Написание сочинений разных жанров

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»

Рабочая программа курса по выбору
«Написание сочинений разных жанров»

Учитель: Андреева Н.Н.

с. Белый Яр
2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса рассчитана на учащихся 10 класса и представляет
систему поэтапной работы над сочинением по литературе. Особенностью данного
курса является его ориентированность на совершенствование умений в области
письменной речи.
Цель курса:
подготовить учащихся к успешному написанию итогового сочинения, выявить
уровень речевой культуры, его начитанность, личностную зрелость и умение
рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом,
назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения
обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее
проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Задачи курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению
по литературе;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в
жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной
речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и
анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои
оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в
текст.
Планируемые результаты.
Обучающиеся должны знать и уметь:
-самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
-самостоятельно анализировать эпизод;
-самостоятельно анализировать литературное произведение;
-составить конспекты критической или литературоведческой работы;
-самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую
заметку, очерк и т.д.;
-понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историколитературного процесса того или иного периода;

-уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в
литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое
значение художественных произведений;
-хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и
литературно-критические оценки;
-воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и
характеризовать основные компоненты его формы и содержания:
-при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное
богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их
создания, композицию и сюжет, конфликт, внесюжетные элементы, роль заглавия,
эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения,
особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора,
гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза и т. д.), особенности жанра;
-уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными
понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма),
их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.);
-литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм,
символизм, акмеизм, футуризм и др.).
Учебно-тематический план
10 класс
№ п\п

1
2
3

Наименование разделов\тем
Введение «Пишем сочинение»
Поэтика художественного произведения
Сочинение как текст
Итого:

Часы
учебного
времени
1ч
3ч
29 ч
33 ч

Содержание рабочей программы
10 класс (33 ч)
Введение «Пишем сочинение» (1 ч)
Основные требования к сочинению. Концептуальные основы экзаменационного
сочинения.
Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению: понятие текста,
темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинения.
Поэтика художественного произведения (3 ч)
Композиция и структура классического сочинения.
Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое,
сравнительное, обществоведческое. Основная часть.

Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над
композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая
последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца,
лексические средства связи между предложениями.
Жанровые разновидности сочинения.
Литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие,
эпистолярный жанр.
Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности
создаваемого текста.
Создание текстов определенной стилевой и направленности. Особенности
написания сочинения с использованием текста-повествования.
Особенности написания сочинения с использованием текста-описания. Особенности
написания сочинения с использованием текста-рассуждения.
Сочинение как текст (29 ч)
Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.
Подбор материалов по следующим направлениям: «Забвению не подлежит», «Я и
другие», «Время перемен», «Разговор с собой», «Между прошлым и будущим:
портрет моего поколения».
Календарно-тематическое планирование курса по выбору для учащихся 10
класса
33ч
№
Раздел, количество часов, тема урока
Дата проведения
план
факт
1
Введение (1ч)
2.09
«Пишем сочинение»
2
Поэтика художественного произведения 9.09
(3ч)
Композиция и структура сочинения
3
Жанровые разновидности сочинения
16.09
4
Стили и типы речи. Требования к 23.09
стилистической цельности создаваемого
текста
5
Сочинение как текст (29 ч)
30.09
Критерии
оценивания
итогового
сочинения.
6
Различение понятий тема - проблема - 7.10
тезис. Виды тем (вечные, национальные,
исторические, внелитературные и др.).

7

Сочинение как текст. Основные признаки 14.10
текста.

8

Вступление, аргументация, заключение.

9

Сбалансированность частей сочинения, 11.11
соответствие определённой стилистике.

10

Вступительная часть сочинения. Виды 18.11
вступлений.

11

Аргументация. Способы ввода аргументов 25.11
в текст сочинения.

12

Заключительная часть сочинения. Виды 2.12
заключений.

13

Тематическое направление 1 «Забвению не 9.12
подлежит»

14

Отбор литературного материала к первому 16.12
направлению

15

«Проба пера»: коллективно-групповое 23.12
написание сочинения по направлению 1.
Подготовка к домашнему сочинению

16

Анализ
домашних
Редактирование текстов.

17

Тематическое направление 2 «Я и другие»

18

Отбор литературного материала ко 2 27.01
направлению

19

«Проба пера»: коллективно-групповое 3.02
написание сочинения по направлению 2.
Подготовка к домашнему сочинению

20

Анализ
домашних
Редактирование текстов.

сочинений. 10.02

21

Тематическое
перемен»

3

22

Отбор литературного материала. Приём 24.02
«Облако мыслей».

23

«Проба пера»: коллективно-групповое 3.03
написание сочинения по направлению 3.
Подготовка к домашнему сочинению

24

Анализ
домашних
Редактирование текстов.

направление

21.10

сочинений. 13.01
20.01

«Время 17.02

сочинений. 10.03

25

Тематическое направление 4 «Разговор с 17.03
собой»

26

Отбор литературного материала. Приём 7.04
«Облако мыслей».

27

«Проба пера»: коллективно-групповое 14.04
написание сочинения по направлению4.
Подготовка к домашнему сочинению

28

Анализ
домашних
Редактирование текстов.

29

Тематическое направление 5 ««Между 28.04
прошлым и будущим: портрет моего
поколения».

30

Отбор литературного материала. Приём 5.05
«Облако мыслей».

31

«Проба пера»: коллективно-групповое 12.05
написание сочинения по направлению 5.
Подготовка к домашнему сочинению

32

Анализ
домашних
Редактирование текстов.

33

«Проба пера»: написание сочинения по 26.05
разным направлениям

сочинений. 21.04

сочинений. 19.05

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».