Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
Максимова И.С. ________________
28 августа 2024
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО классных
руководителей
от 28 августа 2024 №1
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
физкультурно-спортивной направленности
«Чир спорт»
Срок реализации: 2 года
Возраст учащихся: 7-13 лет
Автор-составитель:
Румянцева Влада Евгеньевна
Педагог дополнительного образования
с. Белый Яр, 2024
Пояснительная записка
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность программы определяется запросом со стороны учащихся и
их родителей на программу физкультурно-спортивной направленности, на
удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной
деятельности, материально-технические условия для реализации которой имеются
на базе МБОУ «Белоярская СШ».
В настоящее время наблюдается отсутствие гармоничного развития у
девочек школьного возраста. У большинства девочек отмечается ярко выраженное
нарушение осанки, отсутствие пластичности, женственности и культуры движений.
Занятия чир спортом способствуют не только развитию двигательного аппарата,
формированию двигательных умений и навыков, но и способствуют
формированию морально-эстетических, волевых качеств личности, познанию и
совершенствованию, самодвижению к конечному результату, что дает
возможность ребенку ощутить радость от осознания собственного роста и развития
от занятия к занятию. Решить эту проблему в условиях образовательного
учреждения помогают занятия чир спортом.
Новизна Программы заключается в том, данная программа реализуется в
общеобразовательной школе, что дает возможность воспитанникам участвовать, в
качестве группы поддержки, в соревнованиях школы по различным видам спорта.
Воспитание подрастающего поколения через чир спорт влечет за собой:
преодоление застенчивости и низкой самооценки, формирование правильной
самооценки и достижение эмоциональной зрелости; учит много работать для
достижения поставленной цели; осознать ответственность за свое здоровье в
течение всей жизни; работа в команде развивает сплоченность и преданность
общим идеям и целям. Сплоченная команда является необходимым условием для
развития личности: развивается креативность мышления, каждый член команды
участвует в постановке номера, придумывании пирамид; развитие личной
ответственности;
уважение
к
социальным
нормам
и
требованиям;
дисциплинированность, собранность, надежность; развитие физических умений,
поддержание формы, развитие привычки здорового образа жизни; правильное
распределение времени.
Настоящая программа разработана в соответствии с рядом нормативноправовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с
изменениями и дополнениями).;
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020г. №61573).
При разработке программы учитываются внутренние документы
учреждения:
1. Устав
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения «Белоярская средняя школа».
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она
охватывает всех желающих заниматься физической культурой и чир спорт, в
частности, решая задачи укрепления здоровья, физического развития и
подготовленности обучающихся, воспитания личностных качеств, освоение и
совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ чир спорта как
вида спорта, а также систематических физкультурно-спортивных занятий.
Программа ориентирована на равные условия для детей разного возраста с
разными возможностями здоровья. В Программе представлен только спортивнооздоровительный этап и отсутствуют этапы спортивной подготовки, что дает
возможность снизить уровень требований к выполнению контрольных нормативов
по общефизической и специальной подготовке.
Цель Программы - формирование физической культуры личности с учетом
возрастных особенностей, обучение учащихся двигательным действиям
танцевальной направленности, побуждение к проявлению творческих
способностей, развитию лидерских качеств.
Задачи обучения:
обучающие:
обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
обучать правильному выполнению упражнений;
обучать распределению и переключению внимания;
обучать умению противостоять отвлекающим моментам;
обучать различию видов танца, определять специфические особенности
каждого из них;
обучать основам техники чир спорта.
развивающие:
способствовать укреплению здоровья;
развивать музыкальность и чувство ритма;
развивать интеллектуальные способности через освоение специальных
теоретических знаний;
развивать ловкость и гибкость, силу и выносливость, подвижность и
эластичность;
развивать координационные способности, равновесие и прыгучесть;
создавать благоприятные условия для личностного развития, творческой
активности
через
приобщение
к
занятиям
физкультурно-спортивной
направленности. воспитательные:
сформировать желание в выборе здорового образа жизни;
воспитывать чувство ответственности за себя;
воспитывать морально-волевые качества (учить детей преодолевать
трудности, владеть собой, принимать правильные решения в экстренных
ситуациях);
восполнение дефицита общения и двигательной активности;
воспитать взаимопомощь, трудолюбие;
сформировать представление о влиянии физических нагрузок на
организм.
Занятия чир спортом полезны тем, что:
- укрепляют здоровье и совершенствуют функции организма учащегося:
хорошую тренировку получают сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная
системы;
- улучшают моторику, способность выполнять акробатические элементы и
танцевальные движения;
- укрепляют опорно-двигательный аппарат;
- учат самостоятельно решать возникающие конфликты и споры.
Чтобы успешно решить эти задачи, необходима прочная основа
двигательного потенциала учащихся, а также эстетическое чутье, основанное на
музыкальности и хореографичности уже в детском возрасте.
В основу Программы легли определенные педагогические принципы:
всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует
развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков,
осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее - физическое,
интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности
ребенка;
осознанности направлен на воспитание у ребенка осмысленного
отношения к физическим упражнениям;
активности
предполагает
в
ребенке
высокую
степень
самостоятельности, инициативы и творчества;
преемственности,
последовательности
и
систематичности
заключается в такой организации учебного процесса, при которой каждое занятие
является логическим продолжением ранее проводившейся работы, позволяет
закреплять и развивать достигнутое, поднимать учащегося на более высокий
уровень развития;
дифференцированного и индивидуального подхода в обучении
предполагает необходимость учета индивидуальных возможностей и возрастных
психофизиологических особенностей каждого учащегося при выборе темпа,
методов и способа обучения.
доступности и пассивности заключается в применении основного
правила дидактики «от простого к сложному, от известного к неизвестному».
Соблюдение принципа доступности предполагает, что, мобилизуя умственные и
физические способности, ребенок успешно справляется с программным
материалом.
Формы проведения тренировочных занятий разнообразны: фронтальная
(работа со всеми одновременно); групповая (разделение учащихся на группы для
выполнения определенной работы); индивидуальная форма занятий - часто
применяется при отработке технических действий (учащемуся дается
самостоятельное задание с учетом его возможностей); итоговая аттестация
учащихся. Формы занятий определяются тренером-преподавателем самостоятельно
в зависимости от особенностей материала, от возрастных особенностей организма
учащихся и условий занятий. Результаты освоения программного материала
дополнительной
общеразвивающей
программы
физкультурно-спортивной
направленности «Чир спорт» оцениваются по трем базовым уровням, исходя из
принципа «общее – частное – конкретное», и представлены соответственно
метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного
материала. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в
положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной)
деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать
занятия чир спортом для удовлетворения индивидуальных интересов и
потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом
совершенстве. Личностные результаты могут проявляться в разных областях
культуры.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического
развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и
половым нормативам (признакам);
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о
функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний
средствами физической культуры, в частности чир спорт.
- владение знаниями по основам организации и проведения занятий
физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности.
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе тренировочных занятий в чир спорте;
- способность активно включаться в совместные физкультурнооздоровительные и спортивные мероприятия;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время
совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные
проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к
окружающим.
В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня учащихся, обеспечивать оптимальное
сочетание нагрузки и отдыха;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование,
спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям.
В области эстетической культуры:
- умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных
формах движения и передвижений;
- умение передвигаться красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития
современных оздоровительных систем;
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения,
находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время
тренировочной деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений
(ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных
изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений
различной функциональной направленности, технических действий в чир спорте, а
также применения их в тренировочной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при
выполнении тестовых упражнений по чир спорту.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированных
качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном
применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической
деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания учебного материала, в
единстве с освоением программного материала других образовательных
дисциплин, универсальные способности потребуются, как в рамках
образовательного процесса умение учиться, так и в реальной повседневной жизни
учащихся.
В области физической культуры:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм
занятий по чир спорту, их планирования и содержательного наполнения;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических
упражнений из чир спорта, активное их использование в самостоятельно
организуемой спортивнооздоровительной и физкультурно-оздоровительной
деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование
этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по
чир спорту.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой
двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе
освоения учебного материала. Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и
способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при
решении практических задач, связанных с организацией и проведением
самостоятельных занятий по чир спортом. Предметные результаты, так же, как и
метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- знания по истории развития чир спорта в России и за рубежом, которые
способствуют укреплению мира и дружбы между народами;
- знание основных направлений развития чир спорта в области физической
культуры, их целей, задач и форм организации; знания о здоровом образе жизни,
его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и
месте чир спорта в организации здорового образа жизни. В области нравственной
культуры:
- способность проявлять инициативу и творчество при организации
совместных занятий по чир спорту, доброжелательное и уважительное отношение
к учащимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической
подготовленности;
- умение оказывать помощь учащимся при освоении новых двигательных
действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по
технической и физической подготовке в полном объеме;
- способность организовывать самостоятельные занятия по чир спорту
разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного
инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
- способность самостоятельно организовывать и проводить занятия
физической подготовкой, подбирать физические упражнения.
В области эстетической культуры:
- способность организовывать самостоятельные занятия по чир спорту,
формировать телосложение и правильную осанку, подбирать комплексы
физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от
индивидуальных особенностей физического развития;
- способность организовывать самостоятельные занятия по формированию
культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и
пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от
индивидуальных особенностей физической подготовленности.
В области коммуникативной культуры:
- способность интересно и доступно излагать знания о чир спорте, грамотно
пользоваться понятийным аппаратом;
- способность формулировать цели и задачи занятий физическими
упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и
проведения.
В области физической культуры:
- способность отбирать физические упражнения по их функциональной
направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для
оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых
двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать
и анализировать эффективность этих занятий.
Организация тренировочного процесса
Тренировочный год начинается с сентября месяца. Обучение ведется на
русском языке. Форма обучения – очная. Форма проведения занятий - аудиторная и
внеаудиторная. Форма аудиторных занятий: теоретическая, практическая,
комбинированная. Форма внеаудиторных занятий: самостоятельные занятия в
случае карантина в Учреждении или отсутствия учащегося по причинам, не
зависимым от учреждения.
При наборе в группы принимаются все желающие, не имеющие ограничений
по здоровью.
Реализация Программы осуществляется в течение всего календарного года,
включая каникулярное время.
Продолжительность тренировочного года для учащихся составляет 34
недели.
Состав группы может изменяться в течение года. Специфика чир спорта и
накопленный опыт ведущих тренеров страны диктуют вести спортивную
ориентацию учащихся на основе круглогодичного приема в спортивнооздоровительные группы.
Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной Программой,
являются:
- словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление
об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение,
рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.;
- наглядные методы – применяются главным образом в виде показа
упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают
создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях;
- практические методы - метод упражнений, игровой метод,
соревновательный.
Главным
является
метод
упражнений,
который
предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений
осуществляется двумя способами - в целом и по частям;
- игровой и соревновательный методы применяются после того, как у
учащихся образовались некоторые навыки двигательных действий.
Зачисление учащегося в состав группы в течение учебного года
производится при наличии вакантного места в группе.
В каникулярный период тренировочные занятия проходят согласно
утвержденному расписанию директором школы.
В каникулярный период учащиеся, в силу определенных обстоятельств, не
посещающие тренировочные занятия, могут получать от тренера-преподавателя
самостоятельные задания, которые выполняются при непосредственном контроле
их родителей. Такие же условия соблюдаются и во время карантина в учреждении.
Учебная нагрузка рассчитывается в академических часах. Один
академический час равен 45 минутам. Продолжительность одного тренировочного
занятия учащихся не может превышать - 2 академических часов (90 мин).
Расписание занятий составляется с учетом создания благоприятных условий
и режима тренировок, отдыха учащихся, графика обучения их в
общеобразовательных и других учреждениях. Организация образовательного
процесса регламентируется годовым тренировочным планом (далее - учебный
план), годовым календарным графиком, расписанием тренировочных занятий.
2. Учебный план
Таблица 1. Учебный план на 34 недели тренировочных занятий
Содержание занятий
Спортивно-оздоровительный
(часы)
количество
102
1
Максимальное
тренировочных занятий
2
Максимальное
количество
тренировочных занятий в неделю
3 Максимальное количество часов в
неделю
4 Продолжительность занятия
5 Общее количество часов в году
этап
3
6
2
204
Продолжение Таблицы 1 Учебный план на 34 недели тренировочных
занятий
Разделы подготовки
1. Теоретический
1 Теоретическая подготовка
9
2 Итоговая аттестация
1
Итого по разделу
10
2. Практический
1 Общая физическая подготовка
56
2
Специальная
физическая
72
подготовка
3 Итоговая аттестация
Итого по разделу
4 Техническая подготовка
5 Итоговая аттестация
Итого по разделу
2
130
62
2
64
3. Содержание программы
Спортивно-оздоровительный этап - работа с неподготовленными детьми, с
разным уровнем физического развития, поэтому распределение учебного
материала в годичном цикле целесообразно проводить по месячным и недельным
циклам, не придерживаясь концепции периодизации.
Периодизация учебного процесса носит условный характер, основное
внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с
использованием средств общей физической подготовки, освоению базовых
технических элементов и навыков чир спорта. Основная задача на этом этапе –
воспитывать интерес к занятиям чир спортом.
Следует формировать целостные двигательные конструкции базовой
техники. Развивать способность к наблюдению и дифференцированию. Начинать
ознакомление со специальными теоретическими знаниями по чир спорту.
Проводить всестороннюю физическую подготовку. Главный акцент сделать на
развитие координационных, силовых способностей и гибкости. Средствами,
адекватными возрастному этапу, развивать двигательные качества. Строго
контролировать объем и интенсивность нагрузок. Осуществлять первоначальный
отбор.
Содержание теоретического и практического материала Программы
представлено в Таблице 2.
№
Раздел подготовки
Количество часов
1. Теоретический раздел
1.1
История развития чир спорта
1.2
Влияние физических упражнений на организм
спортсмена
1.3
Личная гигиена в физической культуре и
спорте
1.4
Профилактика заболеваемости в спорте
1.5
Профилактика травматизма на занятиях
1.6
Итоговая аттестация по разделу
Итого
2. Практический раздел
2.1 Общая физическая подготовка
2.1.1 Гимнастика с основами акробатики
2.1.2 Легкая атлетика
2.1.3 Спортивные игры
2.2 Специальная физическая подготовка
2.2.1 Развитие быстроты
2.2.2 Развитие силовых способностей
9
1
10
56
72
Развитие общей выносливости
Развитие координационных способностей
Развитие гибкости
Хореографические упражнения
Акробатические упражнения
Итоговая аттестация по разделу «Общая
физическая подготовка» и «Специальная
физическая подготовка»
2.2.9 Итоговая аттестация по разделу
Итого
2.3. Техническая подготовка
2.3.1 Базовые элементы ДАНС-программы
2.3.2 Танец в стиле Джаз
2.3.3 Танец в стиле Пом-фристайл
2.3.4 Базовые элементы чир-пом-фристайла
2.3.5 Танец в стиле Шоу
2.3.6 Итоговая аттестация уровня интегральной
подготовленности
Итого
Итого по разделам
2.2.3
2.2.4
2.2.5
2.2.6
2.2.7
2.2.8
2
130
62
2
64
204
Система контроля и зачетные требования
Условием эффективной подготовки учащихся является система
педагогического
контроля,
позволяющая
корректировать
содержание
тренировочного процесса, оценивать действенность применяемого комплекса
средств и методов тренировочного занятия. Определение уровня физической,
технической и функциональной подготовленности, сопоставление его с
программными требованиями позволяет индивидуализировать ход подготовки,
выявить и своевременно устранить недостатки в методике тренировочного занятия.
Систематический сбор информации об успешности образовательного процесса,
контроль над состоянием физического развития, физической подготовленности
учащихся определяется каждым тренером-преподавателем самостоятельно путем
проведения контрольных заданий по изученному материалу программы. Перечень
и порядок проведения контрольных испытаний для учащихся, а также
нормативные требования по общей, специальной физической и технической
подготовке для учащихся спортивно-оздоровительного этапа, учитывают
требования биологического возраста учащихся и скорректированы с учетом их
возрастных особенностей. По окончанию обучения Программы проводится
итоговая аттестация.
В течение учебного года тренер-преподаватель осуществляет текущий
контроль успеваемости учащихся. Текущий контроль осуществляется путем
систематической проверки приобретенных умений и знаний учащимися в процессе
обучения. Тренер-преподаватель следить за правильностью выполнения заданий по
всем разделам Программы, за посещаемостью занятий. Отметку текущего контроля
осуществляет в журналах учета работы тренировочной группы 1 раз в полугодии.
В качестве результатов текущего контроля успеваемости фиксируются
следующие показатели:
- количество тренировочных дней в течение месяца;
- тренировочные задания.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты освоения Программы оцениваются по следующим
критериям:
- уровню освоения – уровень углубления (функциональная грамотность);
- уровню действий – репродуктивно-эвристический;
- уровню освоения культурных ценностей – ориентация, адаптация.
Учащиеся должны знать на конец обучения:
- источники передачи информации о чир спорте;
- традиции, используемые в чир спорте;
- правила «чир спорта», владеют терминологией, применяемой в
дисциплинах чирлидинга;
- технику безопасности при занятиях в спортивном зале;
- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;
- основные способы закаливания, правила питания, гигиены и двигательный
режим занимающихся чир спортом.
Учащиеся должны уметь на конец обучения:
- освоение комплексов физических упражнений;
- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы,
координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к
специфике занятий плаванием.