Рабочая программа учебного курса "Исследовательская и проектная деятельность" для 8-х классов МБОУ «Белоярская СШ»

Приложение
к
основной
образовательной
программе
основного
общего
образования,
утверждённой
приказом от 28.08.2024 № 92/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
для 8 класса

с. Белый Яр, 2024

1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Исследовательская и проектная
деятельность» для 8 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта
основного общего образования. Данная программа предназначена для изучения основ
проектирование учащимся основной общеобразовательной школы.
Содержание программы ориентировано на формирование у учащихся навыков научной,
творческой деятельности, исследовательской грамотности.
Проектно-исследовательская
деятельность
является
средством
освоения
действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с
информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой
деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений,
субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере
дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории
участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для
работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития
творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих
потребностей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного
типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания
и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в
будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах,
колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно-ориентированный, деятельностный подходы
Данная рабочая программа создана для работы в 8 классах. Возраст 14-15 лет
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися,
интересующимися проектной и исследовательской деятельностью и направлена на формирование у них
умения поставить цель и организовать её достижение, на формирование креативных и
коммуникативных качеств.

Общие цели курса:
 создание условий, способствующих развитию проектных и исследовательских умений;
 приобретение
навыков информационного самообеспечения учебной
и
самообразовательной деятельности учащихся.
Задачи курса:
 формирование способности к проектированию и проведению учебного исследования;
 способствовать освоению рациональных приемов и способов самостоятельного ведения
поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;
 изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления
результатов самостоятельной проектной и исследовательской деятельности;
 развитие критического мышления, необходимого при самостоятельной работе с
информацией;
 формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развивать умения
самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои
действия с действиями партнеров по совместной деятельности);

 способствовать формированию позитивной самооценки и взаимоуважения, социально
адекватных способов поведения.
Описание места учебного курса «Исследовательская и проектная деятельность» в
учебном плане
Учебный курс «Исследовательская и проектная деятельность» входит в раздел учебного
плана в части формируемой участниками образовательного процесса.
Сроки реализации рабочей программы по внеурочной деятельности для 8 класса - 1
учебный год (34 учебных недели)
Данная рабочая программа рассчитана на преподавание учебного курса в 8 классе в объеме:
1 час в неделю (34 учебных недели).
Рабочая программа исследовательской и проектной деятельности обучающихся является
средством реализации требований ФГОС к личностным и метапредметным результатам
освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы достижения
метапредметных результатов у учащихся и предлагает практическое подходы для
совершенствования организационно-педагогических условий реализации данной программы.
Программа направлена на дальнейшее развитие творческих способностей обучающихся,
совершенствование их культуры исследовательской и проектной деятельности,
систематизацию представлений и получение позитивного социального опыта,
совершенствование умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты
(продукты) такой деятельности.

2.Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса являются:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.


Метапредметными результатами изучения курса являются:
Регулятивные:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
 различать способ и результат действия.
Познавательные:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом
пространстве Интернета;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах.
Коммуникативные:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов.

Предметными результатами изучения курса являются:
Ученик научится:
 выделять объект исследования;
 разделять учебно-проектную деятельность на этапы;
 выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
 анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности, работать в группе;
 работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах,
преобразовывать из одного вида в другой, пользоваться словарями, энциклопедиями и другими
учебными пособиями;
 планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять
результаты своей деятельности в различных видах;
 работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и
каталогами.
Ученик получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
интернета;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
 осуществлять самостоятельно компоненты.

3.Содержание курса
Название
раздела

Колво
часов

Формы организации и вид деятельности

Введение в мир
науки

2

Понятие об
исследовательс
кой
деятельности

5

Работа с
литературными
источниками

9

Методы
эмпирического
исследования

6

Публичная
защита работы

9

Знать роль науки в современном мире.
Уметь использовать приобретенные знания.
Знать жизнь и деятельность выдающихся исследователей
прошлого и современности.
Лекция
Беседа
Взаимоконтроль
Практическая работа
Усвоение общих представлений об исследовательской
работе.
Уметь определять объект и предмет изучения в
исследовательской работе.
Усвоение приобретенных знаний о понятии
исследовательская работа
Усвоение навыков работы по парам
Умение выполнять действия по заданному алгоритму.
Научиться выдвигать обоснованную гипотезу
Лекция
Взаимопроверка
Беседа
Практическая работа
Уметь работать с основными источниками получения
информации.
Знать правила составления алгоритма
информационного поиска
Знать алгоритм работы библиотечных каталогов и
алгоритм работы с интернет ресурсами по ключевому
слову
Усвоение правила оформления списка литературы и
использованных электронных источников
Лекция
Беседа
Практическая работа
Устный опрос
Понимание методов исследований: экспериментальный,
описательный, сравнительный, статистический,
моделирования, микроскопический, мониторинг и т.д.
Умение определять проблему, выдвигать гипотезы
Уметь составлять таблицы и диаграммы в Excel.
Проводить обработку результатов исследования
Уметь оформлять результаты проектно-исследовательской
работы
Лекция
Беседа
Практическая работа
Самоконтроль
Умение составлять письменный отчет: доклад, сообщение,
реферат, проект
Развитие самостоятельности в составлении вопросов для
обсуждения

Уметь составлять план доклада по теме исследования
Конференция
Презентация
Самоконтроль
Взаимоконтроль
Конференция

Защита проектов

4

4.Тематическое планирование
Название раздела
№

Кол-во часов
на изучение
раздела

Кол-во
творческих
работ

Кол-во
практических
работ

1

Введение в мир науки

2

1

2

Понятие об
исследовательской
деятельности

5

3

3

Работа с литературными
источниками

8

5

4

Методы эмпирического
исследования

6

2

5

Публичная защита работы

9

3

6

Конференция

4

4

34 часа

4

Всего

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»

14

Согласовано
с заместителем директора по учебной
работе
_______________
(подпись)

Рабочая программа учебного курса по русскому языку
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ »
для 8 классов

С. Белый Яр
2023 г.

№
п/
п

Название раздела
и темы урока

Кол-во
часов

1.

Введение
«Проектно-исследовательская деятельность».
Определения цели и задач курса.

1

2.

Разработка замысла проекта.

1

3.
4.
5.

Содержание проектно-исследовательской
деятельности
Научный факт, гипотезы, учебно-познавательной
работы.
Выдвижение гипотезы проектно-исследовательской
деятельности

1
1
1

6.

Обсуждение гипотез

1

7.

Обсуждение гипотез

1

8.

Основные источники получения информации.

1

9.

Этапы информационного поиска

1

10. Этапы информационного поиска

1

11. Определение информационного запроса
Поиск информации по ключевому слову в
12.
библиотечных каталогах

1

13. Поиск информации в Интернет по ключевому слову.

1

14. Поиск адреса необходимого сайта.
Справочно-поисковый аппарат
15.

1

16.

Справочно-поисковый аппарат

1

1
1

17. Методы исследования
Формы организации
18. экспериментальной работы

1

19. Технология составления сводных таблиц и диаграмм
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение,
20.
обобщение, абстрагирование.

1

21. Обработка результатов исследования

1

22. Методика оформления результатов
23. Структура и содержание письменного отчета

1

24. Правила оформления письменного отчета
25. Обсуждение проектов письменного отчета
26. Содержание визуального отчета
27. Содержание визуального отчета
28. Структура устного доклада

1

1

1
1
1
1
1
1

Дата план Дата факт.

29. Правила составления устного доклада
30. Разработка вопросов дискуссии

1
1

31. Составление плана устного доклада
32. Защита проектов

1

33. Защита проектов
34. Защита проектов

1

1

1

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

726242342903868691666490759959119263676517201202
Ельчанинова Оксана Викторовна
С 13.09.2023 по 12.09.2024

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

726242342903868691666490759959119263676517201202
Ельчанинова Оксана Викторовна
С 13.09.2023 по 12.09.2024

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

726242342903868691666490759959119263676517201202
Ельчанинова Оксана Викторовна
С 13.09.2023 по 12.09.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».