Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО классных
руководителей
от 28 августа 2024 №1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
Румянцева В.Е. ________________
28 августа 2024
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
физкультурно-спортивной направленности
«Кикбоксинг»
Возраст обучающихся: с 7 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования,
Циганков Е.В.
Белый Яр, 2024 год
Пояснительная записка
1.1.
Направленность
дополнительной
образовательной
программы:
физкультурно-спортивная.
Особенностями программы «Кикбоксинг» является направленность на реализацию
принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала в
соответствии с возрастными и половыми особенностями учащихся, материально-технической
оснащенностью учебного процесса (спортивный зал), климатическими условиями.
Программа направлена на изучение и совершенствование (вплоть до максимально
возможного для данного индивида) физических, психических и функциональных возможностей
воспитанника, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их
практическую реализацию средствами физической культуры и спорта (Кикбоксинг), на
формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям
физической культуры и спорта.
1.2.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
В современной социально-экономической ситуации эффективность системы
дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования
ориентирован на свободный выбор человеком интересующих его видов спорта и форм
деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении
познавательной мотивации и способностей. В программу входят инвариативные блоки,
предусматривающие базовую подготовку спортсмена. Вариативная часть программы отвечает
направленности ее на специализацию (Кикбоксинг).
Новизну программы определяет комплексность решения образовательных и
воспитательных задач при ее реализации.
В программе раскрыты:
•
Теория и методика кикбоксинга. Основы техники кикбоксинга. Вопросы
технической подготовки, воспитания физических качеств, методики обучения.
•
Техническая, тактическая, физическая, психическая подготовка спортсмена по
кикбоксингу.
•
Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий по кикбоксингу.
•
Организация и методика многолетней подготовки по кикбоксингу.
Актуальность разработки программы определяется:
1. Развитием способностей воспитанника секции к самостоятельному решению
проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования социального опыта.
2. Формированием в процессе обучения трехуровневой образованности воспитанников:
элементарной грамотности в области общей физической подготовки, функциональной
грамотности и допрофессиональной компетентности.
3. Прописанностью форм и методов образовательного процесса, отслеживания
образовательных результатов.
2
Цель образовательной программы «Кикбоксинг»:
обучение, воспитание и развитие занимающихся различного уровня подготовленности и
создание условий для формирования и развития личности в образовательном процессе.
Задачи образовательной программы «Формула успеха» (Кикбоксинг):
•
привитие знаний, навыков и умений в теории и методике кикбоксинга;
•
ознакомить с особенностями кикбоксинга;
•
показать возможности средств кикбоксинга;
•
привить культуру здорового образа жизни для осознания физического и
нравственного здоровья;
•
привлечь обучающихся к регулярным и систематическим занятиям
физической культурой и спортом;
•
содействовать воспитанию чувства гражданской ответственности и
патриотизма;
•
формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам техники
безопасности на занятиях;
•
развивать коммуникативные способности.
1.2.
Отличительные
особенности
данной
дополнительной
образовательной программы от уже существующих.
Интенсивный рост количества созданных педагогами дополнительного образования
образовательных программ нередко приводит к их дублированию. Программу отличает от уже
существующих программ наличие возможности решения педагогом задач по созданию
физического образовательного пространства, социально-значимой, практико- ориентированной
деятельности обучающихся и становлению личности через физическое самовыражение.
Подобных программ в образовательных учреждениях Автозаводского района нет. Занятия в
секции развивают у обучающихся умение применять на практике знания по здоровому образу
жизни, позволяют педагогу внести желательные изменения в опыт, понимание (образ
мышления) и поведение (образ жизни) занимающихся.
1.5.
Возраст
воспитанников,
участвующих
в реализации
образовательной программы
Программа рассчитана на обучающихся с 7 лет.
Этап начальной подготовки (НП) На этап начальной подготовки зачисляются дети
и взрослые, желающие заниматься спортом и имеющие
1.4.
3
письменное разрешение врача-педиатра (терапевта). На этапе начальной подготовки
осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на
разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида
спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для
зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Учебно-тренировочный этап (УТ) формируется на конкурсной основе из здоровых и
практически здоровых обучающихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и
выполнивших приемные нормативы по общей физической и специальной подготовке. Перевод
по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися
контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной физической
подготовке.
Этап спортивного совершенствования (СС) формируется из спортсменов,
выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на
этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных
показателей.
Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ) подразумевает работу с мастерами
спорта, мастерами спорта международного класса и выше.
Этап оздоровительного направления (ГПД) подразумевает работу со всеми
желающими, имеющие познавательный интерес и мотивацию к изучению кикбоксинга, которые
по объективным или субъективным причинам не желают участвовать в соревновательной
деятельности.
1.6.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы).
Программа предусматривает 3 года обучения, но в случае необходимости может
изучаться в течение более длительного срока. Время, отведенное на обучение, составляет:
1 год обучения - 119 часов в год (3 недельных часов);
2 год обучения – 235 часов в год (6 недельных часов);
3 год обучения – 351 час в год (9 недельных часов).
Занятия проводятся 3 раза в неделю. С сентября по май. Итого 39 недель. Занятие
рассчитано на 3 академических часа.
Рекомендуемый минимальный состав группы:
1
год обучения – 15 человек;
2 год обучения – 10 человек;
3 год обучения – 10 человек;
4
В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по
структуре, так и по содержанию учебного материала
Формы и режим занятий.
Практические занятия составляют большую часть программы. Каждое практическое
занятие состоит из 3 частей:
- подготовительной (ходьба, бег, упражнения на внимание, на осанку);
- основной (упражнения)
заключительной (медленный бег, подвижные игры, ОФП, подведение итогов,
домашнее задание).
В целях улучшения реализации учебной программы соединены учебно-тренировочные
занятия с выполнением ежедневных самостоятельных заданий по плану, чем будет
осуществляться индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
1.7.
Особенности усвоения программы:
Обучающийся не должен форсировать данный процесс обучения. Ему следует,
насколько возможно, осознать и понять каждое отдельное движение. В кикбоксинге, следуя
международным традициям, обучение ударов руками проводится с использованием терминов на
английском языке, а обучение технике ударов ногами на японском языке. Синтез бокса и каратэ
предусматривает использование как английской, так и японской терминологии в
образовательном процессе. Терминология соревнований предусматривает английский язык.
Образовательный процесс спортсменов включает в себя два направления для профессиональноличностного роста. Первое направление включает в себя освоение традиционной техники по
международным требованиям и стандартам. По истечению определённого времени кикбоксёры
принимают участие в контрольных нормативах, согласно установленным временным и
техническим параметрам. Любой занимающийся может развивать и совершенствовать свой
морально-волевой, эмоциональный, технический и физический уровень на протяжении многих
лет, где возможности развития личности через кикбоксинг неограниченны.
Второе направление - это спортивный раздел, где спортсмены участвуют в соревнованиях
различного уровня и ранга по правилам кикбоксинга и в других контактных единоборствах.
Процесс обучения сводится к освоению базовых техник, и на их основе построение учебнотренировочного процесса. Учебно-тренировочный процесс включает в себя несколько этапов
подготовки: базовый, предсоревновательный и
5
соревновательный. Все этапы носят разноплановый характер и включают в себя все
аспекты специальной и общей физической подготовки. Нами учтены все внешние и
внутренние факторы воздействия на организм спортсмена. В программе отработаны вопросы
профессионального и личностного становления спортсмена кикбоксёра с учётом
индивидуальных особенностей:
•
анатомо-физиологических (рост, вес, анатомическое строение);
•
психических (тип нервной деятельности, и т. д);
•
психологические (особенности мотивации, рефлексии, конфликтность,
конформизм, ценностные ориентации, и т.д.)
•
социально-бытовых (условия жизнедеятельности, социальная среда,
материальное обеспечение учебно-тренировочного процесса).
Так же учтены сенситивные периоды развития спортсмена. Преимущественная
направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом
сенситивных периодов развития физических качеств у юных спортсменов. Вместе с тем нельзя
оставлять без внимания развитие тех качеств, которые в данном возрасте не совершенствуются.
Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных
качеств, в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех из них, которые имеют под собой
разные физиологические механизмы.
1.8.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
1 год обучения:
Должны знать:
−
Содержание, формы соревнований по кикбоксингу;
−
Историю развития кикбоксинга.
−
Основные требования, предъявляемые к личности спортсмена, основы
формирования профессионального мастерства спортсмена;
−
Технику
безопасности
при
занятиях
физкультурно-спортивной
деятельности;
−
Правила соревнований и судейства.
Должны уметь:
−
Выполнять базовую технику кикбоксингу.
−
Проводить специальную разминку.
−
Участвовать в физкультурно-спортивных мероприятиях, соревнованиях, учебнотренировочные сборах;
−
Выполнять технику кикбоксинга;
−
Владеть техникой и тактикой ведения боя в ринге;
−
Выполнять специальные упражнения кикбоксера.
Овладеть:
−
Навыками специальных упражнений на снарядах.
6
−
Опытом выступлений в 2-3 соревнованиях.
2 год обучения:
Иметь представление:
−
О классификации, систематики и терминологии кикбоксинга.
−
Об актуальных вопросах развития кикбоксинга.
Знать:
−
Развитие физических качеств кикбоксера.
−
Основы тактико - технических действий кикбоксинга.
Уметь:
−
Выполнять технику кикбоксингу
−
Выполнять комплексы общеразвивающих упражнений по ОФП.
Овладеть:
−
Навыками комбинационных действий при выполнении специальных
упражнений.
−
Навыками техники кикбоксинга.
−
Выполнения
индивидуального
плана тренировки и анализа его
выполнения.
−
Составление тактического плана боя в соревнованиях.
−
Опытом выступлений в 5 соревнованиях.
3 год обучения:
Иметь представление:
−
О комплексном проявлении физических качеств: скоростно - силовая
подготовка, силовая выносливость, координация движений.
−
О предмете и задачах кикбоксинга.
Знать:
−
Цель, задачи и содержание тренировки.
−
Основные средства тренировки и методы их применения.
Уметь:
−
Выполнять план занятий по кикбоксингу.
−
Выполнять
комплексы упражнений
по специальной
физической
подготовке.
−
Совершенствовать
выполнение приемов защиты и контрнападения техники
кикбоксинга.
Овладеть:
−
Навыками применения технико - тактических действий кикбоксинга.
−
Участие в соревнованиях.
−
Участвовать в турнирах с выполнением норматива I спортивного разряда.
Ожидаемые результаты после выполнения программы:
Умение использовать средства физической культуры для укрепления состояния
здоровья, для отдыха и досуга.
7
Углубление знаний воспитанников о закономерностях спортивной тренировки,
двигательной активности, о значении занятий физической культурой для будущей трудовой
деятельности, службы в армии, выполнения функций материнства и отцовства.
Конкретные представления о самостоятельных занятиях с целью улучшения физического
развития и двигательной подготовленности с учетом индивидуальных особенностей
обучающихся.
Формирование у молодого поколения представлений о престижности высокого уровня
здоровья и разносторонней физической подготовленности.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
(соревнования и т.д.).
✓
Входной контроль- с целью объективной проверки первоначального уровня
знаний, умений и навыков обучающихся.
✓
Текущий контроль в виде рейтингового контроля.
✓
Итоговый контроль в конце учебного года
в виде итогового теста,
включающего вопросы по всем изученным темам.
✓
Рейтинг посещаемости.
✓
Оценка спортивно- технических нормативов.
1.9.
Для
необходимо:
✓
✓
✓
успешного
изучения
каждого
года
обучения
воспитаннику
Знать теоретический материал в объеме программы курса.
Участвовать не менее 3 соревнований в год.
Выполнить или подтвердить спортивные нормативы (1 спортивный разряд
или КМС).
✓
Участвовать в судействе соревнований.
Индивидуальная работа с воспитанниками
✓
Прием и сдача контрольных нормативов в конце месяца по ОФП, по
кикбоксингу.
Каждый элемент образовательного процесса сопровождается оценкой его результатов,
для дальнейшего анализа, поощрения, наказания и коррекции. На каждом из этапов освоения
программы важна оценочная реакция педагога в процессе обучения, оценка действий и
творческих заданий, экзамены создают предпосылку для дальнейшего хода успешного
образования. Но при этом существенно учитывать те моральные и физические
усилия
со
стороны занимающегося.
В
процессе
образования постоянно осуществляется эмоциональное развитие учащихся. Всё содержание
образования наполнено познавательно- теоретическими, эстетическими, социальными,
экономическими, политическими,
гедонистическими,
религиозными
ценностями
и
8
отношениями. Их структура изменяется под влиянием образования. Во- первых,
учащиеся усваивают критерии и пути выбора эмоционально приемлемых для себя ситуаций и
проблем. Во-вторых, в диапазон этого выбора включаются всё более отдалённые от конкретных
и сугубо личных для учеников ситуации и проблемы. В-третьих, по мере развития учащихся их
эмоции становятся всё менее связанными с физической активностью, менее непосредственными
и экспрессивными.
Предвидение целей и мотивов учеников лежит в фундаменте образовательного процесса.
Он не может начаться до осознания учителем характера и уровня способностей и имеющихся
достижений детей, их сильных и слабых сторон, среды их общения и семейной обстановки,
интересов и вкусов.
Именно с этими характеристиками учеников сообразуются ближайшие и отдалённые
цели образовательного акта и всего учебного курса содержание образования в программе.
Диагностика возможностей и способностей учащихся предшествует образовательному процессу
и осуществляется на всём его протяжении.
Образование предполагает искусство учителя (чаще всего как лидера группы)
предоставлять ученикам содержание образования в наиболее доступной для них форме и
наиболее действенными методами. Содержание образования отвечает целям (потребностям)
учащихся, а также социально детерминированным целям. Обе группы целей должны иметь
гармонизирующую их общую часть.
Учебно-тематическое планирование учебно-тренировочной группы
секции «Кикбоксинг»
№
Раздел / кол-во часов
1 Техника безопасности работы в зале (1ч)
3 Боевая стойка (38,5ч)
4 Техника кикбоксинга (66ч)
Техника атаки и защиты (108ч)
Повторение (84ч)
5 Работа в парах (спарринги) (27ч)
6 Игровые тренировки (21)
7 Сдача нормативов (6)
Кол-во
занятий
1/6
12+5/6
22
36
28
9
7
2
117
Итого часов:
Кол-во часов
теория /
практика
0,5
6,5
11
18
14
4,5
32
55
90
70
22,5
21
6
54,5 264,5
351
9
Учебно-тематическое планирование группы начальной подготовки 1 года обучения
секции «Кикбоксинг»
Общее
Теорети Практич
№
количес
Название раздела
ческие
еские
п/п
тво
занятия занятия
часов
1 Вводное занятие
1
1
Культурно-воспитательный и духовно2
3
3
нравственный раздел боевых искусств
3 Оздоровительный раздел боевых искусств
12
2
10
4 Психологическая подготовка
7
2
5
5 Физическая подготовка
35
35
5.1 Развитие координации движений
7
7
5.2 Развитие силовых качеств
7
7
5.3 Развитие вестибулярной устойчивости
8
8
5.4 Развитие гибкости
6
6
5.5 Развитие скоростных качеств
7
7
6 Технико-тактическая подготовка
46
3
43
6.1 Формирование культуры движения в стоиках
7
4
Базовая техника: удары руками и блоки,
6.2
9
6
удары ногами
Парные упражнения на отработку защитно6.3
9
1
6
атакующих действий
6.4 Поединки на отработку изученной техники
6
1
3
6.5 Связки и технические комплексы
5
3
6.6 Самооборона против вооруженного противника
10
1
9
Контрольные испытания и коллективные
7
15
5
10
мероприятия
7.1 Аттестация
3
3
7.2 Турнир «Уважение - основа боевого искусства»
6
1
5
7.3 Семейная гостиная
3
3
Фестиваль единоборств «Все флаги - в гости к
7.4
3
1
2
нам!»
Всего
119
16
103
10
№
п/п
1
2
3
4
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
7
7.1
7.2
7.3
7.4
Учебно-тематическое планирование группы начальной подготовки
2-й год обучения секции «Кикбоксинг»
Общее
Теорети Практич
количес
Название раздела
ческие
еские
тво
занятия занятия
часов
Вводное занятие
2
2
Культурно-воспитательный и духовно6
6
нравственный раздел боевых искусств
Оздоровительный раздел боевых искусств
24
4
20
Психологическая подготовка
14
4
10
Физическая подготовка
70
70
Развитие координации движений
14
14
Развитие силовых качеств
14
14
Развитие вестибулярной устойчивости
16
16
Развитие гибкости
12
12
Развитие скоростных качеств
14
14
Технико-тактическая подготовка
92
6
86
Формирование культуры движения в стоиках
14
14
Базовая техника: удары руками и блоки,
18
18
удары ногами
Парные упражнения на отработку защитно18
2
16
атакующих действий
Поединки на отработку изученной техники
12
2
10
Связки и технические комплексы
10
10
Самооборона против вооруженного противника
20
2
18
Контрольные испытания и коллективные
27
9
18
мероприятия
Аттестация
6
6
Турнир «Уважение - основа боевого искусства»
12
2
10
Семейная гостиная
6
6
Фестиваль единоборств «Все флаги - в гости к
3
1
2
нам!»
Всего
235
31
204
11
№
п/п
1
2
3
4
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
7
7.1
7.2
7.3
7.4
Учебно-тематическое планирование группы начальной подготовки
3-й год обучения секции «Кикбоксинг»
Общее
Теорети Практич
количес
Название раздела
ческие
еские
тво
занятия занятия
часов
Вводное занятие
2
2
Культурно-воспитательный и духовно6
6
нравственный раздел боевых искусств
Оздоровительный раздел боевых искусств
24
4
20
Психологическая подготовка
14
4
10
Физическая подготовка
70
70
Развитие координации движений
14
14
Развитие силовых качеств
14
14
Развитие вестибулярной устойчивости
16
16
Развитие гибкости
12
12
Развитие скоростных качеств
14
14
Технико-тактическая подготовка
92
6
86
Формирование культуры движения в стоиках
14
14
Базовая техника: удары руками и блоки,
18
18
удары ногами
Парные упражнения на отработку защитно18
2
16
атакующих действий
Поединки на отработку изученной техники
12
2
10
Связки и технические комплексы
10
10
Самооборона против вооруженного противника
20
2
18
Контрольные испытания и коллективные
27
9
18
мероприятия
Аттестация
6
6
Турнир «Уважение - основа боевого искусства»
12
2
10
Семейная гостиная
6
6
Фестиваль единоборств «Все флаги - в гости к
3
1
2
нам!»
Всего
235
31
204
12