Принято на Педагогическом
совете
от 20.05.2023, протокол № 06
Утверждено
приказом
МБОУ «Белоярская СШ»
от 30.05.2023 № 71/2
Положение об учебном кабинете
1.Общие положения
1.1. Положение об учебном кабинете разработано в соответствии с
Постановлением Главного государственного санитарного вpaчa РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Письмом Министерства
образования и науки РФ № 03-417 от 01.04.2005 «О Перечне учебного и
компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных
учреждений», Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми
актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность
организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Положение устанавливает требования к учебному кабинету и его
оснащению, оформлению, к мебели, оборудованию, учебно-методическому
обеспечению,
санитарному
состоянию,
документации,
а
также
регламентирует деятельность заведующего учебным кабинетом и учителейпредметников, проводящих занятие в кабинете.
1.3. Учебный кабинет – это учебное помещение, оснащенное
наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими
средствами обучения, в котором проводится учебная, индивидуальная и
внеклассная работа с учащимися в полном соответствии с действующими
государственными образовательными стандартами, учебными планами и
программами, а также методическая работа по предмету с целью повышения
эффективности и результативности образовательного процесса.
1.4. Оборудование учебного кабинета должно позволять вести
эффективное преподавание предмета при всем разнообразии методических
приемов и педагогических интересов учителей.
1.5. Занятия в учебном кабинете должны служить формированию у
учащихся:
современной картины мира;
обще-учебных умений и навыков;
обобщенного способа учебной, познавательной, коммуникативной и
практической деятельности;
потребности в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к
овладению новыми знаниями;
ключевых компетенций готовности учащихся использовать полученные
общие знания, умения и способности в реальной жизни для решения
практических задач;
теоретического мышления, памяти, воображения, а также воспитанию
учащихся, направленному на формирование у них коммуникабельности и
толерантности.
2.Требования к учебному кабинету и его оснащению.
2.1. Общие требования к оснащению учебного кабинета
2.1.1.Учебный
кабинет
должен
соответствовать
санитарногигиеническим требованиям и требованиям Правил противопожарного
режима в РФ.
2.1.2. В соответствии с требованиями кабинет должен быть оснащен:
рабочим местом учителя;
рабочими местами учащихся (парты или ученические столы, стулья),
соответствующими росто-возрастным особенностям детей и требованиям
эргономики. Школьная мебель должна быть изготовлена из материалов,
безвредных для здоровья детей;
стеллажами (шкафами для хранения методической литературы,
дидактических материалов, ученических тетрадей, наглядных пособий,
приборов и т.д.);
классной доской с освещением, указкой и приспособлением для
размещения таблиц, карт и схем;
электронными средствами обучения (далее – ЭСО) – интерактивные
доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства
отображения информации, а также ноутбуки, компьютеры, планшеты,
моноблоки (при необходимости);
приборами и оборудованием для выполнения лабораторных и
практических работ (для специализированных кабинетов);
персональным компьютером и принтером (при необходимости);
предметными стендами, в том числе оформленные учителямипредметниками по подготовке к ГИА;
стендом с классным уголком (при наличии закреплённого класса),
имеющим информацию о государственной символике, по безопасности
(пожарной, дорожной, антитеррористической).
2.1.3. Учебный кабинет должен быть обеспечен первичными средствами
пожаротушения и аптечкой для оказания первой доврачебной помощи
(кабинеты повышенной травмоопасности).
2.1.4. Кабинет должен соответствовать требованиям санитарногигиеническим и требованиям по охране труда, предъявляемым к учебным
помещениям.
2.1.5. Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения
проветривания помещений в любое время года.
2.1.6. В кабинете должны быть в наличии:
инструкция по действиям в ЧС с указанием ответственного за
эвакуацию;
аптечка с перечнем медикаментов (при необходимости);
инструкции по охране труда и пожарной безопасности.
2.1.7. В учебном кабинете должен быть в наличии паспорт учебного
кабинета, содержащий разделы:
общая часть (назначение кабинета, обязанности работников кабинета);
охрана труда и техника безопасности (инструкции по охране труда,
нормы использования TCO на уроках, общие положения техники
безопасности на уроках, перечень средств и медикаментов для аптечки (при
необходимости), оказание первой медицинской помощи);
оснащение кабинета (материально-техническое оснащение, учебнометодическая литература, дидактический материал, экранно-звуковые
средства (учебные фильмы, электронные пособия), модели, коллекции,
таблицы, приборы, реактивы, раздаточный материал и др.).
2.2.Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
кабинета
2.2.1. Учебный кабинет должен быть укомплектован учебным и
компьютерным
оборудованием,
необходимым
для
выполнения
образовательных программ, реализуемых школой.
2.2.2. Учебный кабинет должен быть обеспечен учебниками,
дидактическим и раздаточным материалом, необходимым для выполнения
образовательных программ, реализуемых школой.
2.2.3. В учебном кабинете в открытом доступе должны находиться
материалы, содержащие минимально необходимое содержание образования и
требования к уровню обязательной подготовки (ФГОС).
2.2.4.Учебный кабинет должен быть обеспечен учебниками,
дидактическим и раздаточным материалом.
3.Права и обязанности участников образовательной деятельности
3.1. Организация деятельности администрации.
3.1.1. Администрация школы осуществляет контроль за выполнением
требований к санитарно-гигиеническим характеристикам и нормам охраны
труда, сохранностью оборудования учебного кабинета во внеурочное время и
санитарно-гигиеническое обслуживание кабинета по окончании учебных
занятий.
3.2.Организация деятельности заведующего учебным кабинетом:
3.2.1. Заведующий учебным кабинетом назначается и снимается с
занимаемой должности приказом директора школы.
3.2.2. Оплата за заведование кабинетом осуществляется в соответствии
с Положением об оплате труда.
3.2.3. Заведующий кабинетом в своей деятельности руководствуется:
Правилами внутреннего трудового распорядка;
CП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Настоящим Положением об учебном кабинете в школе;
Должностной инструкцией.
3.2.4. Заведующий кабинетом организует оформление кабинета, которое
должно иметь единый стиль оформления.
3.2.5. Заведующий учебным кабинетом обязан:
обеспечивать сохранность здоровья и безопасность жизнедеятельности
учащихся во время проведения уроков, консультаций, элективных курсов и
иных мероприятий, предусмотренных учебным планом и планом
воспитательной работы;
планировать деятельность кабинета на учебный год, осуществлять
заполнение паспорта кабинета;
составлять режим работы учебного кабинета в части проведения
занятий, консультации и др.;
осуществлять координирование преподавателей, с учетом профиля
преподаваемых дисциплин за учебным кабинетом, в оснащении его
материально-технической и учебно-информационно-методической базы;
вести учет имеющегося в кабинете оборудования на основе заполнения
паспорта кабинета, определения актуального для оснащения программного и
учебно-методического обеспечения, наглядных пособий, технических средств
обучения, оргтехники и комплектующих для организации учебной
деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
формировать списки и подавать заявки администрации школы на
приобретение необходимого оборудования, приборов, наглядных пособий
согласно учебным программам;
содержать учебный кабинет в соответствии с санитарногигиеническими требованиями, предъявляемыми к школьному кабинету;
способствовать развитию материально-технической базы кабинета в
соответствии с его спецификой;
следить за чистотой учебного кабинета;
обеспечивать кабинет различной учебно- методической документацией;
следить за режимом проветривания, за исправностью системы — вентиляции
и освещения;
обеспечивать надлежащий уход за имуществом кабинета;
обеспечивать своевременное списание в установленном порядке,
пришедшего в негодность оборудования, приборов и другого имущества;
организовывать внеклассную работу по предмету (консультации,
дополнительные занятия, заседания клубов и др.);
обеспечивать контроль соблюдения правил и требований охраны труда
и пожарной безопасности, правил поведения в кабинете, проводить
соответствующие инструктажи с обучающимися.
3.2.6. Заведующий учебным кабинетом, учитель-предметник имеет
право:
приостанавливать выполнение лабораторных, практических работ или
иных видов учебной деятельности, если они осуществляются с нарушением
правил оборудования кабинета, эксплуатации коммуникационных систем,
правил охраны труда и пожарной безопасности;
не допускать к работе в учебном кабинете лиц, не прошедших
инструктаж по охране труда;
вносить предложения администрации школы по улучшению работы
учебного кабинета.
3.3. Организация деятельности учителя-предметника
3.3.1.Учитель-предметник, проводящий занятия в учебном кабинете,
обязан:
обеспечивать сохранность здоровья и безопасность жизнедеятельности
учащихся во время проведения с ними уроков, консультаций, элективных
курсов и мероприятии, иных предусмотренных учебным планом и планом
воспитательной работы школы;
соблюдать режим работы учебного кабинета в части проведения
занятий, консультаций и др.;
содействовать оснащению материально- технической и учебноинформационно-методической базы учебного кабинета;
бережно использовать в работе имеющееся в кабинете оборудование,
наглядные пособия, технические средства обучения, оргтехнику и
комплектующие;
содержать кабинет в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями, предъявляемыми к школьному кабинету;
следить за чистотой учебного кабинета, осуществлять его
проветривание;
обеспечивать бережное отношение учащихся к мебели в кабинете;
обеспечивать соблюдение требований охраны труда и пожарной
безопасности, правил поведения в кабинете, проводить соответствующие
инструктажи с учащимися.
4. Смотр учебных кабинетов
4.1. В состав комиссии по приемке учебного кабинета к новому
учебному году, назначаемой приказом директора школы, могут входить:
заместители директора по учебной, воспитательной, административнохозяйственной части, председатель профсоюзного комитета, педагогические
работники, не являющиеся заведующими кабинетами.
3.2. Смотр учебных кабинетов осуществляется следующим критериям:
а) документация:
наличие паспорта кабинета;
наличие режима работы.
б) методический отдел:
наличие методических, предметных пособий, современных учебнометодических комплектов, измерителей и др.;
наличие и систематизация дидактического и раздаточного материала,
таблиц, карт, раздаточных пособий, наглядных материалов;
обеспеченность кабинета TCO, медиа-, аудио- и видео материалами.
в) санитарно-гигиенических норм:
санитарно-гигиеническое состояние кабинета;
сохранность и исправность школьной мебели.
г) соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности:
наличие инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
наличие журналов регистрации инструктажей;
наличие первичных средств пожаротушения, наличие аптечки первой
доврачебной помощи (при необходимости).
д) оформление кабинета:
предметные стенды, в том числе оформленные учителямипредметниками по подготовке к ГИА;
стенды с классным уголком (при наличии закреплённого класса),
имеющие информацию о государственной символике, по безопасности
(пожарной, дорожной, антитеррористической);
уют, эстетическое состояние.
3.3. Школьная комиссия проводит смотр учебных кабинетов в
соответствии с критериями, установленными протоколом (приложение) один
раз в год (в августе при приёмке образовательной организации к новому
учебному году). На основании протокола по результатам смотра принимается
решение об аттестации кабинета и о назначении оплаты заведующему
кабинетом.
3.4. На основании решения комиссии издаётся приказ об аттестации
кабинета и определении выплаты заведующему кабинетом в соответствии с
Положением об оплате труда.
3.5. Контрольная проверка на соответствие кабинета установленным
требованиям проводится комиссией один раз в год (в январе).
3.6. В случае несоблюдения требований, комиссией оформляется
протокол и принимается решение о несоответствии кабинета требованиям к
аттестуемому кабинету и снятии оплаты с заведующего кабинетом.
3.7. На основании решения комиссии издаётся приказ о снятии
аттестации с кабинета и о прекращении выплаты заведующему кабинетом.
уют, эстетическое состояние
стенды с классным уголком (при
наличии закреплённого класса),
имеющие информацию о
государственной символике, по
безопасности (пожарной, дорожной,
антитеррористической)
. предметные стенды, в том числе
оформленные учителямипредметниками по подготовке к
наличие инструкций по охране
труда и пожарной безопасности,
журналов регистрации
инструктажей, первичных средств
пожаротушения, аптечки первой
доврачебной помощи (при
необходимости).
сохранность и исправность
школьной мебели.
санитарно-гигиеническое состояние
кабинета
обеспеченность кабинета TCO,
медиа-, аудио- и видео материалами
наличие и систематизация
дидактического и раздаточного
материала, таблиц, карт,
раздаточных пособий, наглядных
материалов
наличие методических, предметных
пособий, современных учебнометодических комплектов,
измерителей и др.
Наличие режима работы
Наличие паспорта, оформленного в
№ кабинета
Приложение
к Положению о смотре кабинетов,
утверждённому
приказом от…..№……
Протокол смотра кабинетов
Каждый критерий оценивается от 1 до 3 баллов. При отсутствии требований ставится 0 баллов.
Кабинет считается аттестованным при наборе 16 и более баллов.