РАССМОТРЕНО на заседании ШМО классных руководителей Протокол от 28 августа 2023 года №1 УТВЕРЖДЕНО приказом от 28.08.2023 №26/2 Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Изостудия «Мир глазами детей» Срок реализации: 4 года Составитель: Филатова Лариса Михайловна с. Белый Яр, 2023 г. 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Мир глазами детей» художественной направленности является модифицированной. Программа составлена на основе изучения педагогического опыта педагогов дополнительного образования по изобразительному искусству, личного опыта работы в данном направлении, дополнительной программы «Путешествие в мир искусства», (Москвина Н.А.). Актуальность. Эстетическое воспитание – это воспитание чувств, на которых основано сознание, а, следовательно, интеллект, и все то, что отличает человека. И только тогда, когда эти чувства находятся в привычной гармонии с окружающим миром, формируется личность во всей ее полноте. Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей. Встречи с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от осознания красоты — все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Рисование помогает ребенку познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов; развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Цель программы: развитие творческого воображения и фантазии средствами изобразительного искусства, воспитание нравственной, духовно богатой личности. Задачи: 1. Познакомить детей с различными видами и жанрами изобразительного искусства, изучение репродукций картин известных художников. 2. Научить использовать технические навыки изобразительной деятельности для самовыражения, творческого отображения действительности. 3. Расширить кругозор, мировоззрение ребенка, развить любознательность и умение выразить свое отношение к окружающему миру. 4. Развить образное, аналитическое мышление, наблюдательность и эмоционально чувственную сферу личности детей. 5. Развить глазомер, мелкую моторику рук. 6. Воспитывать духовно богатую личность, умеющую восхищаться красотой и многообразием родной природы. 1-й год обучения Личностные результаты: осознавать роль художественного искусства в жизни людей; эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству. Метапредметне результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения); понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 2-й год обучения Личностные результаты: осознавать роль художественной культуры в жизни людей; эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах, работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов) Метапредметные результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов, перенесенных на бумагу; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 3-й год обучения Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением); пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; Коммуникативные УУД: адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 4-й год обучения Личностные результаты: интерес к художественным произведениям, к ведению диалога с автором, посредством собственного мнения о конкретном произведении художника; интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения; интерес к изучению шедевров искусства великих художников; осознание ответственности за выполненное художественное произведение. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы, находить ответы. Содержание программы направлено на развитие творческих возможностей детей, их художественных наклонностей, предполагает выбор индивидуального образовательного маршрута обучающимися. Обучение изобразительному искусству в рамках программы организуется в группах постоянного состава и носит общеразвивающий характер. Учебные группы часто имеют разновозрастной состав детей, что существенно влияет на организацию учебного процесса и требует учета индивидуально-личностных и возрастных особенностей ребенка. В процессе обучения возможна корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала, а также при необходимости допускается внесение изменений в рабочую программу и проведения корректировки сложности заданий исходя из опыта учащихся и степени усвоения ими учебного материала. Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 17 лет. Для эффективности и высокой результативности образовательного процесса необходимо большую часть учебного времени отводить на индивидуальную работу с каждым ребенком. По программе запланированы следующие направления: живопись, графика, цветоведение, материаловедение, композиция, ознакомление с народными промыслами. В учебном процессе используются такие формы работы как: занятия – дискуссии, занятия – презентации, экспозиции, занятия – экскурсии, занятия на пленэре. В ходе занятий осуществляется индивидуальный подход: в зависимости от эмоционального настроя детей, их психологических особенностей и творческой направленности выстраивается учебный процесс. 2. Содержание программы I год обучения. 1. Тема: Вводное занятие. Теория: Техника безопасности: организация рабочего места, правила работы с инструментами. Кроссворд. 2.Тема: Рисунок — основа изображения. Зарисовка с натуры. Теория: Основы изображения. Практика: Зарисовка веток, плодов, цветов и листьев березы и тополя, сосны, ели. Комнатные растения: аналитическое изучение отдельных видов растений, разбор их характерных деталей, индивидуальных особенностей. 2 Тема: Зарисовка птиц и животных. Теория: Основы изображения птиц и животных Практика: Зарисовка птиц, животных (эскиз-набросок), их внешний облик, характер пластики, конструктивное строение тела, пропорции. 4 Тема: Пейзаж — как жанр живописи. Теория: Ознакомление с произведениями изобразительного искусства, просмотр видео о русских художниках - пейзажистах. Практика: Выполнение набросков, завершение работ в цвете. 5 Тема: Основные законы композиции. Теория: Знакомство с основными законами композиции. Практика: Разработка композиции в квадрате, полосе-прямоугольнике, овале, круге. Построение линейных композиций, разработка схем многоплановых композиций. 6 Тема: Рисование геометрических фигур. Теория: Знакомство с построением геометрических фигур. Практика: Рисование с натуры геометрических фигур. 7 Тема: Знакомство с народным искусством дымковской росписи. Теория: Исторические сведения о возникновении дымковской росписи как вида художественной деятельности декоративно-прикладного искусства. Практика: Прорисовка элементов росписи (точки, «дужки», линии). Последовательность изображения «барышни», «уточки», и др. 8 Тема: Тематическое рисование. Теория: Беседа, рассматривание картин. Практика: Изображение сюжетов из окружающей жизни. 9. Тема: Орнамент и его виды. Теория: Беседа об истории орнамента Хакасии: «Орнамент, ведущий в глубину веков». Практика: Выполнение узоров на полоске бумаги, на квадрате. Виды орнамента: геометрический, растительный т.д. Зарисовка национальных костюмов. Рисунок эскиза, выполнение в цвете. 10. Тема: Портрет - как жанр живописи. Теория: Беседа о жанре живописи - портрете. Знакомство с творчеством Крамского, Серова. Просмотр видео фильма. Практика: Зарисовка гипсовых частей тела: «губы», «глаза», «ухо», «рука». 11. Тема: Натюрморт - как жанр живописи. Теория: Беседа о творчестве В. Кончаловского, Машкова. Рассматривание работ. Практика: Зарисовки с натуры. 12. Тема: Итоговое занятие. Теория: Зачетная работа. Обсуждение выставки личных работ. II год обучения. 1. Тема: Вводное занятие. Теория: Введение детей в основное содержание курса. Техника безопасности: правила работы с инструментами. Организация рабочего места, изучение правил предупреждения травм рук, глаз. 2. Тема: «Твое ощущение осени». Теория: Беседа о произведениях изобразительного искусства И. Остроухова «Золотая осень», Ф. Васильева «Болото в лесу», В, Поленова «Золотая осень». Просмотр видеофильма «Русский пейзаж». Практика: Выполнение эскизов на темы: «Дары осени», «Цветы в осеннем саду», «Осенний букет» и др. Отработка эскизов в цвете. 2. Тема: Рисование геометрических фигур Теория: Беседа о рабочих инструментах художника: карандаш и его свойства, тушь и ее свойства. Техника безопасности: обращение с пером. Практика: Зарисовка геометрических фигур (куб, шар, конус т.д.) 3. Тема: Виды пейзажа. Теория: Сельский (камерный) пейзаж. Беседа о творчестве Коровина, Левитана. Лирический пейзаж. Беседа о творчестве Шишкина, Бялыницкий - Бируля, Куинджи. Индустриальный пейзаж. Беседа о творчестве Пименова. Практика: Выполнение эскизов, перенос на формат А-4, отработка эскизов в цвете. 5.Тема: Зарисовка с натуры. Теория: Беседа о восприятии и передачи красоты при рисовании с натуры. Практика: Зарисовка с натуры цветов, листьев, плодов, деревьев: разбор характерных деталей, особенностей строения. 6. Тема: Гжельская роспись. Жостовская роспись. Теория: Отличительные особенности гжельской росписи. Жостовской росписи. Цвет в гжельской росписи: от глубокого синего до легкого светлого. Цветовое решение жостовских подносов: мягкость колорита, теплая гамма. Практика: Рисунок: сеточка с точечным и штриховым заполнением, капелька, волнистые линии, цветы и листья. Темы: «птица», «посуда», «петушок» и др. Составление из цветовых пятен живописных композиций. Нарядная декоративность, праздничное впечатление, отсутствие пестроты. Выбор формата: квадрат, прямоугольник, треугольник. 7.Тема: Зарисовка домашних диких животных и птиц. Теория: Основы изображения. Практика: Отражение их внешнего облика, пропорций строение тела. 8. Тема: Построение фигуры человека. Теория: правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции и форму человека. Практика: Зарисовка и построение фигуры человека. 9. Тема: Тематическое рисование: «Зимний лес». Теория: Рассматривание картин о зиме И.И. Шишкина, Коровина. Практика: Выполнение эскизов, отработка эскиза в цвете на темы: «Зима», «Зимний пейзаж», «Моя улица» и др. 10. Тема: Орнамент. Теория: «Рассказы старого мастера». О значении цвета в хакасском региональном компоненте. Зооморфный орнамент в русском костюме. Практика: Выполнение орнамента в русском костюме. 11. Тема: Итоговое занятие. Теория: Зачетная работа. Выставка работ. Анализ. III год обучения. 1. Тема: Вводное занятие. Теория: Техника безопасности: детский травматизм, как его предотвратить. Организация рабочего места. 2. Тема: Цветоведение. Теория: Беседа о цветоведении. Насыщенность, светлота, смешивание красок для получения нужного оттенка. Практика: Рисование по сырому слою. 3. Тема: Тематическое рисование: «Лето, ах лето!», «Золотая осень». Теория: Беседы на тему «Как я провел лето», на тему «Золотая осень». Практика: Выполнение эскизов: «В деревне», «Поход по грибы и ягоды», «Лесные дали», «Мой край родной», «Цветы в вазе», «Золотая осень», «Дары осени» и др. Перенос эскиза на любой формат. Отработка эскиза в цвете. 4. Тема: Материаловедение. Теория: Техника выполнения граттажа. Практика: Темы: «Зайчик», «Зимний пейзаж», «Дно морское», «Волшебные цветы», «Каляда» и др. 5. Тема: Исторический жанр живописи. Теория: Беседа об историческом жанре живописи. Знакомство с творчеством И. Репина, В. Сурикова, В. Серова. Просмотр работ выдающихся художников. Практика: Выполнение эскизов. Прорисовка в цвете. 6 Тема: Техника рисунка. Теория: Изучение выразительных средств как основы художественного языка изобразительного искусства. Отработка технических навыков для изображения объема предмета (светотеневое решение). Практика: Зарисовка с натуры и по представлению отдельных видов растений, животных, птиц, насекомых: разбор их характерных деталей, пропорций. Рисунок эскиза, прорисовка композиционных построений, стилизация растений, птиц, животных. Зарисовка с натуры человека, гипсовых скульптур. 7. Тема: Ознакомление с историей возникновения регионального компонента. Теория: Общая характеристика промыслов хакасского народа, их неповторимость, оригинальность художественной обработки изделий; народное поэтическое представление о красоте цветов, не многоцветная гамма; белый, розовый, фиолетовый. Практика: Выполнение эскизов по мотивам хакасского платья, рубахи, сапог, рукавиц, пого. Анализ работ. 8.Тема: Композиция, ее основы Теория: Беседа о композиции. Практика: Выбор композиции на листе, грамотное световое решение, цветовой контраст, создание впечатления условной глубины и объемности; соотнесение изображения размеров и пространства. 9. Тема: Тематическое рисование: «Волшебница -зима». Теория: Просмотр картин. Практика: Составление композиции на сюжетную тему: «Зимний лес», «В городе моем зима», «Проказы матушки зимы» и др. Импровизации на темы русских сказок; творческие композиции на свободную тему. Анализ работ. 10. Тема: Итоговое занятие. Теория: Зачетная работа. Итоговый контроль в форме теста. Анализ проделанной работы за год. IV год обучения. 1. Тема: Вводное занятие. Техника безопасности: организация рабочего места, правила санитарии и гигиены. 2. Тема: Цветоведение. Теория: Влияние цвета на человека. Практика: Цветовое решение работ. Выбор определенной цветовой гаммы. Мягкий теплый цветовой колорит. Холодная гамма оттенков. 3. Тема: Тематическое рисование: «Природа - вдохновительница творчества художника». Теория: Пейзажная живопись. Беседа о творчестве выдающихся художниковпейзажистов. Применение различных материалов в пейзажной живописи. Практика: Рисование на темы: «Чудное мгновенье», «Осень золотая», «Грустная осень», «Лес - точно терем расписной», «Пробуждение природы», «Заколдованный лес», «Родные просторы» и др. 4. Тема: Батальный жанр живописи. Теория: Беседа о творчестве Верещагина, М. Грекова. Просмотр работ на военную тематику. Практика: Выполнение сюжетного рисования о Великой Отечественной войне. Выбор формата, отработка эскизов в цвете. Организация и проведение выставки. Анализ работ. 5. Тема: Рисунок в творчестве известных художников. Теория: Значение, композиционные задачи рисунка. Наброски Н.К. Рериха, К.А. Коровина, П.П. Кончаловского. Этюд - произведение живописи вспомогательного характера и ограниченного размера, выполненное с натуры. Этюды И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.К. Саврасова. Практика: Зарисовка композиций. 6. Тема: Рисование с натуры. Теория: Построение сложных форм. Практика: Рисование натюрмортов с натуры 7. Тема: Композиция. Закон воздушной перспективы. Теория: Объем. Цветовые, тональные отношения, поиск отношений неба, земли, воды, ближнего фона, дальнего фона. Особенности колорита, освещение, нахождение новых композиционных решений. Практика: Выполнение эскизов. Прорисовка в цвете. 8. Тема: Жанры живописи. Теория: Беседа о жанрах живописи, о выдающихся художниках-живописцах - как форма закрепления полученных знаний. Просмотр видеофильмов: «Детский портрет», «Русский пейзаж», «Натюрморт», «О русских художниках - пейзажистах». Практика: Выполнение рисунков на темы, выполнение в цвете. 9. Тема: Тематическое рисование: «Таинственная земля предков». Теория: Роль цвета в предметах декоративно-прикладного искусства. Основные образы. Ромб - солнечный круг; крест - магический символ; петух - предвестник зари, света; птица - тепло, свет, урожай; лебедь – олицетворение юной девушки; уточка - трудолюбивая хозяйка; голуби - символ супружеской верности, залог счастливой семьи. Практика: Выполнение эскизов, дымковская игрушка, гжельская роспись, жостовский поднос, хакасский костюм. Отработка эскизов в цвете - закрепление полученных знаний, умений, навыков. 10. Тема: Итоговое занятие. Открытие отчетной выставки учащихся: «И кисти первый взмах...». Коллективный объективный анализ работ учащихся. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Тематический план 1 года обучения Основные разделы занятий. Кол-во Теор. часов Вводное занятие 2 2 Рисунок — основа изображения. 24 6 Зарисовка с натуры Зарисовка птиц и животных 14 4 Пейзаж - как жанр живописи 16 6 Основные законы композиции 22 4 Рисование геометрических фигур 6 2 Знакомство с народным искусством 4 2 дымковской росписи Тематическое рисование 20 4 Орнамент и его виды 10 2 Портрет - как жанр живописи 8 2 Натюрморт - как жанр живописи 16 4 Итого 144 40 Прак. 18 10 10 18 4 2 16 8 6 12 104 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тематический план 2 года обучения Основные разделы занятий Кол-во Теор. часов Вводное занятие 3 3 Тематическое рисование: «Твое ощущение осени» 24 6 Рисование геометрических фигур 9 2 Цветоведение. Жанр живописи - пейзаж 27 6 Зарисовки с натуры 33 6 Гжельская роспись. Жостовская роспись 18 4 Зарисовка домашних диких животных и птиц 28 4 Построение фигуры человека 20 6 Тематическое рисование. Сюжетные композиции 36 2 Орнамент 15 3 Итоговое занятие 3 Итого 216 48 Тематический план 3 год обучения Основные разделы занятий Кол-во часов Вводное занятие 3 Цветоведение 6 Тематическое рисование: «Лето, ах лето», 26 «Золотая осень». Материаловедение Исторический жанр живописи Техника рисунка Ознакомление с историей возникновения регионального компонента. Композиция, ее основы Тематическое рисование: «сюжетные композиции» Итоговое занятие Итого № 1 2 3 4 5 6 7 Прак. 18 7 21 27 14 24 14 30 13 168 Теор. Прак. 3 4 6 22 38 16 22 36 6 4 4 6 32 12 18 30 26 40 6 6 20 34 3 216 2 41 175 Теор. Прак. 3 1 4 5 18 4 3 6 6 14 18 36 21 Тематический план 4 года обучения Основные разделы занятий Кол-во часов Вводное занятие 3 Цветоведение 6 Тематическое рисование: «природа 21 вдохновительница творчества художника» Батальный жанр живописи 18 Техника рисунка 21 Рисование с натуры 42 Композиция. Закон воздушной перспективы 27 8 9 10 Жанры живописи. Тематическое рисование: «Волшебница зима»; «Моё село» и др. Тематическое рисование: «Таинственная земля предков» Итоговое занятие Итого Форма промежуточной аттестации – выставка 39 5 34 36 6 30 3 216 3 43 173