Основная образовательная программ СОО 2024 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»

Рассмотрена
на
Педагогическом совете от
24. 05.2024, протокол № 6

Утверждена
приказом
МБОУ «Белоярская СШ»
от 24.05. 2024 № 68/4

Основная образовательная программа
среднего общего образования
МБОУ «Белоярская СШ»

Белый Яр 2024

СОДЕРЖАНИЕ
№33
1
2
2.1.
2.2.
2.3.
3
3.1.
3.2.
3.3.
4
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
5
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.

Наименование раздела
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения ООП
СОО
Система оценки достижения планируемых
результатов освоения ООП СОО
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Рабочие программы учебных предметов,
учебных курсов (ссылка)
Программа формирования УУД
Рабочая программа воспитания
(приложение)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Учебный план (приложение)
Календарный учебный график
(приложение)
План внеурочной деятельности
(приложение)
Календарный план воспитательной
работы(приложение)
Характеристика условий реализации
программы
Кадровые условия
Психолого-педагогические условия
Финансово-экономические условия
Информационно-методические условия
Материально-технические условия

Номер страницы
3
4
4
7
7
13
13
13
14
14
14
14
14
14
14
15
17
18
18
19

I. Общие положения
1. Основная образовательная программа среднего общего образования (далее
– ООП СОО) муниципального общеобразовательного учреждения «Белоярская
средняя школа» разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения
федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г.,
регистрационный № 70809), Федеральной образовательной программой среднего
общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371 (зарегистрирована Министерством
юстиции Российской Федерации 12 июля 2023г., регистрационный № 74228).
2. Содержание ООП СОО представлено учебно-методической документацией
(учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных
предметов, курсов, иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный
план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации
базовые объем и содержание образования уровня среднего общего образования,
планируемые результаты освоения образовательной программы 1.
3. ООП СОО включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
4. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации ООП СОО, а также способы определения достижения этих
целей и результатов.
5. Целевой раздел ФОП СОО включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися ФОП СОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП СОО.
Пояснительная записка целевого раздела ООП СОО раскрывает:
цели реализации ООП СОО, конкретизированные в соответствии
с требованиями ФГОС СОО к результатам освоения обучающимися программы
среднего общего образования;
принципы формирования и механизмы реализации ООП СОО, в том числе
посредством реализации индивидуальных учебных планов;
общую характеристику ООП СОО.
6. Содержательный раздел ООП СОО включает следующие программы,
ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных
результатов:
рабочие программы учебных предметов;
программу формирования универсальных учебных действий у учащихся;
рабочую программу воспитания.
7. Программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых
результатов
освоения
ООП
СОО
и
разработаны
на основе требований ФГОС СОО к результатам освоения программы среднего
общего образования.
8. Программа
формирования
универсальных
учебных
действий
у учащихся содержит:
Пункт 101 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
1

описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием
учебных предметов;
характеристики
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных
универсальных учебных действий учащихся.
9. Сформированность универсальных учебных действий у учащихся
определяется на этапе завершения ими освоения программы среднего общего
образования.
10. Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности
обучающихся, в том числе укрепление психического здоровья и физическое
воспитание, достижение ими результатов освоения программы среднего общего
образования2.
11. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и
внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией
совместно с семьей и другими институтами воспитания3.
12.
Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям – нравственным
ориентирам, являющимся основой мировоззрения граждан России, передаваемым от
поколения к поколению, лежащим в основе общероссийской идентичности и
единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство,
нашедшие свое уникальное проявление в духовном, историческом и культурном
развитии многонационального народа России4.
13. Организационный раздел ООП СОО определяет общие рамки организации
образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия
реализации программы среднего общего образования5 и включает:
учебный план;
план внеурочной деятельности;
календарный учебный график;
календарный план воспитательной работы.
14. Календарный план воспитательной работы содержит перечень событий и
мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся
образовательной организацией или в которых образовательная организация
принимает участие в учебном году или периоде обучения.
II. Целевой раздел ФОП СОО
2.1. Пояснительная записка.
2.1.1. ООП СОО является основным документом, определяющим содержание
общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность
организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете
установленного ФГОС СОО соотношения обязательной части программы и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
2.1.2. Целями реализации ООП СОО являются:
формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
2

Пункт 18.2.3 ФГОС СОО.
Пункт 18.2.3 ФГОС СОО.
4
Пункт 4 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента
Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809.
5
Пункт 14 ФГОС СОО.
3

воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация
посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и
гражданского становления;
преемственность основных образовательных программ дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального
образования;
организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых
результатов среднего общего образования, отражённых в ФГОС СОО;
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся
на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего
общего образования;
подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному
жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной
деятельности;
организация деятельности педагогического коллектива по созданию
индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных
обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом
внимании и поддержке.
2.1.3. Достижение
поставленных
целей
реализации
ООП
СОО
предусматривает решение следующих основных задач:
формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса
и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического
общения, овладение основами наук, государственным языком Российской
Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей,
интересов, способностей к социальному самоопределению;
обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых
установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья;
обеспечение преемственности основного общего и среднего общего
образования;
достижение планируемых результатов освоения ООП СОО всеми
обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья (далее – ОВЗ);
обеспечение доступности получения качественного среднего общего
образования;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших
выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других,
организацию общественно полезной деятельности;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды
образовательной организации;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной
среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального
управления и действия;

организация социального и учебно-исследовательского проектирования,
профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов,
социальных педагогов, сотрудничество с базовыми организациями, организациями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
создание условий для сохранения и укрепления физического,
психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их
безопасности.
2.1.4. ООП СОО учитывает следующие принципы:
1) принцип учёта ФГОС СОО: ООП СОО базируется на требованиях,
предъявляемых ФГОС СОО к целям, содержанию, планируемым результатам и
условиям обучения на уровне среднего общего образования;
2) принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования
образовательной организации ООП СОО характеризует право получения
образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и
отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах
внеурочной деятельности;
3) принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: ООП СОО
обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной
деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов
учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и
самоконтроль);
4) принцип индивидуализации обучения: ООП СОО предусматривает
возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов
для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с
учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на
результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности
обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию;
5) принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного
процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их
достижения;
6) принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета
специфики изучаемых учебных предметов;
7) принцип интеграции обучения и воспитания: ООП СОО предусматривает
связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность
учебного процесса на достижение личностных результатов освоения
образовательной программы;
8) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной
деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести
вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет
использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной
нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать
требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296),
действующими до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические нормативы), и
санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020
г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее –
Санитарно-эпидемиологические требования).
2.1.5. ООП СОО учитывает возрастные и психологические особенности
обучающихся. Общий объем аудиторной работы обучающихся за два учебных года
не может составлять менее 2170 часов и более 2516 часов в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями6.
2.1.6. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе
для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы среднего общего
образования в порядке, установленном локальными нормативными актами
образовательной организации 7.
2.2. Планируемые результаты освоения ООП СОО.
2.2.1. Планируемые результаты освоения ООП СОО соответствуют
современным целям среднего общего образования, представленным во ФГОС СОО
как система личностных, метапредметных и предметных достижений
обучающегося.
2.2.2. Личностные результаты освоения ООП СОО достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности образовательной организации в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
ООП СОО.
2.3.1. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей
системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного
образования. Её основными функциями являются: ориентация образовательного
процесса на достижение планируемых результатов освоения ФОП СОО и
обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление
образовательным процессом.

6

Часть 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
7
Часть 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».

2.3.2. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в
образовательной организации являются:
оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах
обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа
процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых
исследований муниципального, регионального и федерального уровней; оценка
результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных
процедур;
оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур.
2.3.3. Основным объектом системы оценки, её содержательной и
критериальной
базой
выступают
требования
ФГОС
СОО,
которые
конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися ФОП СОО.
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
2.3.4. Внутренняя оценка включает:
стартовую диагностику;
текущую и тематическую оценку;
итоговую оценку;
промежуточную аттестацию;
психолого-педагогическое наблюдение;
внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
2.3.5. Внешняя оценка включает:
независимую оценку качества подготовки обучающихся16;
итоговую аттестацию17.
2.3.6. В соответствии с ФГОС СОО система оценки образовательной
организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный
подходы к оценке образовательных достижений.
_____________________________________
16 Статья 95 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
17 Статья 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.3.7. Системно-деятельностный подход к оценке образовательных
достижений обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к
решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке
уровня функциональной грамотности обучающихся. Он обеспечивается
содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые
результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
2.3.8. Уровневый подход служит важнейшей основой для организации
индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к
содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов
измерений.
2.3.9. Уровневый подход реализуется за счёт фиксации различных уровней
достижения обучающимися планируемых результатов. Достижение базового уровня
свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи,
целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного
процесса, выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения
последующего учебного материала.

2.3.10. Комплексный подход к оценке образовательных достижений
реализуется через:
оценку предметных и метапредметных результатов;
использование комплекса оценочных процедур для выявления динамики
индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой
оценки; использование контекстной информации (об особенностях обучающихся,
условиях и процессе обучения и другое) для интерпретации полученных результатов
в целях управления качеством образования;
использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих
друг друга, в том числе оценок проектов, практических, исследовательских,
творческих работ, наблюдения;
использование форм работы, обеспечивающих возможность включения
обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ,
самооценка, взаимооценка);
использование мониторинга динамических показателей освоения умений и
знаний, в том числе формируемых с использованием информационнокоммуникационных (цифровых) технологий.
2.3.11. Оценка личностных результатов обучающихся осуществляется через
оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы, которые устанавливаются требованиями ФГОС СОО.
2.3.12. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе
реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную
деятельность. Достижение личностных результатов не выносится на итоговую
оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательнообразовательной деятельности образовательной организации и образовательных
систем разного уровня.
2.3.13. Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности
отдельных личностных результатов, проявляющихся в участии обучающихся в
общественно
значимых
мероприятиях
федерального,
регионального,
муниципального, школьного уровней; в соблюдении норм и правил, установленных
в общеобразовательной организации; в ценностно-смысловых установках
обучающихся, формируемых средствами учебных предметов; в ответственности за
результаты обучения; способности делать осознанный выбор своей образовательной
траектории, в том числе выбор профессии.
2.3.14. Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних
мониторингов, допускается использовать только в виде агрегированных
(усредненных, анонимных) данных.
2.3.15. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку
достижения планируемых результатов освоения ФОП СОО, которые отражают
совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных
учебных действий.
2.3.16. Формирование
метапредметных
результатов
обеспечивается
комплексом освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
2.3.17. Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
освоение обучающимися универсальных учебных действий (регулятивных,
познавательных, коммуникативных);
способность использования универсальных учебных действий в
познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному

планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного
сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории;
овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной
деятельности.
2.3.18. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется
администрацией образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга.
Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением
педагогического совета образовательной организации. Инструментарий может
строиться на межпредметной основе и включать диагностические материалы по
оценке читательской, естественно-научной, математической, цифровой, финансовой
грамотности,
сформированности
регулятивных,
коммуникативных
и
познавательных универсальных учебных действий.
2.3.19. Формы оценки:
для проверки читательской грамотности – письменная работа на
межпредметной основе;
для проверки цифровой грамотности – практическая работа в сочетании с
письменной (компьютеризованной) частью;
для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий – экспертная оценка процесса и
результатов выполнения групповых и (или) индивидуальных учебных исследований
и проектов.
Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью
не менее чем один раз в два года.
2.3.20. Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты
(далее вместе – проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных
предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои
достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и
(или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять
целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную,
конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие).
2.3.21 Выбор темы проекта осуществляется обучающимися.
2.3.22. Результатом проекта является одна из следующих работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и другие);
художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или
стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации,
исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и других;
материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
отчётные материалы по социальному проекту.
2.3.23 Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и
направленности проекта разрабатываются образовательной организацией.
2.3.24. Проект оценивается по критериям сформированности:
познавательных универсальных учебных действий, включающих способность
к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, умение поставить
проблему и выбрать способы её решения, в том числе поиск и обработку
информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого

решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого
решения и других;
предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание
работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или
темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени;
использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор
конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить
и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
2.3.25 Предметные результаты освоения ФОП СОО с учётом специфики
содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы,
ориентированы на применение обучающимися знаний, умений и навыков в учебных
ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение.
2.3.26 Оценка предметных результатов представляет собой оценку
достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным
предметам.
2.3.27 Основным предметом оценки является способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном
материале, с использованием способов действий, отвечающих содержанию учебных
предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных,
коммуникативных) действий, а также компетентностей, соответствующих
направлениям функциональной грамотности.
2.3.28. Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим
работником в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового
контроля.
2.3.29 Особенности оценки по отдельному учебному предмету фиксируются
в приложении к ООП СОО.
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету
включает:
список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их
формирования и способов оценки (например, текущая (тематическая), устно
(письменно), практика);
требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при
необходимости – с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные
процедуры);
график контрольных мероприятий.
2.3.30 Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной
организации с целью оценки готовности к обучению на уровне среднего общего
образования.
2.3.30.1. Стартовая диагностика проводится в начале 10 класса и выступает
как основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений
обучающихся.
2.3.30.2. Объектом
оценки
являются:
структура
мотивации,
сформированность учебной деятельности, владение универсальными и
специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в

том числе: средствами работы с информацией, знаково-символическими
средствами, логическими операциями.
2.3.30.3. Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с
целью оценки готовности к изучению отдельных учебных предметов. Результаты
стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ
и индивидуализации учебного процесса.
2.3.31.1 Текущая оценка
представляет собой
процедуру оценки
индивидуального продвижения обучающегося в освоении программы учебного
предмета.
2.3.31.2 Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и
направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную
оценочную деятельность) и диагностической, способствующей выявлению и
осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в
обучении.
2.3.31.3 Объектом текущей оценки являются тематические планируемые
результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании
по учебному предмету.
2.3.31.4 В текущей оценке используются различные формы и методы
проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы,
индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы
продвижения и другие) с учётом особенностей учебного предмета.
2.3.31.5 Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации
учебного процесса.
2.3.32. Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня
достижения тематических планируемых результатов по учебному предмету.
2.3.33. Внутренний мониторинг представляет собой следующие процедуры:
стартовая диагностика;
оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
оценка уровня функциональной грамотности;
оценка уровня профессионального мастерства педагогического работника,
осуществляемого на основе выполнения обучающимися проверочных работ,
анализа посещённых уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых
педагогическим работником обучающимся.
Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается
решением педагогического совета образовательной организации. Результаты
внутреннего мониторинга являются основанием подготовки рекомендаций для
текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации и (или) для
повышения квалификации педагогического работника.

III. Содержательный раздел.
3.1 Рабочие программы по учебным предметам «Русский язык»
«Литература» (базовый уровень), «Иностранный язык (английский)», «Алгебра»
(базовый уровень), «Алгебра» (углубленный уровень), «Геометрия» (базовый
уровень), «Геометрия» (углубленный уровень), «Вероятность и статистика»,
«Информатика» (базовый уровень), «Информатика» (углубленный уровень),
«Физика» (базовый уровень), «Физика» (углубленный уровень), «Химия» (базовый
уровень), «Химия» (углубленный уровень), «Биология» (базовый уровень),
«Биология» (углубленный уровень), «История» (базовый уровень), «История»
(углубленный уровень), «Обществознание» (базовый уровень), «Обществознание»
(углубленный уровень), «География» (базовый уровень), «Физическая культура»,
«Основы безопасности и защиты Родины» прилагаются. Рабочие программы –

Единое содержание общего образования (edsoo.ru)
3.2 Программа формирования универсальных учебных действий.
3.2.1. Целевой раздел.
3.2.2. На уровне среднего общего образования продолжается формирование
универсальных учебных действий (далее – УУД), систематизированный комплекс
которых закреплен во ФГОС СОО.
3.2.3. Формирование системы УУД осуществляется с учетом возрастных
особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающихся. УУД
целенаправленно формируются в дошкольном, младшем школьном, подростковом
возрастах и достигают высокого уровня развития к моменту перехода обучающихся
на уровень среднего общего образования. Одновременно с возрастанием сложности
выполняемых действий повышается уровень их рефлексивности (осознанности).
Переход на качественно новый уровень рефлексии выделяет старший школьный
возраст как особенный этап в становлении УУД. УУД в процессе взросления из
средства успешности решения предметных задач постепенно превращаются в
объект рассмотрения, анализа. Развивается способность осуществлять широкий
перенос сформированных УУД на внеучебные ситуации. Выработанные на базе
предметного обучения и отрефлексированные, УУД используюся как
универсальные в различных жизненных контекстах.
3.2.4. На уровне среднего общего образования регулятивные действия должны
прирасти за счет умения выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях,
управлять своей деятельностью в открытом образовательном пространстве.
Развитие регулятивных действий напрямую связано с развитием коммуникативных
УУД. Обучающиеся осознанно используют коллективно-распределенную
деятельность
для
решения
разноплановых
учебных,
познавательных,
исследовательских, проектных, профессиональных задач, для эффективного
разрешения конфликтов. Старший школьный возраст является ключевым для
развития познавательных УУД и формирования собственной образовательной
стратегии. Появляется сознательное и развернутое формирование образовательного
запроса, что особенно важно с учетом повышения вариативности на уровне среднего
общего образования, когда обучающийся оказывается в ситуации выбора уровня
изучения предметов, профиля и подготовки к выбору будущей профессии.
3.2.5. Программа развития УУД направлена на повышение эффективности
освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоение
знаний и учебных действий; формирование у обучающихся системных

представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации
проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практикоориентированных результатов образования.
3.2.6. Программа формирования УУД призвана обеспечить:
развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и
самоопределению; формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и
установок, системы значимых социальных и межличностных отношений;
формирование умений самостоятельного планирования и осуществления
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками;
повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных
действий, формирование научного типа мышления, компетентностей в предметных
областях, учебно-исследовательской, проектной, социальной деятельности;
создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебноисследовательской и проектной деятельности обучающихся;
формирование навыков участия в различных формах организации учебноисследовательской и проектной деятельности (творческих конкурсах, научных
обществах, научно-практических конференциях, олимпиадах и других),
возможность получения практико-ориентированного результата;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования ИКТ, включая владение ИКТ, поиском, анализом и передачей
информации, презентацией выполненных работ, основами информационной
безопасности, умением безопасного использования ИКТ;
формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и
устойчивого развития общества;
возможность практического использования приобретенных обучающимися
коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля;
подготовку к осознанному выбору дальнейшего образования и
профессиональной деятельности.
3.3 Рабочая программа воспитания прилагается.

IV. Организационный раздел
4.1. Учебный план среднего общего образования прилагается.
4.2. Календарный учебный график прилагается.
4.3. План внеурочной деятельности (недельный) прилагается

4.4. Календарный план воспитательной работы прилагается
5. Характеристика условий реализации ООП СОО
Система условий реализации программы ООП СОО, созданная в Учреждении,
направлена на:
- достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы
среднего общего образования, в т.ч. адаптированной;
- развитие личности, её способностей, удовлетворение образовательных
потребностей и интересов, самореализацию обучающихся, в т.ч. одарённых, через

организацию урочной и внеурочной деятельности, социальных практик, включая
общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, практическую
подготовку, использование возможностей организаций дополнительного
образования и социальных партнёров;
- формирование функциональной грамотности обучающихся (способности
решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе
сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов
деятельности), включающей овладение ключевыми навыками, составляющими
основу дальнейшего успешного образования и ориентацию в мире профессий;
- формирование социокультурных и духовно-нравственных ценностей
обучающихся, основ их гражданственности, российской гражданской
идентичности;
- индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и
реализации индивидуальных учебных планов, обеспечения эффективной
самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
участие
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в проектировании
и развитии программы среднего общего образования и условий её реализации,
учитывающих особенности развития и возможности обучающихся;
- включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды
(класса, школы), формирования у них лидерских качеств, опыта социальной
деятельности, реализации социальных проектов и программ при поддержке
педагогических работников;
- формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной,
общественной, проектной, учебно-исследовательской, спортивно-оздоровительной
и творческой деятельности;
- формирование у обучающихся экологической грамотности, навыков
здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
использование
в
образовательной
деятельности
современных
образовательных технологий, направленных в т.ч. на воспитание обучающихся и
развитие различных форм наставничества;
- обновление содержания программы среднего общего образования, методик
и технологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы
образования, запросов обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся с учётом национальных и культурных
особенностей субъекта Российской Федерации;
- эффективное использование профессионального и творческого потенциала
педагогических и руководящих работников организации, повышения их
профессиональной,
коммуникативной,
информационной
и
правовой
компетентности;
- эффективное управление организацией с использованием ИКТ, современных
механизмов финансирования реализации программ среднего общего образования.
При реализации настоящей ООП ООО в рамках сетевого взаимодействия
используются ресурсы иных организаций, направленные на обеспечение качества
условий реализации образовательной деятельности.
5.1. Кадровые условия
Развитие кадрового потенциала, создание условий для профессионального
развития каждого педагога является ключевым фактором в области образовательной

политики Учреждения.
В Учреждении работают 106 педагогических работников, из них 8 – внешних
совместителей, 13 внутренних совместителей, 15 человек имеют среднее
специальное образование. В 2022 году высшую квалификационную категорию
имеют 13 педагогов (12,3%) (из них 2 ДОП), первую квалификационную категорию
имеют 52 педагога (49%) (из них 2 ДОП), всего на первую и высшую аттестованы
61,3 % (65 педагогов). На соответствие занимаемой должности аттестован 21
учитель. Молодых специалистов – 4 человека. 19 учителей имеют выслугу лет, 25
педагогов – пенсионеры. В школе созданы необходимые условия для проведения
аттестации: определены сроки прохождения аттестации для каждого аттестуемого,
проведены консультации, мероприятия по плану ВШК, изучены все основные
информационные материалы, необходимые аттестуемым педагогам во время
прохождения аттестации. В текущем учебном году были аттестованы 14 педагогов
на заявленную квалификационную категорию.
В целях повышения качества образовательной деятельности в Учреждении
проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой –
обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения
численного и качественного состава кадров в его развитии, в соответствии
потребностями Учреждения и требованиями действующего законодательства.
Сведения о педагогах школы
Всего
педагогических
работников
Образование
педагогов
Награды и звания

Квалификационная
характеристика

Дополнительная
информация

Педагогов
Из их числа представителей
администрации

Числ.
106
6

Высшее
Среднее специальное
Почетный работник общего образования

15
16

Отличник народного просвещения

0

Почетная грамота Министерства образования и науки
Российской Федерации

16

Почетная грамота Министерства образования и науки
Республики Хакасия

32

Грамоты и благодарственные письма УО
администрации

28

Имеют квалификационную категорию
Высшая квалификационная категория

13

Первая квалификационная категория

52

Соответствие занимаемой должности

21

Педагоги школы – лекторы ХакИРОиПК

0

Педагоги школы – эксперты по проверке ОГЭ и ЕГЭ

9

Стаж до 5 лет

13

Стаж от 5 до 20 лет

48

Стаж свыше 30 лет

38

Прошли курсы повышения квалификации

106

Прошли курсы по ФГОС

62

Прошли профессиональную подготовку

0

Кол-во педагогов – победителей и призеров
региональных
конкурсов профессионального мастерства
Колво
педагогов,
имеющие
публикации
в
профессиональных изданиях на региональном
ипрофессиональном уровне
Кол-во педагогов, реализовавших методические
проекты
под руководством ученых

5
13

0

5.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной
программы среднего общего образования
Психолого-педагогические
условия,
созданные
в
образовательной
организации, обеспечивают исполнение требований ФГОС СОО к реализации
основной образовательной программы среднего общего образования, в частности:
1) обеспечивают преемственность содержания и
форм организации
образовательной деятельности при реализации образовательных программ
начального, основного и среднего общего образования;
2) способствуют социально-психологической адаптации обучающихся к
условиям образовательной организации с учётом специфики их возрастного
психофизиологического развития, включая особенности адаптации к социальной
среде;
3) способствуют формированию и развитию психолого-педагогической
компетентности работников образовательной организации и родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
4) обеспечивают профилактику формирования у обучающихся девиантных форм
поведения, агрессии и повышенной тревожности.
В образовательной организации психолого-педагогическое сопровождение
реализации
программы
среднего
общего
образования
осуществляется
квалифицированными
специалистами:
педагогом-психологом;
социальным
педагогом.
В процессе реализации основной образовательной программы среднего общего
образования образовательной организацией обеспечивается психолого-педагогическое
сопровождение участников образовательных отношений посредством системной
деятельности и отдельных мероприятий, обеспечивающих:
1) формирование и развитие психолого-педагогической компетентности всех
участников образовательных отношений;
2) сохранение и укрепление психологического благополучия и психического
здоровья обучающихся;

3) поддержка и сопровождение детско-родительских отношений;
4) формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
5) дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания с учётом
особенностей когнитивного и эмоционального развития обучающихся;
6) мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление,
поддержка и сопровождение одарённых детей;
7) создание условий для последующего профессионального самоопределения;
8) формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников;
9) поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
10)
формирование
психологической
культуры
поведения
в
информационной среде;
11)
развитие психологической культуры в области использования ИКТ.
В процессе реализации ООП НОО осуществляется индивидуальное психологопедагогическоесопровождение всех участников образовательных отношений, в том
числе :
обучающихся, испытывающих трудности в освоении программы среднего
общего образования, развитии и социальной адаптации;
обучающихся, проявляющих индивидуальные способности, и одарённых;
обучающихся с ОВЗ;
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
5.3. Финансово-экономические условия реализации ООП СОО.
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы среднего
общего образования опирается на исполнение расходных обязательств,
обеспечивающих государственные гарантии прав на получение общедоступного и
бесплатного начального общего образования. Объём действующих расходных
обязательств отражается в плане финансово-хозяйственной деятельности, размещённом
на официальном сайте школы.
5.4. Информационно-методические условия реализации ООП СОО
В соответствии с требованиями ФГОС СОО реализация программы среднего
общего образования обеспечивается современной информационно-образовательной
средой.
Основными компонентами ИОС являются:
1) учебно-методические комплекты по всем учебным предметам на языках
обучения, определённых учредителем образовательной организации;
2) учебно-наглядные пособия (средства натурного фонда, печатные средства
надлежащего качества демонстрационные и раздаточные, экранно-звуковые средства,
мультимедийные средства);
3) фонд дополнительной литературы (детская художественная и научнопопулярная литература, справочно-библиографические и периодические издания).
Образовательной
организацией
применяются
информационнокоммуникационные технологии (ИКТ), в том числе с использованием электронных
образовательных ресурсов и ресурсов Интернета, а также прикладные программы,
поддерживающие административную деятельность и обеспечивающие дистанционное
взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Информационно-коммуникационные
средства
и
технологии
обеспечивают:
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения

при реализации требований ФГОС СОО;
формирование функциональной грамотности;
доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, курсов
внеурочной деятельности;
доступ к электронным образовательным источникам, указанным в рабочих
программах учебных предметов, с целью поиска и получения информации (учебной и
художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на съёмных дисках,
контролируемым ресурсам локальной сети и Интернета);
организацию учебной и внеурочной деятельности, реализация которых
предусмотрена с применением электронного обучения, с использованием
электронных пособий (обучающих компьютерных игр, тренажёров, моделей с
цифровым управлением и обратной связью);
проведение учебных занятий, процедуры оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий;
реализацию индивидуальных образовательных планов, осуществление
самостоятельной образовательной деятельности
обучающихся при поддержке
педагогических работников;
включение обучающихся в проектно-конструкторскую и поисковоисследовательскую деятельность;
проведение наблюдений и опытов, в том числе с использованием специального
и цифрового оборудования;
проведение массовых мероприятий, досуга с просмотром видеоматериалов,
организацию театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием и
освещением;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством локальной сети и
Интернета;
формирование и хранение электронного портфолио обучающегося.
При работе в ИОС соблюдаются правила информационной безопасности.
Образовательной организацией определяются необходимые меры и сроки по
формированию компонентов ИОС для реализации принятых рабочих программ
среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
5.5 Материально-технические условия реализации основной образовательной
программы
Материально-техническая база образовательной организации обеспечивает:
1) возможность достижения обучающимися результатов освоения программы
среднего общего образования;
2) безопасность и комфортность организации учебного процесса;
3) соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических
нормативов;
4) возможность для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры организации.
Критериальными источниками оценки материально-технических условий
образовательной деятельности являются требования ФГОС СОО, лицензионные
требования и условия Положения о лицензировании образовательной деятельности,
утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации 28 октября
2013 г. № 966, а также соответствующие приказы и методические рекомендации, в

том числе:
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённые
постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации № 2 от 28 сентября
2020 г.;
1) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утверждённые постановлением Главного санитарного врача Российской
Федерации № 2 от 28 января 2021 г.
2) перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования (в соответствии с действующим
Приказом Министерства просвещения РФ);
3) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №
465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для
реализации образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения,
необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации
мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя
из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях,
критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также
норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными
средствами обучения и воспитания» (зарегистрирован 25.12.2019 № 56982);
4) Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 1, ст. 48; 2021, № 15, ст. 2432);
Комплекты оснащения классов, учебных кабинетов, иных помещений и зон
внеурочной деятельности формируются в соответствии со спецификой
образовательной организации и включают учебно-наглядные пособия,
сопровождающиеся инструктивно-методическими материалами по использованию их
в образовательной деятельности в соответствии с реализуемой рабочей программой.
Оценка материально-технических условий:

21

Компоненты
оснащения
Компоненты
оснащения
учебных
кабинетов
начальных
классов

Необходимое оборудование и оснащение
1. Нормативные

документы,

программно-методическое

обеспечение,

локальные акты
1.1. Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование:
 доска классная/интерактивная доска;
 доска магнитно-маркерная;
 стол учителя с ящиками для хранения;
 стул учителя;
 шкаф для хранения учебных пособий;
 шкаф для хранения таблиц и плакатов;
 система для затемнения окон (жалюзи);
 парта школьная, регулируемая по высоте;
 стул ученический, регулируемый по высоте;
 стеллаж для хранения обуви(сменки);
1.2. Технические средства
 ПО;
 проектор (крепление в комплекте);
 сетевой фильтр;
 компьютер учителя
1.3. Учебно-методические материалы
 УМК «Школа России»;
 Рабочие программы учебных предметов;
 Контрольно-измерительные материалы;
 Оценочные и методические материалы.
1.4. Учебно-наглядные пособия
 Словари;
 Энциклопедии;
 Дидактические и наглядные пособия (математика, русский язык,
окружающий мир);
 Комплект портретов
1.5. Демонстрационное оборудование и приборы
 Комплект чертежного оборудования и приспособления;
 Модель- аппликация демонстрационная (касса) цифр, букв;

22

23

24

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».