Принято Педагогическим советом
протокол от 28.08.2023 № 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ «Белоярская СШ»
от 28.08.2023 № 86/2
С учетом мнения Совета
протокол от 28.08.2023 № 1
учащихся
С учетом мнения Совета
протокол от 28.08.2023 № 1
родителей
Положение об индивидуальном учебном плане
1. Общие положения
1.1. Положение об индивидуальном учебном плане (далее – Положение)
разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями);
Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
изменениями) ;
Приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 286 «Об
утверждении ФГОС НОО» (с изменениями);
Приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 287 «Об
утверждении ФГОС ООО» (с изменениями);
Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об
утверждении ФГОС СОО» (с изменениями) и другими нормативными правовыми
актами, регламентирующими деятельность школы.
1.2. Положение устанавливает порядок обучения по индивидуальному плану
в МБОУ «Белоярская СШ» (далее – школа), определяет требования к
индивидуальному учебному плану начального общего образования, основного
общего образования и среднего общего образования, регламентирует контроль
исполнения и порядок управления реализацией индивидуального учебного плана.
1.3. Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий
освоение образовательной программы на основе, индивидуализации се содержания
с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося.
1.4. Учащиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному
плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной
программы.
1.5. Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований
федерального государственного образовательного стандарта общего образования
соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных предметов,
обязательных для изучения.
1.6. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным
планом срок освоения общеобразовательной программы может быть изменен
общеобразовательной организацией с учетом особенностей, образовательных
потребностей и интересов конкретного учащегося.
1.7. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных
чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или
чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее
части реализация общеобразовательных программ осуществляется с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне
зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных
образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных
программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения
невозможны.
2. Порядок обучения по индивидуальному плану
2.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного
учащегося или группы учащихся на основе учебного плана школы.
2.2. Организация обучения по индивидуальному учебному плану
осуществляется
по
заявлению
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних учащихся.
2.3. В заявлении должен быть указан срок, на который учащемуся
предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться
пожелания учащегося или его родителей (законных представителей) по
индивидуализации содержания образовательной программы (включение
дополнительных учебных предметов, курсов, углублённое изучение отдельных
дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и
др.).
2.4. На обучение по индивидуальному учебному плану по согласованию с
родителями (законными представителями) могут быть переведены учащиеся, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности.
2.5. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
осуществляется на основании приказа.
2.6. Индивидуальный учебный план и расписание по индивидуальному
учебному плану составляется заместителем директора по учебной работе,
согласуется с родителями (законными представителями) и утверждается приказом.
2.7. Обучение по индивидуальному учебному плану ведется по расписанию
занятий в соответствии с учетом максимально допустимой учебной нагрузки.
2.8. При построении индивидуального учебного плана может использоваться
модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных
предметов, курсов, входящих в учебный план организации. Сочетание
индивидуального обучения с частичным изучением учебных предметов с классом.
2.10. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный
учебный план рассчитан на более чем один год) учебных предметов, формы
промежуточной аттестации обучающихся.
2.11. Индивидуальные учебные планы могут быть предоставлены, прежде
всего, одаренным детям и детям с ограниченными возможностями здоровья.
2.12. Школа может обращаться в центр психолого-педагогической помощи
для получения методической помощи в разработке индивидуальных учебных
планов.
2.13. Реализация индивидуальных учебных планов на уровнях начального
общего, основного общего, среднего общего образования сопровождается
классным руководителем.
2.14. Учащиеся обязаны добросовестно выполнять индивидуальный учебный
план, в том числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом
учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям,
выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках
образовательной программы.
2.15. Самостоятельная подготовка учащихся к занятиям, выполнение
заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной
программы для выполнения во внеучебное время (далее - домашнее задание),
осуществляются в домашних или иных условиях, в том числе в цифровой
образовательной среде, и предусматривают выполнение учащимися письменных и
устных, практических, творческих, проектных, исследовательских работ в целях
совершенствования, развития и практического применения формируемых в ходе
урока предметных знаний и умений, универсальных учебных действий и их
использования для решения учебных, учебно- познавательных и учебнопрактических задач в соответствии с планируемыми результатами рабочей
программы учебного предмета.
2.16.
Определение
объема
домашних
заданий
осуществляется
педагогическими работниками в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими
требованиями и правилами, Гигиеническими нормативами с учетом возрастных,
психофизических особенностей, способностей и интересов учащихся.
2.17. Учащемуся по индивидуальному учебному плану предоставляется
возможность получать необходимые консультации по учебным предметам,
литературу из библиотечного фонда образовательной организации, пользоваться
предметными кабинетами для проведения лабораторных работ, практических
работ, продолжать обучение в образовательной организации.
2.18. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по
учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) индивидуального учебного плана
проводятся в рамках часов, отведенных на соответствующие предметы, курсы,
дисциплины (модули). Формы, периодичность, порядок текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся устанавливается в
соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
учащихся по индивидуальному учебному плану фиксируются в классном журнале,
итоговая отметка за четверть и за год фиксируется в электронном журнале.
2.19. К государственной итоговой аттестации допускаются учащиеся, не
имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнивший
индивидуальный учебный план. Государственная итоговая аттестация учащихся по
индивидуальному учебному плану проводится в формах и в порядке,
предусмотренных законодательством.
3. Требования к индивидуальному учебному плану
начального общего образования
3.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обеспечивает развитие представлений учащихся на высоком
уровне научно- технологического развития страны, овладение ими современными
технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни,
формирование
у
учащихся
культуры
пользования
информационнокоммуникационными технологиями, расширение возможностей индивидуального
развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов.
3.2. С целью индивидуализации содержания образовательной программы
начального общего образования индивидуальный учебный план начального общего
образования предусматривает:
учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных
учебных предметов;
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы учащихся.
3.3. В индивидуальный учебный план начального общего образования
входят обязательные для изучения предметные области, учебные предметы,
установленные учебным планом и могут входить курсы из части, формируемой
участниками образовательных отношений.
3.4. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и
светской этики» выбор одного из учебных модулей осуществляется по заявлению
родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся.
3.7. Нормативный срок освоения образовательной программы начального
общего образования составляет не более четырех лет. Для учащихся по
индивидуальным учебным планам,срок получения начального общего образования
может быть сокращен.
4. Требования к индивидуальному учебному плану
основного общего образования.
4.1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования обеспечивает расширение возможностей индивидуального
развития учащихся посредством реализации индивидуальных учебных планов с
учетом получения предпрофессиональных знаний и представлений, направленных
на осуществление осознанного выбора образовательной программы следующего
уровня образования и (или) направленности.
4.2. С целью индивидуализации содержания образовательной программы
основного общего образования индивидуальный учебный план может
предусматривать увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных
предметов обязательной части. Введение специально разработанных курсов,
обеспечивающих интересы и потребности участников образовательной
деятельности; внеурочной деятельности, ориентированной на обеспечение
организации индивидуальных потребностей учащихся.
4.3. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят
обязательные для изучения предметные области, учебные предметы,
установленные учебным планом и могут входить курсы из части, формируемой
участниками образовательных отношений.
4.4. Нормативный срок освоения образовательной программы основного
общего образования составляет не более 5 лет. Для учащихся с ОВЗ при обучении
по адаптированным программам основного общего образования, независимо от
применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего
образования может быть увеличен, но не более чем до 6 дет.
4.5. Для лиц, учащихся по индивидуальным учебным планам, срок
получения основного общего образования может быть сокращен.
5. Требования к индивидуальному учебному плану
среднего общего образования
5.1. Организация, осуществляющая образовательную деятельность
предоставляет учащимся возможность формирования индивидуальных учебных
планов, включающих обязательные учебные предметы, изучаемые на уровне
среднего общего образования (на базовом или углубленном уровне),
дополнительные учебные предметы, курсы по выбору учащихся, а также
обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей
обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический,
технологический, универсальный).
5.2. Согласно ФГОС СОО, учебный план профиля обучения и (или)
индивидуальный учебный план учащегося должны содержать не менее 13 учебных
предметов.
5.3. При профильном обучении индивидуальный учебный план должен
содержать не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне изучения из
соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней
предметной области.
5.4. Условия реализации основной образовательной программы должны
обеспечивать для участников образовательных отношений возможность
самостоятельного проектирования учащимися образовательной деятельности и
эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных
планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками.
5.5. Обязательными для включения в индивидуальный учебный являются
учебные предметы учебного плана
5.6. В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные
предметы, курсы по выбору учащихся, предлагаемые школой.
5.7. Учебные планы в адаптированных основных образовательных
программах СОО предусматривают:
замену учебного предмета «Физическая культура» на учебный предмет
«Адаптивная физическая культура»;
включение во внеурочную деятельность занятий по программе
коррекционной работы.
5.8. В индивидуальном учебном плане должно быть предусмотрено
выполнение учащимися индивидуального проекта.
5.9. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего
общего образования - 2 года. Индивидуальный учебный план может
предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения.
Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы среднего
общего образования составляет не более 1 года.
6. Контроль исполнения и порядок управления реализацией
индивидуального учебного плана
6.1. В компетенцию администрации школы входит:
обеспечение своевременного подбора учителей, согласование учебных
программ и контроль их выполнения;
контроль своевременного проведения занятий, консультаций, посещения
занятий учащимися, ведения журнала учета обучения по индивидуальному
учебному плану не реже 1 раза в четверть.
6.2. При организации обучения по индивидуальному учебному плану школа
имеет следующие документы:
заявление родителей (законных представителей) учащихся;
решения Педагогического совета, ПМПК, ППк школы, врачебной комиссии;
приказ школы;
индивидуальный учебный план, расписание занятий, консультаций;
журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.
7. Заключительные положения
7.1. Положение об индивидуальном учебном плане является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и
утверждается приказом школы.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются приказом школы.