Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя школа» Рабочая программа элективного курса «Противоречивые вопросы истории» для 10 класса Учитель: Максимова Ирина Сергеевна с. Белый Яр 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе: 1. Историко – культурного стандарта. 2. Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории. Базовый уровень. Программа курса рассчитана на 35 учебных часа (недельная нагрузка – 1 час). Рабочая программа имеет следующую структуру: пояснительную записку, календарно - тематическое планирование. Общая характеристика курса. Курс способствует обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении наиболее сложных и противоречивых процессов в развитии российского общества с древнейших времен до начала 20 века. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Развивающий потенциал системы курса связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России. Изучение материала основывается на проблемно-хронологическом подходе. Планируемые результаты освоения курса «Противоречивые вопросы истории»: Личностные результаты. 1.Складывание российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите. 2. Формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам. 3.Воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Метапредметные результаты: 1.Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях. 2.Оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели. 3.Сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения целей ресурсы. 4.Организовывать эффективный поиск ресурсов для достижения поставленной цели. 5.Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые задачи. 6.Приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого. Предметные результаты. Обучающийся научится: 1.Владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории. 2.Характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. 3.Определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов. 4.Использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах. 5.Определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами). 6. Раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии. 7.Критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества. 8.Изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников. 9.Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории. 10.Самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок. 11.Давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историкокультурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ. Обучающийся получит возможность научиться: 1.Использовать принципы структурно-функционального, и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений. 2.Анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации. 3.Устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации; 4.Работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии. 5.Исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и политической жизни Российского государства в контексте мировой истории XX в. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Русь в IX – начале XII вв. Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Норманская и антинорманская теории. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Александр Ярославич Невский.Борьба за политическую гегемонию в СевероВосточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориальногеографические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви. Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Российское государство во второй половине XV – XVII вв. Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословнопредставительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства. Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество. Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России. Россия в XVIII – середине XIX вв. Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации. Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/п 1 2 3-4 5 б 7-8 9-10 1112 13 1415 1б17 18 19 20 21 22 2324 25 2б- Тема занятия Особенности Становления и развития российской цивилизации. Проблемы периодизации российской истории. Образование древнерусского государства и роль варягов в этом процессе Реформаторы Киевской Руси Кол-во часов 1 План 1 9.09 2 2.09 Существование древнерусской народности и восприятие наследия древней Руси как общего фундамента истории России Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой орде; Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель Роль Ивана IV Грозного в российской истории; 1 16.09 23.09 30.09 1 7.10 2 14.10 21.10 2 Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток Присоединение Украины к России (причины и последствия); Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении С государствами Западной Европы; Реформаторы Московской Руси. 2 28.10 11.11 18.11 25.11 Причины, особенности, последствия и цена Петровских преобразований Сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия Екатерина Великая и её реформаторская деятельность. Правление АлександраI и отечественная война 1812 г. оценка движения декабристов Личность и правление Николая 1 в оценке отечественных историков. Реформы и реформаторы первой половины XIX века. оценка крестьянской реформы 18б 1 г. в исторической науке Великие реформы Александра 11. 1 02.12 2 09.12 16.12 2 1 23.12 30.12 13.01 1 20.01 1 27.01 1 03.02 1 10.02 2 1 17.02 03.03 10.03 2 17.03 Факт 27 28 2930 3132 33 3435 Народники: герои или преступники? «Восточный вопрос» в истории России 1 2 Характер общественного движения XIX- начала XX в. и оценка его роли в истории России. С. Ю.Витте : человек и политик. Оценка роли России в системе международных отношений в XIX – начале ХХ вв. 1 1 2 24.03 07.04 14.04 21.04 28.04 05.05 12.05 19.05 26.05 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)