Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО классных
руководителей
от 28 августа 2024 №1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
Румянцева В.Е. ________________
28 августа 2024
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
физкультурно-спортивной направленности
«ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА»
Срок реализации программы: 1 год
Возрастная категория: 6-16 лет
Составитель:
Раменская Дарья Владимировна
Педагог дополнительного образования
с. Белый Яр, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
программы:
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Эстетическая гимнастика» физкультурно – спортивной
направленности, модифицированная. Программа направлена на массовый уровень
оздоровительно - развивающую гимнастику для гармоничного физического развития
детей. Программа служит фундаментом для эффективного построения многолетней
подготовки по эстетической гимнастике. Функциональное назначение программы –
общеразвивающее.
Актуальность программы заключается в использовании принципа целостного,
активного и эмоционального восприятия музыки, а также тесной взаимосвязи музыки и
движения. Гимнастика формирует у обучающихся здоровый жизненный стиль,
способствует всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка, прививает
интерес и потребность к регулярным занятиям спортом.
Настоящая программа разработана и составлена на основании следующих
основополагающих законодательных, инструктивных и нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
федерации» (с изменениями и дополнениями);
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями);
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020г. №61573);
При разработке программы учитываются внутренние документы учреждения:
1. Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Белоярская средняя школа».
Новизна программы состоит в том, что программа достаточно вариативна и
позволяет проявить индивидуальный творческий подход. Эта программа позволяет
обучающимся раскрывать таланты в абсолютно различных, но очень интересных и
современных направлениях образовательной деятельности. Модульное построение
программы позволяет обучающимся осваивать как отдельные модули, являющиеся
самостоятельными, так и в комплексе программы в целом.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Эстетическая гимнастика» включает в себя 5 образовательных модулей.
1 год обучения - 5 модулей (150 учебных часов)
- Образовательный модуль «Юность гимнастики» (42 учебных часа);
- образовательный модуль «Гимнастика для всех» (25 учебных часов);
- образовательный модуль «Искусство грации» (20 учебных часов);
- образовательный модуль «Гимнастика гармония красоты и силы» (49 учебных часов);
- образовательный модуль «Гимнастика: совершенство и успех» (14 учебных часов).
Междисциплинарный подход является основой (фундаментом) для реализации
конвергентных программ и в более широком понимании конвергентного образования в
дополнительном образовании. Это создает условия для формирования у обучающихся
целостной картины мира, в которой каждый из них чувствует себя органично и готов
принимать деятельное участие в ее совершенствовании. Количество учебных часов
разделов и тем учебно – тематического плана носит рекомендательный характер. Педагог
может уменьшать или увеличивать количество часов в учебном плане с учетом интересов
детей и их родителей. Потребностей, уровня подготовленности обучающихся и других
условий.
При разработке этой программы составлена модель физической культуры
личности, одной из составляющих которой являются социально-духовные ценности:
1. Нравственность – физкультурно-спортивная поведения, общения, культуры.
2. Волевые проявления, смелость, решительность, настойчивость и др.
3. Отношение к труду, трудолюбие, умение довести начатое дело до конца, осознанное
желание трудиться.
4. Эстетика, ощущение и оценка красоты движений, поз.
5. Здоровый образ жизни, соблюдение оптимального здорового режима.
6. Мировоззрение, высокий уровень знаний и убеждений.
Принципы построения программы:
Общепедагогические принципы: воспитывающего обучения, сознательности и активности
учащихся, наглядности, систематичности, доступности и индивидуализации, прочности и
прогрессирования.
Спортивные: направленности на спортивные достижения, единства всех сторон
подготовки, постепенности повышения требований.
Методические: опережающее развитие физических качеств, ранее освоение сложных
элементов;
Соразмерности: оптимального и сбалансированного развития физических качеств.
В соответствии с «Положением о дистанционном обучении» предполагается при
реализации данной программы дистанционное обучение с применением информационно
телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
обучающихся и педагогических работников, дистанционное обучение в сети Интернет,
видео уроки, оn-line тестирование, интернет-занятия, надомное обучение с дистанционной
поддержкой, облачные сервисы, и т.д.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она
охватывает всех желающих заниматься физической культурой и эстетической
гимнастикой. Данная программа ориентирована на творческие способности детей,
формирующиеся в опоре на развитие эстетического сознания, эстетических эмоций,
чувств, интересов, вкуса, потребностей, представлений о красоте движения, звука, линии,
цвета, формы. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается
опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее общее развитие. При
разработке данной программы дополнительного образования соблюдены принципы,
которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности
содержания обучающимися.
Цель Программы - формирование разносторонних способностей обучающихся,
создание благоприятных условий для раскрытия способностей формирующейся личности,
развития в дальнейшем стремления к спортивному самосовершенствованию и
укреплению здоровья.
Задачи обучения:
Воспитательные:
- формировать интерес обучающихся к двигательной деятельности;
- воспитывать самостоятельному выполнению физических упражнений;
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной
деятельности;
- формировать элементарные умения самоорганизации в двигательной направленности;
Развивающие:
- развивать самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений;
- развивать адаптационные возможности и способствовать улучшению работоспособности
детского организма;
- развивать пространственные ориентировки в статике и динамике;
- развивать творческие способности детей, духовное, нравственное физическое
совершенствование.
Обучающие:
- ознакомить с правильными двигательными умениями и навыками выполнения
отдельных двигательных действий;
- познакомить с эффективными приемами работы по формированию скоростно-силовых
качеств, гибкости, силы, ловкости, выносливости, прыгучести и т.д. (с применением
специальных методических приемов);
- обеспечивать усвоение общей структуры двигательной деятельности, понимание общего
способа выполнения физических упражнений и связи «цель-результат».
Срок реализации программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстетическая
гимнастика» рассчитана на 1 год обучения: - 150 учебных часов (базовый уровень).
Запланированное количество учебных часов достаточно для освоения обучающимися
программы.
Учебный процесс по данной программе начинается:
первый год обучения с 13 ноября, второй и последующие годы обучения - с 1 сентября и
заканчивается 31 августа. Образовательная деятельность по реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программам регулируется на основании
локального акта «Положение о порядке организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам»
(комплекс основных характеристик, объем, календарный учебный график).
Комплекс основных характеристик образования
Объем
Количест
Год обучения, модуль
во
часов
1 год обучения
Образовательный модуль
42
«Юные гимнастки»
Образовательный модуль
25
«Гимнастика для всех»
Образовательный модуль
20
«Искусство грации»
Образовательный модуль
«Гимнастика – гармония
49
красоты и
силы»
Образовательный модуль
«Гимнастика: совершенство 14
и успех»
№
п/п
1
2
3
4
5
Количество Количество
недель в
часов
год
в год
25
150
Календарный учебный план
Год обучения
1
Кол-во
учебных
недель в год
25
Объем
учебных
часов в год
150
Дата начала
учебного года
Дата окончания
учебного года
13.11
31.08
Учебный план на 25 недель тренировочных занятий
№ п/п
Наименование модулей
Всего
1
2
3
4
Образовательный модуль
«Юность гимнастики»
Образовательный модуль
«Гимнастика для всех»
Образовательный модуль
«Искусство грации»
Образовательный модуль
«Гимнастика –гармония
Количество часов
Теория
Практика
42
-
42
25
10
15
20
6
14
49
18
31
5
красоты и силы»
Образовательный модуль
«Гимнастика:
совершенство
и успех»
Итого:
14
4
10
150
38
113
Формы обучения: очная
Формы организации обучения: индивидуальная, по группам
Образовательная деятельность
Учебная деятельность
Воспитательная деятельность
Формы организации
Теоретические и практические занятия,
тесты, открытые занятия и т.д.
Участие в массовых мероприятиях,
показательные выступления. Участие в
соревнованиях разного уровня, отчетные
соревнования т.д.
Режим занятий
Учебные занятия проводятся в соответствие часам учебно – тематического плана по годам
обучения и расписания учебных занятий: 1 год обучения 3 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность учебного часа 45 минут. Между учебными занятиями предполагается
перерыв 10 минут.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы и способы
определения результативности:
Личностные результаты:
-Осознавать ответственность за общее благополучие своей этнической принадлежности.
-Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности.
-Работать в разных учебных позициях: обучающийся, тренер-преподаватель, педагог,
критик, оценщик, оратор.
-Стремиться к самосовершенствованию.
-Формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую в
себя, социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы.
Метапредметные результаты:
-Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные
задачи.
-Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии
оценки, использовать разные системы оценки (рейтинг, баллы)
-Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и
других людей.
-Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.
-Понимать значение работы над устранением ошибок.
-Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.
-Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
-Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия,
видео материал, наглядность.)
-Самостоятельно создавать алгоритм действий.
-Владеть общим рядом приёмов решения задач.
-Замечать проблему, формулировать её в самостоятельной деятельности, намечать
способы решения проблем поискового и творческого характера.
Предметные результаты:
В результате освоения данной программы происходит формирование у ребенка
потребности к систематическим занятиям физической культурой, к соблюдению норм
здорового образа жизни. Также формируется установка на освоение ценностей
физической культуры, укрепление здоровья и культурное развитие в условиях физической
активности, направленной на физическое совершенствование.
На этапе начальной подготовки:
• формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
• формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
• теоретическая, общая и специальная физическая подготовка;
• освоение основ техники по виду спорта эстетическая гимнастика;
• всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
• укрепление здоровья обучающихся;
• отбор перспективных юных спортсменок для дальнейших занятий по виду спорта
эстетическая гимнастика.
На учебно-тренировочном этапе:
• повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и
психологической подготовки;
• формирование спортивной мотивации;
• укрепление здоровья обучающихся.
Знания, умения, навыки. В результате освоения образовательной программы происходит
формирование у детей потребности к систематическим занятиям физической культурой и
спортом, к соблюдению норм здорового образа жизни. Также формируется установка на
освоение ценностей физической культуры, укрепление здоровья и культурное развитие в
условиях физической активности, направленной на физическое совершенствование. К
концу обучения гимнастки овладеют разнообразными знаниями, двигательными
умениями и навыками, составляющими основу соревновательных композиций
эстетической гимнастики; приобретут необходимые гигиенические навыки, навыки
самоконтроля за состоянием здоровья; научатся творческому самовыражению
посредством двигательных действий; разовьют художественно-эстетический вкус,
воображение и фантазию; приобретут умения красиво, грациозно двигаться.
Организационно – педагогические условия (методическое обеспечение)
программы:
Учебно – методическое обеспечение
Основными средствами начальной подготовки являются:
1. Упражнения в ходьбе и беге: спортивный, на носках, перекатный, мягкий, пружинистый
высокий.
2. Партерная разминка с элементами «школы», общей и специальной физической
подготовки, хореографической подготовки, подводящих элементов без предмета.
3. Простейшая разминка у гимнастической стенки с вышеназванными элементами.
4. Комплексы или простейшие комбинации специфических упражнений эстетической
гимнастики.
5. Простейшие показательные танцевально-спортивные комбинации, пригодные для
показа на ограниченной площади: в кругу семьи, в детском саду, на празднике.
6. Подвижные и музыкальные игры.
7. Соревнования по физической и технической подготовке, открытые уроки для
родителей.
Занятия на этапе начальной подготовки проводятся обычно 2-3 раза в неделю по 2
часа и должны различаться по содержанию, например:
1-е занятие: разминка, упражнение, игры;
2-е занятие: разминка, танцевальные элементы, растяжка;
3-е занятие: разминка, музыкально-двигательная подготовка;
Возрастные особенности
Методические особенности
1. Позвоночный столб в этом возрасте
Необходимо большое внимание уделять
отличается
большой
гибкостью
и
формированию правильной осанки
неустойчивостью изгибов
Целесообразно использовать этот период
2. Суставно-связочный аппарат очень
для целенаправленного, но осторожного
эластичен и недостаточно прочен
развития гибкости
3. Интенсивно развивается мышечная
система, но крупные мышцы развиваются
быстрее мелких.
4. Регуляторные механизмы сердечно
сосудистой и дыхательной систем
не согласованны, дети быстро устают.
5.
Продолжительность
активного
внимания
и
умственной
работоспособности невелики.
6. Велика роль подражательного и
игрового рефлексов
7. Антропометрические размеры детей на
1/3 меньше взрослых
При преобладании крупных, размашистых
движений,
целенаправленно
вводить
мелкие и точные движения.
Нагрузка должна быть небольшого объема
и
интенсивности,
носить
дробный
характер.
Занятия должны быть интересными и
эмоциональными, количество замечаний
ограничено, полезны поощрения.
Показ должен быть идеальным, занятие –
игровым
Применять предметы пропорционально
уменьшенных размеров
В работе применяются следующие методы обучения:
Наглядный – в выполнении упражнений ориентации на образец, копирование
предложенного образца;
Словесный и наглядный – объяснение и показ упражнений;
Словесный – объяснение, после которого следует самостоятельное выполнение
упражнений;
Практический - самостоятельное составление и выполнение упражнений.
Формы проведения занятий
Процесс обучения в эстетической гимнастике осуществляется путем последовательного
проведения отдельных учебно - тренировочных занятий. Организация занятий может
носить разные формы: самостоятельную - утренняя разминка, домашнее занятие,
самостоятельная работа, пробежки и др.; демонстрационную – показательные
выступления, прикидки, зачеты и соревнования.
Основной, наиболее эффективной формой занятий эстетической гимнастикой является
занятие, в спорте называемый учебно-тренировочным занятием. Занятие проводится под
руководством
педагога
тренера
в
рамках
определенного
расписания.
Каждое занятие является относительно самостоятельным и важным звеном общего
процесса обучения юных гимнасток. Он должен быть связан с предшествующими и
последующими звеньями и вносить определенный вклад в физическое развитие,
образование и воспитание занимающихся. Как и в любом другом виде спорта в
эстетической гимнастике различают теоретические и практические занятия.
Теоретические занятия проводятся в форме лекций, тематических бесед, видео
просмотров. Эти занятия имеют относительно небольшой удельный вес в общем процессе
подготовки
гимнасток.
Практические занятия являются основной формой подготовки юных гимнасток.
Основная форма обучения – тренировочное занятие, в котором осуществляются
целенаправленные обучающие воздействия, решаются спортивные, оздоровительные и
воспитательные задачи. При выполнении тех или иных упражнений необходимо четко
определить, какой способ организации занимающихся дает возможность их
активизировать, изменять плотность занятия и повышать к нему интерес, то есть является
наиболее целесообразным. Упражнения эстетической гимнастики характеризуются, в
основном, произвольным управлением движениями. Однако, в отличие от
художественной гимнастики, где обучающиеся свободно перемещаются по площадке, в
эстетической гимнастике движения ограничиваются искусственно установленными
правилами – синхронностью двигательных действий в группе. Поэтому наиболее
распространенными способами организации занимающихся являются групповые:
фронтальный;
фронтально-групповой;
индивидуально-групповой,
поточный.
При фронтальном способе организации занятия упражнения выполняются всеми
занимающимися одновременно. Его можно использовать в подготовительной части
занятия для проведения хореографии, комплекса СФП на полу, в основной части при
разучивании несложных элементов (простейшие повороты, равновесия, прыжки,
волнообразные и пружинные движения), развивая у девочек навык «чтения с листа», а
также в заключительной части в заданиях, направленных на развитие внимания, при
подведении итогов занятия. При таком построении занятия все гимнастки находятся под
постоянным присмотром тренера.
При фронтально-групповом способе упражнения выполняются группами (шеренгами).
Количество одновременно работающих гимнасток на площадке может быть от 3-4 до 5-6.
Таким способом можно тренировать один и тот же материал, при этом отрабатывая
синхронность исполнения и согласованность взаимодействий гимнасток. Дробя группу на
пары и небольшие отделения, тренер облегчает решение задачи удержания четких линий,
рисунка движений и т.д. В таком построении удобно проводить прыжковую и
акробатическую разминки, совершенствовать качество выполнения простых движений.
Для этого способа организации занимающихся достаточно небольшой дорожки, что очень
важно в заполненных до отказа залах.
Индивидуально-групповой способ (работа по отделениям) заключается в делении группы
на 3-4 отделения, выполняющих в порядке очередности разные упражнения. Этот способ
используется при отработке уже ранее хорошо изученного материала, без повышенного
внимания к гимнасткам со стороны тренера. Это воспитывает самостоятельность,
ответственность и дисциплинированность гимнасток. Желательно в группе выбрать
лидеров, которые могут возглавить в них работу над каким-либо заданием. Затем,
используя соревновательный метод, определить лучшую подгруппу. Данный способ
эффективен при отработке композиции и ее частей.
Материально – техническое обеспечение:
1.Спортивный или хореографический класс (зал).
2. Типовые учебно-наглядные пособия и учебное оборудование по физической культуре
согласно государственным документам.
3. Музыкальная аппаратура, аудиокассеты, CD.
4. Костюмы для концертных номеров.
5. Спортивное оборудование и дополнительное нестандартное оборудование.
6. Медицинское оборудование. Медицинская аптечка.
Кадровое обеспечение:
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного
образования в рамках его должностных обязанностей. Педагог осуществляет
дополнительное образование учащихся в соответствии со своей образовательной
программой.