Приложение к основной образовательной программе начального общего образования, утверждённой приказом от 24.05.2024 № 68/4 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебная кулиса» по общекультурному направлению Составитель: Додонкова Е.С., учитель начальных классов с. Белый Яр 2024 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Волшебная кулиса» составлена в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Белоярская средняя школа». Данная программа составлена на основе с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, нормативно-правовых документов: Закон Российской Федерации «Об образовании» СанПиН,2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебновоспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002), раздел2.9 О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ№220\11-13 от 20.02.1999) Положение о внеурочной деятельности МБОУ «Белоярская СШ» Содержание программы курса тесно интегрировано с воспитательными мероприятиями в рамках плана воспитательной работы школы. Реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности. Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами. Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства. Актуальность В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Практическая значимость программы заключается в том, что полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра. Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре. Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Задачи, решаемые в рамках данной программы: - знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии). - поэтапное освоение детьми различных видов творчества. - совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. - развитие речевой культуры; - развитие эстетического вкуса. -воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других. Основными формами проведения занятий являются: театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли праздники. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству Программа предназначена для учащихся 1 класса. Количественный состав группы 20 человек. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. Дети на занятия набираются в добровольном порядке, по заявлению родителей. На реализацию театрального курса «Волшебная кулиса» отводится 34 часа. Периодичность занятий – один раз в неделю. Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интернетресурсы, посещение спектаклей. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа) Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов. 1 раздел. (2 часа) Роль театра в культуре. Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Дети приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения, участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино» «Мультяшки - анимашки»). Знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. Знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург. 2 раздел. (5 часов) Театрально-исполнительская деятельность. Занятия сценическим искусством. Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма. Образноигровые упражнения (поезд, мотылек, бабочка). Упражнения, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь, снег). Основы актерского мастерства. Мимика. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог. Монолог. 6 раздел. (22 час) Работа над спектаклем. Показ спектакля. Задачи учителя. Учить составлять сценарии театральных постановок, этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. 7 раздел. (5 часов) Основы пантомимы. Дети знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство. Составление миниатюр (пантомимы). Жест, маска в пантомимном действии. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням. Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей. Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура) Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД. Личностные результаты: 1.1 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; 1.2 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; 1.3 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; 1.4 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). 2 .Регулятивные УУД: 2.1 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; 2.2 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; 2.3 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; 2.4 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». 3.Познавательные УУД: 3.1 пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; 3.2 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; 3.3 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. 4. Коммуникативные УУД: 4.1 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность 4.2работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; 4.3обращаться за помощью; 4.4формулировать свои затруднения; 4.5предлагать помощь и сотрудничество; 4.6слушать собеседника; 4.7договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; 4.8формулировать собственное мнение и позицию; 4.9осуществлять взаимный контроль; 4.10адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 5. Предметные результаты Учащиеся научатся 5.1правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля; 5.2 виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.); 5.3 чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок; 5.4 наизусть стихотворения русских авторов. Учащиеся будут уметь 5.5 владеть комплексом артикуляционной гимнастики; 5.6 действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; 5.7 произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; 5.8 произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; 5.9 произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; 5.10 читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему; 5.11 подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями. Критерии определения результативности Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, собеседования с классными руководителями по достижению индивидуальных задач учащихся, наблюдение за деятельностью ребёнка в процессе занятий и т.д.). В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться: сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные), участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, кукольных, теневых мини-спектаклях, подготовленных участниками занятий), самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс (34 часа) № Раздел программы Коли- Количество чество часов часов Характеристика видов деятельности обучающихся Теория Практика 1. Роль театра в культуре. 3 3 - Участники знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральными жанрами. 2 Театральноисполнительская деятельность. 5 3 2 Упражнения для развития хорошей дикции, интонации, темпа речи. Диалог, монолог. 3. Основы пантомимы. 5 1 4 Участники знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство. Куклы-марионетки, надувные игрушки, механические куклы. Жест, маска в пантомимном действии. 4. Работа и показ театрализованного представления. 22 7 15 Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. Выступление перед учащимися и родителями. Итого 34