Приложение
к
основной
образовательной
программе
основного
общего
образования,
утверждённой
приказом от 28.08.2024 № 92/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
для 8 класса
с. Белый Яр, 2024
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Исследовательская и проектная
деятельность» для 8 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта
основного общего образования. Данная программа предназначена для изучения основ
проектирование учащимся основной общеобразовательной школы.
Содержание программы ориентировано на формирование у учащихся навыков научной,
творческой деятельности, исследовательской грамотности.
Проектно-исследовательская
деятельность
является
средством
освоения
действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с
информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой
деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений,
субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере
дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории
участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для
работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития
творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих
потребностей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного
типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания
и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в
будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах,
колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно-ориентированный, деятельностный подходы
Данная рабочая программа создана для работы в 8 классах. Возраст 14-15 лет
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися,
интересующимися проектной и исследовательской деятельностью и направлена на формирование у них
умения поставить цель и организовать её достижение, на формирование креативных и
коммуникативных качеств.
Общие цели курса:
создание условий, способствующих развитию проектных и исследовательских умений;
приобретение
навыков информационного самообеспечения учебной
и
самообразовательной деятельности учащихся.
Задачи курса:
формирование способности к проектированию и проведению учебного исследования;
способствовать освоению рациональных приемов и способов самостоятельного ведения
поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;
изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления
результатов самостоятельной проектной и исследовательской деятельности;
развитие критического мышления, необходимого при самостоятельной работе с
информацией;
формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развивать умения
самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои
действия с действиями партнеров по совместной деятельности);
способствовать формированию позитивной самооценки и взаимоуважения, социально
адекватных способов поведения.
Описание места учебного курса «Исследовательская и проектная деятельность» в
учебном плане
Учебный курс «Исследовательская и проектная деятельность» входит в раздел учебного
плана в части формируемой участниками образовательного процесса.
Сроки реализации рабочей программы по внеурочной деятельности для 8 класса - 1
учебный год (34 учебных недели)
Данная рабочая программа рассчитана на преподавание учебного курса в 8 классе в объеме:
1 час в неделю (34 учебных недели).
Рабочая программа исследовательской и проектной деятельности обучающихся является
средством реализации требований ФГОС к личностным и метапредметным результатам
освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы достижения
метапредметных результатов у учащихся и предлагает практическое подходы для
совершенствования организационно-педагогических условий реализации данной программы.
Программа направлена на дальнейшее развитие творческих способностей обучающихся,
совершенствование их культуры исследовательской и проектной деятельности,
систематизацию представлений и получение позитивного социального опыта,
совершенствование умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты
(продукты) такой деятельности.
2.Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса являются:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
различать способ и результат действия.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом
пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах.
Коммуникативные:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов.
Предметными результатами изучения курса являются:
Ученик научится:
выделять объект исследования;
разделять учебно-проектную деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности, работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах,
преобразовывать из одного вида в другой, пользоваться словарями, энциклопедиями и другими
учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять
результаты своей деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и
каталогами.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
интернета;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
осуществлять самостоятельно компоненты.
3.Содержание курса
Название
раздела
Колво
часов
Формы организации и вид деятельности
Введение в мир
науки
2
Понятие об
исследовательс
кой
деятельности
5
Работа с
литературными
источниками
9
Методы
эмпирического
исследования
6
Публичная
защита работы
9
Знать роль науки в современном мире.
Уметь использовать приобретенные знания.
Знать жизнь и деятельность выдающихся исследователей
прошлого и современности.
Лекция
Беседа
Взаимоконтроль
Практическая работа
Усвоение общих представлений об исследовательской
работе.
Уметь определять объект и предмет изучения в
исследовательской работе.
Усвоение приобретенных знаний о понятии
исследовательская работа
Усвоение навыков работы по парам
Умение выполнять действия по заданному алгоритму.
Научиться выдвигать обоснованную гипотезу
Лекция
Взаимопроверка
Беседа
Практическая работа
Уметь работать с основными источниками получения
информации.
Знать правила составления алгоритма
информационного поиска
Знать алгоритм работы библиотечных каталогов и
алгоритм работы с интернет ресурсами по ключевому
слову
Усвоение правила оформления списка литературы и
использованных электронных источников
Лекция
Беседа
Практическая работа
Устный опрос
Понимание методов исследований: экспериментальный,
описательный, сравнительный, статистический,
моделирования, микроскопический, мониторинг и т.д.
Умение определять проблему, выдвигать гипотезы
Уметь составлять таблицы и диаграммы в Excel.
Проводить обработку результатов исследования
Уметь оформлять результаты проектно-исследовательской
работы
Лекция
Беседа
Практическая работа
Самоконтроль
Умение составлять письменный отчет: доклад, сообщение,
реферат, проект
Развитие самостоятельности в составлении вопросов для
обсуждения
Уметь составлять план доклада по теме исследования
Конференция
Презентация
Самоконтроль
Взаимоконтроль
Конференция
Защита проектов
4
4.Тематическое планирование
Название раздела
№
Кол-во часов
на изучение
раздела
Кол-во
творческих
работ
Кол-во
практических
работ
1
Введение в мир науки
2
1
2
Понятие об
исследовательской
деятельности
5
3
3
Работа с литературными
источниками
8
5
4
Методы эмпирического
исследования
6
2
5
Публичная защита работы
9
3
6
Конференция
4
4
34 часа
4
Всего
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»
14
Согласовано
с заместителем директора по учебной
работе
_______________
(подпись)
Рабочая программа учебного курса по русскому языку
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ »
для 8 классов
С. Белый Яр
2023 г.
№
п/
п
Название раздела
и темы урока
Кол-во
часов
1.
Введение
«Проектно-исследовательская деятельность».
Определения цели и задач курса.
1
2.
Разработка замысла проекта.
1
3.
4.
5.
Содержание проектно-исследовательской
деятельности
Научный факт, гипотезы, учебно-познавательной
работы.
Выдвижение гипотезы проектно-исследовательской
деятельности
1
1
1
6.
Обсуждение гипотез
1
7.
Обсуждение гипотез
1
8.
Основные источники получения информации.
1
9.
Этапы информационного поиска
1
10. Этапы информационного поиска
1
11. Определение информационного запроса
Поиск информации по ключевому слову в
12.
библиотечных каталогах
1
13. Поиск информации в Интернет по ключевому слову.
1
14. Поиск адреса необходимого сайта.
Справочно-поисковый аппарат
15.
1
16.
Справочно-поисковый аппарат
1
1
1
17. Методы исследования
Формы организации
18. экспериментальной работы
1
19. Технология составления сводных таблиц и диаграмм
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение,
20.
обобщение, абстрагирование.
1
21. Обработка результатов исследования
1
22. Методика оформления результатов
23. Структура и содержание письменного отчета
1
24. Правила оформления письменного отчета
25. Обсуждение проектов письменного отчета
26. Содержание визуального отчета
27. Содержание визуального отчета
28. Структура устного доклада
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата план Дата факт.
29. Правила составления устного доклада
30. Разработка вопросов дискуссии
1
1
31. Составление плана устного доклада
32. Защита проектов
1
33. Защита проектов
34. Защита проектов
1
1
1
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен
726242342903868691666490759959119263676517201202
Ельчанинова Оксана Викторовна
С 13.09.2023 по 12.09.2024
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен
726242342903868691666490759959119263676517201202
Ельчанинова Оксана Викторовна
С 13.09.2023 по 12.09.2024
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен
726242342903868691666490759959119263676517201202
Ельчанинова Оксана Викторовна
С 13.09.2023 по 12.09.2024