Рабочая программа по курсу "Культура устной и письменной речи" для 7-8 классов МБОУ "Белоярская СШ"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»

Приложение
к основной образовательной
программе основного общего
образования,
утверждённой
приказом от 28.08.2024 № 92/1

Рабочая программа учебного курса
«Культура устной и письменной речи»
для 7-8 классов

С. Белый Яр
2024 г.

Пояснительная записка
Актуальность курса. Современное общество ставит перед школой цель –
формирование и развитие умений и навыков обучающихся, формирование предметных,
надпредметных и метапредметных универсальных учебных умений, что призвано помочь
их успешной социализации. Изучение основ стилистики и культуры речи диктуется
социальной значимостью, практическими потребностями общества. Программы по
русскому языку 5-9 классов ориентированы на овладение основными умениями и навыками
орфографического и пунктуационного письма, овладение основными приемами культуры
речи. Изучению же основ стилистики, расширенном представлении о культуре и
нормативности речи, а также умению глубоко проникать в текст уделяется недостаточно
внимания.
Практическое назначение предложенного курса «Основы стилистики и культуры
речи» является приоритетным, так как у обучающихся формируются умения и навыки,
востребованные за пределами школьной программы и диктуемые социумом.
Программа курса рассчитана на слушателей факультатива по русскому языку для
учеников 7 класса. Предложенная программа призвана способствовать формированию
общей культуры личности и, в частности, таких умений и навыков в области общения,
которые способствуют эффективному решению коммуникативных задач.
Целью программы ставится развитие коммуникативной культуры обучающихся,
формирование их языковой компетенции посредством овладения функциональными
стилями речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• расширить знания о разделе «Стилистика», о понятиях «текст», «функциональные стили
речи», «культура речи»;
• дать основы стилистической грамотности;
• формировать умения анализировать текст, «конструировать» (создавать) текст по
образцу и самостоятельно, выявлять и оценивать изобразительные приемы в нем, умение
вести диалог, полилог, умение оппонировать и др.;
• воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи;
• совершенствовать речевую культуру;
• способствовать овладению системой норм русского литературного языка.

Общая характеристика курса
Большое место отводится разнообразным видам самостоятельной работы: работа с
текстом (ознакомительный анализ, создание (конструирование) вторичного текста, тезисов,
составление конспектов, развернутого плана и др.). Организуется наблюдение над речью,
определяются элементы разной стилистической направленности, особенности
стилистической разновидности окраски слов, создаются алгоритмы работы с текстом
(например, для конструирования текста стандартного документа), выявляются основные
виды языковой и речевой норм. Наряду с углубленным освоением теоретического
материала обучающиеся анализируют стилевые компоненты текстов разных жанров,
содержащиеся в них художественные приемы, риторические фигуры, работают с текстами
в качестве редакторов (определяют языковые и речевые ошибки и недочеты, анализируют
текстовый материал с точки зрения логики, уместности и точности словоупотребления,
благозвучия, уместности речевых оборотов и др.).

Формы и методы работы:
- наблюдение;
- анализ;
- проектная деятельность;
- оппонирование и защита (первичный опыт);
- совершенствование (редактирование по образцу и самостоятельно) текстов разной
стилистической направленности;
- творческие работы (сочинения, эссе и др.).
Результативность образовательной программы по годам обучения
№
Основные критерии
Показатели
Способы
отслеживания
1

2

Владение понятиями курса
«Стилистика»: функциональные
стили речи, языковая и речевая
норма, коммуникативные качества
речи и др.
Работа с текстом.

3

Владение основными приемами
конструирования (создания) текста.

4

Культура устной и письменной речи.

Уровни
Низкий
(репродуктивный)

Средний
(стандартный)
Высокий (творческий)

Оперируют
названными
понятиями,
используют в речи.

Выполнение
практических заданий
(устных и
письменных).

Выявляют речевые и
языковые ошибки и
недочеты с точки
зрения нормы,
логики,
выразительности,
уместности и др.
Создание
(составление) текста
заданной
стилистической
направленности
(первичное).
Соблюдает
этические и
эстетические нормы
поведения, общения,
овладевает
культурой речи в
общении.

Анализ текста.

Создание
(конструирование)
документа, статьи
(эссе) и др.
Стилистический
эксперимент (ролевая
игра).

Уровни результативности курса
Первый год обучения
-Умение различать тексты
разной
стилистической
направленности, выделять их основные признаки.
-Умение выделять ненормированную речь.
- Определение стилистической окраски слов (диалекты,
просторечие, жаргон, сленг и др.).
-Умение различать книжную и разговорную лексику.
- Составление текста по образцу (алгоритму).
-Умение различать языковую и речевую нормы.
-Владение основными приемами создания документа,
алгоритмом конструирования текста.
- Оценка уместности в тексте стилистически окрашенных
слов.

- Анализ текста с точки зрения коммуникативных качеств
речи.
Содержание курса
1. Введение. Понятие о культуре речи и стилистике.
Культура речи. Стилистика. Правильная речь. Литературный язык – основа
культуры речи. Пять функциональных стилей современного литературного языка.
Форма подведения итогов: анализ текста (правильность, нормативность).
2. Культура речи и формы существования национального языка.
Диалекты. Жаргоны. Просторечия. Сленг.
Кодификация – закрепление языковых норм в грамматике. Понятие о языковой
норме. Виды норм (языковая и речевая).
Форма подведения итогов: анализ текста (выявление ненормативных и речевых
ошибок и недочетов).
3.Секреты стилистики.
Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм. Речевая избыточность. Речевая
недостаточность. Понятие о полисемии.
Форма подведения итогов: контрольная работа (зачет).
В результате усвоения программы первого года обучения обучающиеся должны
знать:
• основные понятия курса, предметную терминологию;
• основные функциональные стили речи;
• виды языковой и речевой норм;
• основные приемы анализа текста с позиции курса «Основы стилистики и культуры
речи»;
уметь:
• выявлять речевые и языковые ошибки и недочеты в тексте;
• различать тексты разных жанров и разной стилистической направленности;
• составлять мини-тексты заданной стилистической направленности.

Тематическое планирование учебного курса
«Культура устной и письменной речи» на 2023-2024 учебный год
№

Тема занятия

2

Введение. Понятие о культуре речи. Понятие о
стилистике.
«Правильность речи». Что это такое?

3
4
5
6
7
8
9
10

Правила «правильной» речи.
Понятие о литературном языке.
Литературный язык – основа культуры речи.
Функциональные стили русского литературного языка.
Язык художественной литературы.
Язык документов.
Публицистика
Разговорный стиль.

1

Дата
(план)

Дата
(факт)

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Язык науки.
Анализ текстов разных стилей.
Языковая норма. Признаки нормы. Виды норм.
Анализ эпизодов текстов с позиции нормативности.
Виды норм. Языковая и речевая нормы.
Грамматическая норма.
Лексические и орфоэпические нормы.
Акцентологическая норма.
Практическая работа по теме «Нормативность».
Диалект – говор. Диалектизмы.
Жаргон и жаргонизмы.
Просторечие. Разговорный стиль. Лексические и
орфоэпические особенности.
Лексика – самая подвижная часть языка. Активная и
пассивная лексика.
Лексическая сочетаемость. Речевая культура и
нарушение лексической и стилистической
сочетаемости.
Тавтология и точность речи.
Смысловая неточность. Плеоназм и чистота речи.
Значение слова и его сочетаемость
Практическая работа по теме «Речевая культура».
Речевая недостаточность. Паронимы.
Семантика.
Полисемия. Многозначность слова.
Полисемия. Разные значения слов. Смысловые оттенки
слов.
Анализ текст с точки зрения чистоты и точности речи.
ИТОГО:

34

Учебно-методическое обеспечение курса
1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 1990.
2. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. – М. Наука,
1993.
3. Головин Б.Н. Как говорить правильно. – М.: Высшая школа, 1988.
4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1988.
5. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Академия, 2003.
6. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2001.
7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.: АйрисПресс, 2004.
8. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
9. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 1996.
10.
Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М.: Флинта, Наука, 1997.
11.
Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М., 2002.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

726242342903868691666490759959119263676517201202

Владелец

Ельчанинова Оксана Викторовна

Действителен

С 13.09.2023 по 12.09.2024

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

726242342903868691666490759959119263676517201202

Владелец

Ельчанинова Оксана Викторовна

Действителен

С 13.09.2023 по 12.09.2024

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

726242342903868691666490759959119263676517201202

Владелец

Ельчанинова Оксана Викторовна

Действителен

С 13.09.2023 по 12.09.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».