Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Театральная студия «Дебют» МБОУ «Белоярская СШ» Летниковская ОШ им. В.А. Москвина»

Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
"Белоярская средняя школа" Летниковская основная школа им. В.А. Москвина"

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель филиала
___________ Кауфман Л.С.
Приказ №
от

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной
направленности
«Театральная студия «Дебют»

Срок реализации: 1 год
Вид программы: модифицированная
Возраст обучающихся: 9-12 лет
Автор – составитель:
Князева Светлана Ивановна

Летник, 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………….……………3
2. Содержание программы ……………………………………………………………………….………………..7
3. Учебно –методическое обеспечение ……………………………………………………………………....…...8
4. Оборудование для проведения занятий, формы подведения итогов ……………………………….…...…..9
5. Календарно - тематическое планирование …………………………………………………….…...………...10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
.

.






Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.
Программа составлена на основе пособия по дополнительному образованию под редакцией И.А.
Генераловой М.:Баласс,2010
Театр, один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, позволяет решать многие
актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным
воспитанием, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости. Огромная
сила воздействия театральной игры развивает, воспитывает многие положительные качества личности и
даёт реальную возможность адаптироваться ребёнку в социальной среде.
Цель программы:
Развитие творческих способностей школьника средствами театрализованной деятельности
Задачи программы:
Обучающие
формировать необходимые представления о театральном искусстве;
формировать навыки речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на
постановку дыхания, дикции, интонации;
формировать практические навыки пластической выразительности с учётом индивидуальных физических
возможностей ребенка;
отрабатывать актерские способности – умение взаимодействовать с партнёром, создавать образ героя,
работать над ролью.
Развивающие





развивать интерес к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
развивать творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение;
 развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач в области сценического
искусства;
 развивать коммуникативную сферу, умение работать в команде, развивать навыки сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 развивать навыки самообразования и самосовершенствования.
Воспитательные






ориентировать школьников на присвоение общекультурных ценностей (жизнь, природа, человек,
здоровье, гармония, красота);
способствовать личностному росту и развитию учащихся в условиях художественной деятельности;
формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и
оптимистического отношения к жизни;
воспитывать потребность в осуществлении художественной деятельности;
формирование позитивных ценностных ориентаций (активная жизнедеятельность,
исполнительность, ответственность, уверенность в себе и др.), для социальной адаптации
обучающегося.

Актуальность программы
Актуальность образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс
осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие
навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются,
дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у
воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных
социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания
детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить
детей
профессиональным
навыкам,
предоставляет
условия
для
проведения
педагогом
профориентационной работы.
Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их
творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели,
стремиться к ним.
Программа имеет блочно-модульное построение: инвариантный блок дополнен вариативными модулями.
Вариативная часть программы представлена индивидуальными маршрутами обучения воспитанников.
Ценностные ориентации организации деятельности
предполагают уровневую оценку в
достижении планируемых результатов. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках
внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Предлагаемая программа соответствует современным целям общего образования, основным
положениям Концепции модернизации Российского образования, перспективным целям начального
образования в школе. Программа ориентирована на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы
личности ребёнка, содействие его социализации, выявление и развитие задатков и творческих
способностей младших школьников.
Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы
воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать
полученные знания;
формирование целостной образовательной среды, включающей
урочную,
внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и
региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального
партнерства школы с семьей.
Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой
личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной
культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно
повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение
культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через
обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество
приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к.
для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу.
Данная программа направлена на:









создание условий для развития ребенка;
развитие мотивации к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в систему мировой и отечественной
культур;
интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья;



взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их
возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью,
инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить
словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные
нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую
функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.
Игры, проводимые на внеурочных занятиях, являются для ребенка действительно игрой, а не
заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и
представления, учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными
правилами.
Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно
упражняют и развивают слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно - сосудистой
системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой,
ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат. Последнее
обстоятельство исключительно важно, потому что без навыков активной работы артикуляционного
аппарата, заложенных в детстве, речь взрослого человека часто становится нечёткой, неразборчивой, не
доносит до слушающего главный компонент речи - её содержание. Всё это может в дальнейшем негативно
отражаться на его профессиональной деятельности
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас,
сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается
фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется
духовность.
Программа кружка рассчитана на детей 9-12 лет в объеме на 1 года 68 часов:
Продолжительность занятия – 40 минут.
Количество учащихся в группе – 10 человек.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

игра
беседа
иллюстрирование
мастерская
инсценирование
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия

Основные задачи работы с детьми
1. Активизировать ассоциативное и образное мышление.
2. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать
действия других детей и сравнивать со своими действиями.
3. Воспитывать зрительскую культуру.
4. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту,
костюмам.
5. Поддерживать стремление детей к самостоятельности.
6. Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
7. Развивать и совершенствовать творческие способности детей.
8. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной
литературы.
9. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа.
10. Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.
11. Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный
театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).
12. Расширять представления детей об окружающей действительности.
13. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции,
инициативность и выдержку.
14. Учить действовать на сценической площадке естественно.
15. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
16. Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать
детей сочинять новые.
Ожидаемый результат
Предполагаемые умения и навыки детей:
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические
ударения.
7. Умеют составлять диалог между сказочными героями.
8. Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
-

1.

2.

3.

1)
2)
3)
4)
5)
6)

7)
8)
9)

Театральные подмостки. ( 24 часа)
Сцена и актеры (24 часа)
Театр начинается с вешалки (10 часов)
Весь мир — театр, а люди в нём актеры (5 часов)
Подготовка к итоговому театральному представлению (5 часов)
Примеры театральных игр.
«Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на
некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При
броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой
команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное».
Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется.
Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём
отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Муми мама – тёплая».
«Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения,
выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на
пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких
детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это
делают малыши, до ближайшего соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения
– развитие актёрской смелости.
«Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на
определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький
музыкально-пластический спектакль.
Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж.
Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства. Это
работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться
на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Этюдный тренаж включает в себя:
этюды (упражнения) на развитие внимания;
этюды на развитие памяти;
этюды на развитие воображения;
этюды на развитие мышления;
этюды на выражении эмоций;
этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная
гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок;
упражнения на развитие диапазона голоса);
этюды на выразительность жеста;
этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
этюды на отработку движений.
Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях большая роль отводится
импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости
заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт
возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый
ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет.
В репертуар театра включены:
инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;
адаптированные к условиям школьного театра готовые пьесы;
При выборе репертуара театра должны учитываться интересы, возрастные особенности детей, их
развитие. Пьесы должны быть увлекательными, развивающими фантазию и творческие способности
ребёнка, способствующими формированию положительных черт характера школьника. Предложенный в
программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. Любой педагог имеет возможность его




варьировать по своему усмотрению, опираясь при этом на интересы и возможности конкретного
коллектива детей.
Музыка – неотъемлемая часть спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и
музыки определяется содержанием спектакля.
Также используется актерские тренинги и специальный цикл упражнений, нужных для общего и
специального (профессионального) развития учеников. Программа является вариативной. Могут
вноситься изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического
исполнения.:
творческие задания;
кроссворды, викторины

Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и
заучивания произведений художественной литературы;
· осознание значимости занятий для личного развития.
Учащиеся научатся:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· выразительному чтению;
· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
· сочинять этюды по сказкам;
· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление,
восхищение)
УЧЕБНО –МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Иллюстративный материал, таблицы. На занятиях по внеурочной деятельности используются наглядные
пособия (в том числе собственного изготовления) технические средства, для лучшего усвоения материала.
класс
Кол-во часов в год
Реквизиты программы
3-6
68 часов
Пособие для дополнительного образования И.А. Генералова
М Баласс. 2010
Учебно-методическое пособие Лыкова И.А. Жил-был пластилин.
Лепим бабушкины сказки 2012

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
















Компьютер
Презентации
Рисунки и картины по сказкам
Проектор
Костюмы
Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок
Краски - акварельные, гуашь
Клей, газеты
Куклы - персонажи
Маски
Набор для творчества
Сценарии
Книги со сказками.
Ширма
Колонки
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого
ребенка, является спектакль или театральное представление.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема

1

Вводное
занятие.

Основное содержание Коли Формы и
занятия
чест- во методы
работы
часов
Задачи и особенности 1
беседа
занятий в
театральном кружке,
коллективе. Игра

Вид

Виды
Дата
контрол я

деятельнос
ти
Решение
организаци
онных
вопросов.

04.09

Просмотр
текущий
презентаци й

04.09

«Театр – экспромт»:

2,3

4,5

6,7
8,9
10,11

«Колобок».
Здравствуй, Дать детям
возможность
театр!
окунуться в мир
фантазии и
воображения.

2

Познакомить с
понятием «театр».
Знакомство с
театрами Москвы,
Владимира
(презентация)
Театральная Как вести себя на
2
сцене. Учить детей
игра
ориентироваться в
пространстве,
равномерно
размещаться на
площадке. Учимся
строить диалог с
партнером на
заданную тему.
Учимся сочинять
небольшие рассказы
и сказки, подбирать
простейшие рифмы.
Репетиция Работа над темпом, 6
постановки громкостью,
мимикой на основе
игр: «Репортаж с
соревнований по
гребле»,«Шайба в
воротах»,
«Разбилась любимая
мамина чашка»,

Фронта
льная
работа

11.09

Знакомств о предвар 11.09
с правилами ительны й
поведения на
18.09
сцене

Индиви
дуальная
работа

Распределе
ние ролей

Показсказ 18.09
ки
25.09
25.09
02.10
02.10
09.10

12,13

В мире
пословиц.

Разучиваем
пословицы.
Инсценировка
пословиц. Играминиатюра с
пословицами

2

Индиви
дуальна
работа

Показ
я презентаци и

09.10
16.10

«Пословиц ы
в картинках
»

14,15

«Объяснялки»
Виды
Рассказать детям в 2
театральног доступной форме о
о искусства видах
театрального
искусства.

Словесн ые Презентац ия соревно
формы
«Виды
вание
работы
театрально
го
искусства»

16.10

игра

23.10

23.10

Упражнения на
развитие дикции
(скороговорки,
чистоговорки). Про
изнесение
скороговорок по
очереди с разным
темпом и силой звука,
с разными
интонациями.
Чтение сказки
Н.Грибачёва «Заяц
Коська и его друзья».

16,17

18,19
20

Инсценирование
понравившихся
диалогов.
Правила
Познакомить детей с 2
поведения в правилами поведения
театре
в театре
Как вести себя на
сцене. Учить детей
ориентироваться в
пространстве,
равномерно
размещаться на
площадке. Учимся
строить диалог с
партнером на
заданную тему
Кукольный Мини-спектакль с
театр.
пальчиковыми
куклами.

3

Отработка
дикции

Электронн ая Ролевая
презентаци я игра:
«Правила
поведения в «Мы в
театре»
театре»

Показ
сказки

06.11

06.11
13.11
13.11

21,22

23,24

25,26
27,28
29,30

Театральная Разучивание
2
скороговорок,
азбука.
считалок, потешек и
их обыгрывание
Театральная Викторина по
2
игра
сказкам
«Сказка,
сказка,
приходи».
Инсцениров Знакомство с
6
ание
текстом, выбор
мультсказок мультсказки,
распределение ролей,
диалоги героев.
По книге

31,32

«Лучшие
мультики
малышам»
Театральная Учимся развивать
2
игра
зрительное, слуховое
внимание,
наблюдательность.

33,34

Учимся находить
ключевые слова в
предложении и
выделять их голосом.
Основы
Театр - искусство
2
театральной коллективное,
культуры
спектакль - результат
творческого труда
многих людей
различных профессий

35,36
37,38

39,40

Музыкальные
пластические игры и
упражнения
Инсцениров Знакомство с
4
ание
содержанием, выбор
народных сказки,
сказок о
распределение ролей,
животных. диалоги героев,
репетиции, показ
Чтение в
Знакомство с
2
лицах
содержанием, выбор
стихов А.
литературного
Барто,
материала,
И.Токмаков распределение ролей,
ой,
диалоги героев,
Э.Успенског репетиции, показ
о

Индиви
дуальная
работа

соревнова
ние

Фронта
льная
работа

Отгадыван
ие заданий
викторины

Фронта
льная
работа

Распределе
ние ролей,
работа над
дикцией,
выразител
ьностью

тематич
еский

20.11
20.11

27.11
27.11

Показ
сказки
гостям

04.12
04.12
11.12
11.12
18.12
18.12

Группов ая
работа,
словесн ые
методы

Дети
итоговый 25.12
самостояте
25.12
льно
разучиваю т
диалоги в
микрогруп
пах

Группов ая
работа,
поисков ые
методы

Подбор
музыкальн
ых произведе
ний к
знакомым
сказкам

15.01
15.01

Фронта
льная
работа,
словесн ые
методы

Работа с
текстом
сказки:
распределе
ние ролей,
репетиции с
пальчиков
ыми куклами
Конкурс на Текущий
лучшего
чтеца

22.01
22.01

Индиви
дуальная
работа

29.01
29.01

05.02
05.02

41,42

43,44
45,46
47,48

49,50
51,52

Театральная Игры на развитие
2
игра
образного
мышления, фантазии,
воображения,
интереса к
сценическому
искусству. Игрыпантомимы.
Постановка Знакомство с
6
сказки «Пять содержанием,
забавных
распределение ролей,
медвежат» диалоги героев,
В.Бондаренк репетиции, показ
о
Культура и Упражнения на
4
техника речи постановку дыхания
(выполняется стоя).
Инсцениров Упражнения на
развитие
ание
постановки артикуляционного
аппарата. 1.Упраж
нения «Дуем на
свечку (одуванчик,
горячее молоко,
пушинку)»,

Групповая Разучиваем
работа.
игрыМетоды
пантомимы
поисковые,
наглядные

Словесные
и
наглядные
методы

Словесные
и
наглядные
методы.

Репетиции,
подбор
костюмов,
реквизита

12.02
12.02

Итоговый
– выступл
ение
перед
гостями

Работа над
постановкой
дыхания.
Репетиция
сказки

19.02
19.02
26.02
26.02
05.03
05.03
12.03
12.03
19.03
19.03

Группов ая
работа

«Надуваем щёки».
2.Упражнения для
языка. Упражнения
для
губ.»Радиотеатр;
озвучиваем сказку
(дует ветер,
жужжат
насекомые, скачет
лошадка и т. п.).

53,54
55, 56

Знакомство с
содержанием сказки,
распределение ролей,
диалоги героев,
репетиции, показ
Ритмопласт Создание образов с 4
ика
помощью жестов,
мимики. Учимся
создавать образы
животных с
помощью
выразительных
пластических
движений.

Наглядные Работа над текущий
методы
созданием
образов
животных с
помощью
жестов и
мимики

02.04
02.04
09.04
09.04

57,58
59,60

Инсцениров Чтение сказок,
8
ание
распределение ролей,
постановки репетиции и показ

Словесн ые Репетиции,
и наглядн подбор
ые методы костюмов,
реквизита

61,62

67,68

16.04
16.04
23.04
23.04
30.04
30.04

63,64

65,66

Итоговый
– выступл
ение
перед
гостями

Заключител Подведение итогов 4
ьное
обучения,
обсуждение и анализ
успехов каждого
занятие.
воспитанника.
Отчёт, показ
любимых
инсценировок.
Итого:

68

Фронта
льная
работа.
Словесн ые
методы

«Капустни
к» - показ
любимых
инсцениро
вок

07.05
07.05
Заключ
14.05
ительны й 14.05
21.05
21.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».