Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»
Рабочая программа курса по выбору
«Вопросы экономики и права» для 11
класса
Учитель: Паппенгейм Н.В.
с. Белый Яр
2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ
«Вопросы экономики и права»
Класс: 10
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов по учебному плану: 35 часов.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ
«Белоярская СШ» на 2024-2025 учебный год.
В настоящее время все еще актуальна проблема подготовки
обучающихся к ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ является
наиболее востребованным.
Программа курса по выбору
"Вопросы экономики и права"
предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу
вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Курс является
практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть
ключевыми познавательными и информационно- коммуникативными
компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по
обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных
действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической
информацией, текстами различного вида, проблемно- познавательными
заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе. В программе
элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям:
отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе,
составлению развёрнутого плана.
Цель курса: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к ЕГЭ и
повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного
характера.
Задачи курса:
Повторение курса обществознания;
Создание условий для овладения способами решения познавательных и
логических заданий по обществознанию;
Формирование
умений и навыков поиска и систематизации
информации, работы с различными типами источников.
Формирование
позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по
обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.
Содержание курса включает
Информацию о структуре экзаменационной работы (КИМ) и
особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по
обществознанию;
Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам
мышления;
Практический блок, представленный контрольно-тренировочными
заданиями ЕГЭ.
В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность
овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности
– сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием,
самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является тренировочный
экзамен и самоанализ.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется
рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением
наглядных
опорных
конспектов,
схем,
таблиц,
позволяющих
систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия
должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с
помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения
достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов.
Особое внимание при организации практикумов также следует уделить
отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания
и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным
проблемам. Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие
умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и
интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.
Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при
решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень
собственных знаний.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению
программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного
ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля
фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей
элективного курса.
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
Систематизировать и углубить теоретические знания по ключевым
позициям курса;
Ориентироваться в дидактических смыслах и психологических
механизмах заданий части 1 и 2;
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности, преодолеть психологические барьеры при подготовке к
экзамену.
Содержание программы:
1. Введение. ЕГЭ: структура и содержание экзаменационной работы (2ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор.
Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной
экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в
экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование
тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым
развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (21 ч.).
2.1 Содержательная линия "Человек и общество": ключевые понятия и
трудные вопросы (4 ч).Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира.
Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура.
Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер
общества. Социальные институты. Многовариантность общественного
развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы
глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы
человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры.
Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные
направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования.
Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль.
Нравственная культура. Тенденции духовной жизни. Трудные вопросы.
Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений
динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание
свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание
основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная
жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные
категории. Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных
содержательных линий.
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях
"Человек. Познание" (3 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие
человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее
основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека.
Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация
индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы
познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих
знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация.
Социальное и гуманитарное знание. Сложные теоретические вопросы.
Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека
(определение значения понятий и их контекстное использование, анализ
примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов).
Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений,
решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов
научного знания, анализ научной информации) Тренинг по выполнению
частей 1 и 2 по данным содержательным линиям.
2.3 "Социальные отношения": обзор основных позиций, сложные вопросы (3
ч).
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы
и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и
социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы.
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль.
Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная
политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности.
Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные
процессы в современной России. Сложные вопросы. Характеристика понятия
«социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и
социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции
общественных наук. Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной
линии и тренинг по выполнению заданий.
2.4 Содержательная линия "Экономика" (3 ч.).
Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические
цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники
финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности.
Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков.
Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост
и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и
обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции,
облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые
институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля,
международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная
экономика. Экономика производителя. Производство, производительность
труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и
стимулирование труда. Безработица. Модели заданий части 1 и части 2 и
тренинг по выполнению заданий 1 и 2 данной содержательной линии.
2.5 Содержательная линия "Политика"(3 ч.).
Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических
вопросов. Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям
содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая
система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства.
Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и
движения. Становление многопартийности в России. Политическая
идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая
культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в
политической жизни. Политическое участие. Сложные теоретические
вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический
институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества».
Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах,
обоснование собственных суждений с привлечением теоретического
содержания и примеров из истории и социальной практики. Модели заданий
части 1 и части 2 по данному содержательному блоку. Тренинг по выполнению
заданий части 1 и 2 по данному содержательному блоку.
2.6 "Право": основные теоретические положения содержательной линии (4 ч.).
Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе
социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения.
Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения.
Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право.
Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы
государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного
права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи.
Международные документы по правам человека. Основы Конституционного
строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и
судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного
времени. Правовая культура. Проблемные вопросы. Правоотношения.
Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Модели
заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по
данному содержательному блоку.
3. Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ
(12 ч.).
3.1 Основные модели заданий части 1 и части 2 и проверяемые умения.
Промежуточный контроль по выполнению заданий 1 и 2 (2 ч.).
Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ
выполнения заданий части 1: на распознавание признаков понятий,
характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов,
соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными
реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ
выполнения заданий части 2 с открытым кратким ответом: на завершение
логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными
чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими
терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение
в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов,
применение обществоведческих понятий в заданном контексте.
3.2 Общая характеристика заданий 21 -24. Особенности заданий 21-24 (2 ч).
21-24 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания.
Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий
и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом.
Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать
информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию
из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать
авторскую позицию.
3.3 Специфика заданий 25-28 (3 ч).
25 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном
контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные
ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять
обществоведческие понятия в заданном контексте. 26 – задание, требующее
конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной
жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий,
типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на
примерах важнейшие теоретические положения и понятия социальногуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных
явлений. 27 – задание-задача, требующая анализа представленной
информации, в том числе статистической и графической. Разновидности
заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований,
особенности
выполнения
учащимися
познавательных
задач
по
обществознанию. Развитие умений учащихся применять социальногуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических
задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. 28 –
задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной
теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по
составлению развернутого ответа. Памятка.
3.4 Эссе как творческая работа выпускника (3 ч).
29 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений
и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных
социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе.
Особенности
эссе
по
обществознанию,
критерии
качества
обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные
ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или
заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции,
отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной
позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы
в жанре эссе. Система оценивания задания.
3.5 Итоговая контрольная работа (3ч.)
Учебно-тематический план курса 35 часов
Кол-во
Тема занятия
часов
Введение.
ЕГЭ:
структура и содержание
экзаменационной
работы (2ч).
Введение.
ЕГЭ
по
1. 1
обществознанию
Структура и содержание
2. 1
экзаменационной работы
Актуальные
вопросы
содержания
при
подготовке к ЕГЭ (21
ч.).
Актуальные
вопросы
3. 1
содержания
при
подготовке к ЕГЭ 2023
Содержательная
линия
4. 1
«Человек и общество».
5. 1
Ключевые
понятия
«Человек и общество»
Тренинг
по
линии
6. 1
«Человек и общество»
Решение
контрольно7. 1
тренировочных заданий с
кратким ответом.
Проблемы
изучения
8. 1
конкретных разделов и
тем в содержательных
линиях
«Человек.
Познание»
Особенности заданий с
9. 1
кратким ответом по теме
«Познание»
Задания на сравнение
10. 1
близких
понятий
«Познание»
Задания на завершение
11. 1
схем «Познание»
«Социальные
12. 1
отношения»:
обзор
основных позиций
№
Тип занятия
Вводная лекция
Практикум
(Промежуточный
контроль)
Лекция
Семинар
Тренинг
Практикум
Лекция
Практикум
Тренинг
Практикум
Лекция
Дата
План.
Факт.
13. 1
14. 1
15. 1
16. 1
17. 1
18. 1
19. 1
20. 1
21. 1
22. 1
24. 1
Разновидности заданийзадач.
Алгоритм
выполнения
заданиязадачи
с
открытым
ответом.
Особенности заданий с
кратким
вариантом
ответа
«Социальные
отношения»
Актуальные
проблемы
изучения содержательной
линии «Экономика»
Решение
контрольнотренировочных заданий с
кратким ответом по теме
«Экономика»
Специфика заданий на
классификацию
«Экономика»
Задания на распределение
позиций по группам и
установление
соответствия
«Экономика»
Содержательная
линия
«Политика».
Систематизация знаний
учащихся при изучении
основных теоретических
вопросов
линии
«Политика»
Разновидности заданийзадач.
Алгоритм
выполнения
заданиязадачи
с
открытым
ответом.
Линия
«Политика»
«Право»:
основные
теоретические положения
Элементы
обществоведческой
подготовки,
проверяемые в рамках
ЕГЭ (12 ч.).
Структура и специфика
заданий
на
анализ
Лабораторная
работа
Практикум
Лекция
Семинар
Практикум
Практикум
Лекция
Семинар
Практикум
Лекция
Практикум
25. 1
26. 1
27. 1
28. 1
29. 1
30. 1
31. 1
32. 1
33. 1
34. 1
35. 1
документа
по линии
«Право»
Решение
контрольнотренировочных заданий
на
установление
соответствия по линии
«Право»
Элементы
обществоведческой
подготовки, проверяемые
в рамках ЕГЭ
Основные
модели
заданий части 1 и части 2
и проверяемые умения
Общая
характеристика
заданий 21-27 части 2.
Особенности заданий 2124
Специфика заданий 25-27
Типичные ошибки при
выполнении заданий ЕГЭ
по обществознанию
Структура и специфика
заданий
на
анализ
документа
Типичные ошибки при
выполнении заданий ЕГЭ
по обществознанию.
Итоговое
занятие.
Решение 1 части ЕГЭ.
Итоговое
занятие.
Решение 2 части ЕГЭ.
Практикум
Лекция
Практикум,
промежуточный
контроль
Лекция
Практикум
Семинар
Практикум
Семинар
Семинар
Тестирование
формате ЕГЭ
в
Список литературы
1. Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обществознание. Методика подготовки:
учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.:
Просвещение, 2016. – 208 с.
2. ЕГЭ. Обществознание: тематические варианты: 20 вариантов/ под ред.
Е.Л. Рутковской. – М.: Издательство «Национальное образование»,
2016. – 272 с.
3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю.
Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2009
4. ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания / Е.Л. Рутковская,
Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.:
Экзамен, 2010.
5. ЕГЭ 2008. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л.
Рутковская. М.: Эксмо, 2010.
6. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо,
2008.
7. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по
обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание
истории и обществознания в школе.- 2009.- № 10.
8. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по
обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. //
ОКО. Оценка качества образования. – 2008.- № 6.
9. О. В. Кишенкова ЕГЭ 2017. Обществознание. Алгоритм написания
сочинения ООО «Издательство «Эксмо», 2017
10. Швандерова А.Р. Обществознание в формате ЕГЭ. Экономика Ростов
н/Д.: Феникс, 2016. — 80 с. — (Большая перемена).
11. Коваль Т.В. ЕГЭ 2019. Обществознание. Типовые тестовые задания. 14
вариантов
заданий.
М.:
Экзамен,
2019.
—
184
с.