информацией.
- владение навыками работы с интерфейсом и основными опциями компьютерных
программ;
- владение приемами работы с электронными файлами (сохранение,
редактирование, запись, копирование);
- освоение приемов и навыков создания медийных продуктов, повышение
грамотности в области ИКТ;
- освоение приёмов и методов практической работы на компьютере в основных
файловых и офисных редакторах;

Метапредметные:
- сформированы навыки инновационного, критического мышления;
- сформированы навыки позитивного, творческого мышления;
- сформированы нравственные качества личности, самостоятельность и
ответственность;
- сформирован познавательный интерес к конструированию и освоению
современных технологий в инженерии и робототехнике;
- сформированы навыки, обеспечивающие социальное становление личности.
Личностные:
- сформированы навыки коммуникативной культуры, позитивного взаимодействия
и сотрудничества;
- сформированы положительные установки на творческую деятельность как
важнейший элемент общей культуры;
- сформирована информационная грамотность;
- сформирована гибкость, адаптивность, инициативность, самодисциплина;
- сформирована способность
к
технологическим,
организационным
социальным инновациям;
- сформированы навыки работы с информацией.
Оценочные материалы.
Оценка полученных образовательных, практических результатов у учащихся
проводится с помощью методов педагогического наблюдения, выполнения заданий в
ходе проведения занятий, решение практических задач.

По блокам: программа включает мотор A, ждет 3 секунды, после чего ждет нажатия на среднюю кнопку. Если
кнопка нажата — мотор выключается.

Первая программа в цикле включает мотор, если нажата кнопка — выключает его и ждет, пока кнопка не
будет отпущена. Так как у нас цикл — после отпускания кнопки мотор опять включится.
Вторая программа выключает мотор, если нажата кнопка, и включает его, если не нажата.
То есть, обе программы внешне работают одинаково.

В первой программе стоит команда «играть звук 2 секунды до завершения». Это будет работать как блок
ожидания — программа не будет выполняться дальше, пока не закончит проигрывать звук. Только после
этого выполнится команда «выключить мотор».
Во второй программе команда «играть звук 2 секунды 1 раз». Она запустит проигрывания звука на 2 секунды,
после чего выполнит следующую команду — «выключить мотор». То есть, звук ещё будет проигрываться, а
мотор уже выключится.
То есть, во второй программе мотор выключится сразу после начала мелодии, а в первой — мотор будет
крутиться все две секунды, пока играет мелодия и только после этого остановится.

Программа ждет нажатия на кнопку, поворачивает мотор на 5 градусов вперед, ждет секунду, и если кнопка
нажата, поворачивает на 5 градусов назад. После этого в цикле трижды мотор поворачивается на 5 градусов,
то есть, в сумме — на 15.
Если кнопка нажата больше 1 секунды — выполнятся все эти действия, т.е. мотор повернется на
+5 — 5 + 5 + 5 + 5 = 15 градусов.

Первая команда программы — ждать 6 секунд.
В это время программа не реагирует ни на какие сигналы от датчиков. Соответственно, если на 5 секунде
махнуть перед датчиком белым цветом — это останется незамеченным.
После этого программа будет выполнять блок «ждать яркость отраженного цвета > 70» — эта яркость
соответствует как раз белому цвету.
Пока перед датчиком снова не появится белый цвет программа дальше выполняться не будет, а значит, ничего
происходить тоже не будет.

Первый блок поворачивает один мотор на 0,5 оборота, третий блок — второй мотор.
Второй блок не нужен.

Третий блок выводит на экран смайлик. По условию задачи — этого не требуется.

В первой программе в цикле: очищается экран, ожидается 2 секунды, выводится смайлик, ожидается 2
секунды.
Во второй программе — очищается экран, ожидается 2 секунды, в течении двух секунды в цикле выводится
смайлик.
Внешне обе программы работают абсолютно одинаково.

Разберем, как будет работать программа, если нажата правая кнопка и не нажата левая.
Сначала проверяется нажатие левой кнопки. Если она не нажата запускается вперед со скоростью 50
мотор А, и останавливается мотор В.
Далее, проверяется правая кнопка. Если она нажата — запускается вперед мотор В и программа
попадает на блок ожидания, который ждет отпускания кнопки В.
То есть, пока нажата правая кнопка крутится мотор В, и крутится вперед мотор А — ведь он был включен на
предыдущей проверке, на предыдущем переключателе, и с тех пор других команд для него не было.
В итоге, пока правая кнопка нажата — оба мотора крутятся вперед со скоростью 50.

1

Плани- Фактируемая ческая
дата
дата

Название темы

Введение.

1

1

-

Эвристичес
кая лекция

№

Форма
занятия

Календарно-тематический план.

Конструктор LEGO
Mindstorms EV3

1

1

-

3

Конструкторы LEGO
Mindstorms EV3,
ресурсный набор.

2

-

2

4

Микрокомпьютер
(Лекция)

2

2

-

5

Датчики

4

3

1

6

Сервомотор EV3

4

3

1

7

Программное
обеспечение LEGO
Mindstorms EV3

1

-

1

Эвристиче
ская
лекция

8

Основы
программирования EV3

2

2

-

Эвристиче
ская
лекция

9

Первый робот и первая
программа

4

-

4

10

Движения и повороты

6

4

2

Практичес
кое
занятие с
элемента
ми игры

Воспроизведение звуков 4
и управление звуком

3

1

Практичес
кое
занятие

11

Практичес
кое
занятие с
элемента
ми игры

Практичес
кое
занятие

Практичес
кое
занятие с
элемента
ми игры

Эвристиче
ская
лекция

Практичес
кое
занятие

Эвристиче
ская
лекция

2

Обнаружение роботом
черной линии и
движение вдоль черной
линии

4

2

2

14

Проект «Tribot»

6

-

6

15

Проект «Shooterbot»

6

-

6

16

Проект «Color Sorter»

6

-

6

17

Решение олимпиадных
заданий

11

-

11

Практичес
кое
занятие

13

Практичес
кое
занятие

2

Практичес
кое
занятие

2

Практичес
кое
занятие

4

Практичес
кое
занятие

Движение робота с
ультразвуковым
датчиком и датчиком
касания

Практичес
кое
занятие

12

Условия реализации программы.
Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Робикум»
проводятся в стационарном, типовом, освещенном и проветриваемом учебном
кабинете, который отвечает требованиям санитарно-гигиенических норм,
правилам техники безопасности, установленных для помещений, где работают
обучающиеся, оснащенном типовыми столами и стульями с учетом
физиологических особенностей обучающихся.
Материалы и инструменты.
Конструкторы LEGO Education Mindstorms EV3, компьютеры, проектор, экран.
№

1

1

Наименование
Набор для создания
программируемых
моделей и гусеничных
роботов
Набор для создания
программируемых
моделей и гусеничных
роботов

Фото

Кол-во

Ед. изм.

2

шт.

1

шт.

2

Дополнительный набор
для создания
конвейеров

1

шт.

3

Дополнительный набор
сложных зубчатых
передач

1

шт.

1

шт.

1

шт.

1

шт.

7

Дополнительный набор
моторов и
сервоприводов

1

шт.

8

ИП Неткачев
Дополнительный набор
моторов и
сервоприводов

1

шт.

9

Дополнительный набор
моторов и
сервоприводов

1

шт.

1

шт.

1

шт.

1

шт.

4

5

6

10

11

Дополнительный набор
звёздочек и цепь
Дополнительный набор
внедорожных шин
Набор моторов для
базового набора для
изучения
промышленной
робототехники

Дополнительный набор
всенаправленных колес
Дополнительный набор
с джойстиком
Дополнительный набор
с захватом

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».