РП курса ВД "Волшебная кулиса" по общекультурному направлению МБОУ "Белоярская СШ"

Приложение
к
основной
образовательной
программе
начального
общего
образования, утверждённой приказом
от 24.05.2024 № 68/4

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Волшебная кулиса»
по общекультурному направлению

Составитель:
Додонкова Е.С.,
учитель начальных классов

с. Белый Яр
2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Волшебная кулиса» составлена в соответствии с
Основной
образовательной программой начального общего образования МБОУ «Белоярская средняя
школа».
Данная программа составлена на основе с учётом требований федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования,
нормативно-правовых документов:
 Закон Российской Федерации «Об образовании»
 СанПиН,2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебновоспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002), раздел2.9
 О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО
РФ№220\11-13 от 20.02.1999)
 Положение о внеурочной деятельности МБОУ «Белоярская СШ»
Содержание программы курса тесно интегрировано с воспитательными
мероприятиями в рамках плана воспитательной работы школы. Реализует
общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И
поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать
любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит
стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью
выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест,
пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных
произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать
события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра
способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского
творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического)
в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса,
расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры
поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность –
предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании
детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во
взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с
занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает
их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и
синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира.
Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других,
развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального
искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая
максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с
процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Актуальность
В основе программы лежит идея
использования потенциала театральной
педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития
речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает
запросам
различных
социальных
групп
нашего
общества,
обеспечивает
совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Практическая значимость программы заключается в том, что полученные знания
позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их
творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить
внутренние цели, стремиться к ним.
В программе выделено два типа задач.
Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие
эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка
средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием
артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском
театре.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального,
нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности
ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный,
театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения
образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как
доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Основными формами проведения занятий являются:
 театральные игры,
 конкурсы,
 викторины,
 беседы,
 экскурсии в театр и музеи,
 спектакли
 праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка
сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из
литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному
искусству и мастерству
Программа предназначена для учащихся 1 класса. Количественный состав
группы 20 человек. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на
требования к его
личностным и метапредметным результатам, направлена на
гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на
психологических особенностях развития младших школьников.
Дети на занятия набираются в добровольном порядке, по заявлению родителей.
На реализацию театрального курса «Волшебная кулиса» отводится 34 часа.
Периодичность занятий – один раз в неделю. Занятия проводятся по 40 минут в
соответствии с нормами СанПина. 70% содержания планирования направлено на
активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей,
подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение
тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов,
репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интернетресурсы, посещение спектаклей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа)
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. (2 часа) Роль театра в культуре.
Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на
кружке, с инструкциями по охране труда. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от
других видов искусств. Дети приобретают навыки, необходимые для верного
сценического общения, участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической
жестикуляции («Немое кино» «Мультяшки - анимашки»). Знакомятся с древнегреческим,
современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. Знакомятся с создателями
спектакля: писатель, поэт, драматург.
2 раздел. (5 часов) Театрально-исполнительская деятельность. Занятия сценическим
искусством. Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма. Образноигровые упражнения (поезд, мотылек, бабочка). Упражнения, в основе которых
содержатся абстрактные образы (огонь, снег). Основы актерского мастерства. Мимика.
Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм.
Импровизация. Диалог. Монолог.
6 раздел. (22 час) Работа над спектаклем. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить составлять сценарии театральных постановок, этюды по сказкам,
басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить
ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать
умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные
состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно,
осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
7 раздел. (5 часов) Основы пантомимы. Дети знакомятся с позами актера в пантомиме,
как основное выразительное средство. Составление миниатюр (пантомимы). Жест, маска в
пантомимном действии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности
можно оценить по трём уровням.
Результаты
первого
уровня (Приобретение
школьником
социальных
знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных
знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной
реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с
представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации,
организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими
детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты:
1.1 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
1.2 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
1.3 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
1.4 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
2 .Регулятивные УУД:

2.1 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
2.2 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
2.3 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
2.4 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
3.Познавательные УУД:
3.1 пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
3.2 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
3.3 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок,
этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
4. Коммуникативные УУД:
4.1 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
4.2работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
4.3обращаться за помощью;
4.4формулировать свои затруднения;
4.5предлагать помощь и сотрудничество;
4.6слушать собеседника;
4.7договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
4.8формулировать собственное мнение и позицию;
4.9осуществлять взаимный контроль;
4.10адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
5. Предметные результаты
Учащиеся научатся
5.1правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
5.2 виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
5.3 чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
5.4 наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся будут уметь
5.5 владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
5.6 действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на
заданную тему;
5.7 произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
5.8 произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
5.9 произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
5.10 читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
5.11 подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Критерии определения результативности
Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, собеседования с
классными руководителями по достижению индивидуальных задач учащихся,
наблюдение за деятельностью ребёнка в процессе занятий и т.д.). В качестве
промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться: сольные
исполнительские номера (чтецкие или вокальные), участие в групповых композициях
(этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, кукольных, теневых мини-спектаклях,
подготовленных участниками занятий), самостоятельная организация и проведение игр и
театральных упражнений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (34 часа)
№ Раздел программы

Коли- Количество
чество часов
часов

Характеристика видов
деятельности обучающихся

Теория

Практика

1.

Роль театра в
культуре.

3

3

-

Участники знакомятся с
создателями спектакля:
писатель, поэт, драматург.
Театральными жанрами.

2

Театральноисполнительская
деятельность.

5

3

2

Упражнения для развития
хорошей дикции, интонации,
темпа речи. Диалог, монолог.

3.

Основы
пантомимы.

5

1

4

Участники знакомятся с
позами актера в пантомиме,
как основное выразительное
средство. Куклы-марионетки,
надувные игрушки,
механические куклы. Жест,
маска в пантомимном
действии.

4.

Работа и показ
театрализованного
представления.

22

7

15

Участвуют в распределении
ролей, выбирая для себя
более подходящую. Учатся
распределяться на «сцене»,
чтобы выделялся главный
персонаж. Разучивание ролей,
изготовление костюмов.
Выступление перед
учащимися и родителями.

Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».