Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»
Приложение
к основной образовательной программе
основного
общего
образования,
утверждённой приказом от 28.08.2024
№ 92/1
Рабочая программа курса по выбору
«Культура устной и письменной речи»
для 5 класса
с. Белый Яр
2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура речи» составлена на основе
ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с
ООП ООО МБОУ «Белоярская СШ».
Программа курса дополняет систему работы по культуре речи обучающихся 5 класса
на уроках русского языка, учитывает возрастные особенности детей, имеет практическую
направленность.
Цель учебного курса: развитие навыков речевого общения, умения правильно, точно и
выразительно передавать свои мысли средствами языка с учетом цели и ситуации общения.
Задачи курса:
- помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более
осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и
чувств;
- обогащать словарь обучающихся, увеличивать подвижность того запаса слов, которым
владеет ученик в данный момент;
- прививать нормы правильной и хорошей речи, воспитывать критическое отношение к их
нарушениям;
- формировать навык работы со справочной лингвистической, научно-популярной
литературой, разнообразными словарями;
- выявлять и развивать творческие способности школьников;
- способствовать расширению кругозора, развитию общей культуры обучающихся;
- помочь детям справиться со своими коммуникативными проблемами, развивать речь.
Содержание программы
Введение
Для чего людям нужна речь? Язык как важнейшее средство человеческого общения. Речь как
форма существование языка.
Речь устная и письменная. Две формы существования речи - устная и письменная. Общее и
различное в них. Делимся летними впечатлениями.
Качества хорошей речи
Культура устной и письменной речи. Общее понятие о культуре устной и письменной речи.
Культура речи как умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами
языка с учетом цели и ситуации общения.
Что такое правильная речь? Правильность речи, выражающаяся в соблюдении норм
произношения и написания. Виды норм.
Что такое хорошая речь? Качества хорошей речи (точность, логичность, чистота,
выразительность, уместность, богатство).
Речевой этикет
Понятие речевого этикета. Речевая ситуация. Понятие речевого этикета. Речевая ситуация, ее
компоненты и характеристика.
Приветствие и знакомство. Правила этикета, речевые формулы и использование этикетных слов
в ситуациях приветствия и знакомства.
Телефонный разговор. Правила этикета, речевые формулы и использование этикетных слов в
телефонном разговоре.
Поздравление. Каким должно быть поздравление. Обращения в поздравительных открытках.
Правила построения письменного поздравления.
Извинение. Благодарность. Как правильно извиниться и ответить на извинения. Как
поблагодарить и ответить на благодарность.
Просьба. Согласие и отказ. Речевые формулы выражения просьбы, согласия и отказа;
уместность их употребления в той или иной речевой ситуации.
Как вести беседу? Правила поведения во время беседы. Пословицы и поговорки по теме занятия.
Язык SMS-сообщений. Культура общения в Интернете. Особенности языка SMS-сообщений.
Культура общения в Интернете.
Обобщение по теме «Речевой этикет».
Фонетика и орфоэпия
Фонетика. Орфоэпия. Фонетика, предмет ее изучения. Понятие об орфоэпии. Роль орфоэпии в
речевом общении. Орфоэпические словари и справочники.
Звуки речи, их смыслоразличительная функция. Звук как единица языка.
Смыслоразличительная функция звуков.
Словесное ударение. Особенности словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное,
свободное). Смысловая функция словесного ударения.
Произношение гласных звуков. Особенности произношения некоторых безударных гласных.
Произношение согласных звуков. Особенности произношения отдельных согласных и их
сочетаний.
Лексикология
Лексическое значение слов. Слова однозначные и многозначные. Значение прямое и
переносное. Лексическая сочетаемость.
Тавтология и неуместное повторение слов как речевые ошибки. Синонимы. Выбор
синонимов для точного, правильного и образного выражения мысли.
Слова-паронимы. Понятие о паронимах. Отношение паронимов к омонимам, синонимам,
антонимам. Использование паронимов в речи.
Стилистическое расслоение словарного состава. Нейтральная, книжная и разговорная лексика.
Использование в речи стилистически окрашенной лексики.
Морфология
Правильное употребление имен существительных. Орфоэпические нормы. Орфоэпические
нормы употребления имен существительных. Особенности произношения некоторых имен и
отчеств. Грамматические нормы. Лексические нормы. Названия жителей некоторых стран и
городов.
Правильное употребление имен прилагательных. Орфоэпические нормы. Грамматические
нормы. Лексические нормы.
Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы.
Лексические нормы.
Невербальное общение
Мимика и жесты в общении людей. Роль мимики и жестов в общении людей. Значение
некоторых жестов, уместность их использования
Подведение итогов
Подведение итогов. Самоанализ работы обучающихся на занятиях внеурочной деятельности.
Учебно-тематический план
№
Тема, раздел
Количество
часов
2
1
Введение
2
Качества хорошей речи
3
3
Речевой этикет
9
4
Фонетика и орфоэпия
5
5
Лексикология
4
6
Морфология
9
7
Невербальное общение
1
8
Подведение итогов
1
Итого:
34
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Культура речи»
Личностные результаты
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
частной задачи;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и
свобод человека;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,
толерантность.
Метапредметные результаты
Регулятивные
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в
том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать/понимать:
- значение речи в жизни людей;
- качества хорошей речи;
- определения изучаемых лингвистических понятий;
- лексические, грамматические и орфоэпические нормы в пределах изучаемого материала;
- понятия «речевой этикет», «речевая ситуация»;
- этикетные правила, этикетные фразы и слова для наиболее распространенных речевых ситуаций;
- основные виды речевых ошибок;
уметь:
- использовать этикетные слова и выражения в соответствии с речевой ситуацией;
- соблюдать языковые нормы в речи;
- редактировать и совершенствовать чужие и собственные тексты;
- пользоваться различного рода словарями, справочной литературой.
Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Учебно-методическое обеспечение
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся.- М.:
Просвещение, 1995.
2. Бажанова И.А., Львова С.И. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по
русскому языку. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2010.
3. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Культура речи. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. –
М.: Экзамен, 2013.
4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1989.
5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку. М.: Просвещение, 1988.
6. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. для
учителя. – М.: Просвещение, 1995.
7. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
– М.: Мнемозина, 2010.
8. Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Компетентностные задания по русскому языку. Методический
конструктор: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
9. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. Книга для
учащихся 5 – 7 классов сред. школы. – М.: Просвещение, 1989.
10. Языкознание. Русский язык: Энциклопедия для детей. – М.: Аванта-Плюс, 2001.
Лингвистические словари
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
план
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Для чего людям нужна речь?
Речь устная и письменная
Культура устной и письменной речи
Что такое правильная речь?
Что такое хорошая речь?
Понятие речевого этикета. Речевая ситуация
Приветствие и знакомство
Телефонный разговор
Поздравление
Извинение. Благодарность
Просьба. Согласие и отказ
Как вести беседу?
Язык SMS-сообщений. Культура общения в
Интернете
Обобщение по теме «Речевой этикет»
Фонетика. Орфоэпия
Звуки речи, их смыслоразличительная функция
Словесное ударение
Произношение гласных звуков
Произношение согласных звуков
Лексическое значение слов. Значение прямое и
переносное. Лексическая сочетаемость
Тавтология и неуместное повторение слов как
речевые ошибки. Синонимы
Слова-паронимы
Стилистическое расслоение словарного состава
Правильное употребление имен существительных.
Орфоэпические нормы
Правильное употребление имен существительных.
Грамматические нормы
Правильное употребление имен существительных.
Лексические нормы
Правильное употребление имен прилагательных.
Орфоэпические нормы
Правильное употребление имен прилагательных.
Грамматические нормы
Правильное употребление имен прилагательных.
Лексические нормы
Правильное употребление глаголов. Орфоэпические
нормы
Правильное употребление глаголов.
Грамматические нормы
Правильное употребление глаголов. Лексические
нормы
Дата
факт
33
Мимика и жесты в общении людей
34
Подведение итогов