Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя школа» Рабочая программа курса по выбору «Написание сочинений разных жанров» Учитель: Андреева Н.Н. с. Белый Яр 2022 г. Пояснительная записка Рабочая программа курса рассчитана на учащихся 10 класса и представляет систему поэтапной работы над сочинением по литературе. Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. Цель курса: подготовить учащихся к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы. Задачи курса: - помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе; - совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения; - формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; - совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; - совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений; - формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст. Планируемые результаты. Обучающиеся должны знать и уметь: -самостоятельно анализировать поэтическое произведение; -самостоятельно анализировать эпизод; -самостоятельно анализировать литературное произведение; -составить конспекты критической или литературоведческой работы; -самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.; -понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историколитературного процесса того или иного периода; -уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений; -хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки; -воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: -при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, конфликт, внесюжетные элементы, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза и т. д.), особенности жанра; -уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); -литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.). Учебно-тематический план 10 класс № п\п 1 2 3 Наименование разделов\тем Введение «Пишем сочинение» Поэтика художественного произведения Сочинение как текст Итого: Часы учебного времени 1ч 3ч 29 ч 33 ч Содержание рабочей программы 10 класс (33 ч) Введение «Пишем сочинение» (1 ч) Основные требования к сочинению. Концептуальные основы экзаменационного сочинения. Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинения. Поэтика художественного произведения (3 ч) Композиция и структура классического сочинения. Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. Основная часть. Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями. Жанровые разновидности сочинения. Литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, эпистолярный жанр. Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста. Создание текстов определенной стилевой и направленности. Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования. Особенности написания сочинения с использованием текста-описания. Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения. Сочинение как текст (29 ч) Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения. Подбор материалов по следующим направлениям: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения». Календарно-тематическое планирование курса по выбору для учащихся 10 класса 33ч № Раздел, количество часов, тема урока Дата проведения план факт 1 Введение (1ч) 2.09 «Пишем сочинение» 2 Поэтика художественного произведения 9.09 (3ч) Композиция и структура сочинения 3 Жанровые разновидности сочинения 16.09 4 Стили и типы речи. Требования к 23.09 стилистической цельности создаваемого текста 5 Сочинение как текст (29 ч) 30.09 Критерии оценивания итогового сочинения. 6 Различение понятий тема - проблема - 7.10 тезис. Виды тем (вечные, национальные, исторические, внелитературные и др.). 7 Сочинение как текст. Основные признаки 14.10 текста. 8 Вступление, аргументация, заключение. 9 Сбалансированность частей сочинения, 11.11 соответствие определённой стилистике. 10 Вступительная часть сочинения. Виды 18.11 вступлений. 11 Аргументация. Способы ввода аргументов 25.11 в текст сочинения. 12 Заключительная часть сочинения. Виды 2.12 заключений. 13 Тематическое направление 1 «Забвению не 9.12 подлежит» 14 Отбор литературного материала к первому 16.12 направлению 15 «Проба пера»: коллективно-групповое 23.12 написание сочинения по направлению 1. Подготовка к домашнему сочинению 16 Анализ домашних Редактирование текстов. 17 Тематическое направление 2 «Я и другие» 18 Отбор литературного материала ко 2 27.01 направлению 19 «Проба пера»: коллективно-групповое 3.02 написание сочинения по направлению 2. Подготовка к домашнему сочинению 20 Анализ домашних Редактирование текстов. сочинений. 10.02 21 Тематическое перемен» 3 22 Отбор литературного материала. Приём 24.02 «Облако мыслей». 23 «Проба пера»: коллективно-групповое 3.03 написание сочинения по направлению 3. Подготовка к домашнему сочинению 24 Анализ домашних Редактирование текстов. направление 21.10 сочинений. 13.01 20.01 «Время 17.02 сочинений. 10.03 25 Тематическое направление 4 «Разговор с 17.03 собой» 26 Отбор литературного материала. Приём 7.04 «Облако мыслей». 27 «Проба пера»: коллективно-групповое 14.04 написание сочинения по направлению4. Подготовка к домашнему сочинению 28 Анализ домашних Редактирование текстов. 29 Тематическое направление 5 ««Между 28.04 прошлым и будущим: портрет моего поколения». 30 Отбор литературного материала. Приём 5.05 «Облако мыслей». 31 «Проба пера»: коллективно-групповое 12.05 написание сочинения по направлению 5. Подготовка к домашнему сочинению 32 Анализ домашних Редактирование текстов. 33 «Проба пера»: написание сочинения по 26.05 разным направлениям сочинений. 21.04 сочинений. 19.05 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)