Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя школа» РАССМОТРЕНО Протокол заседания ШМО классных руководителей от 28 августа 2024 №1 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР Румянцева В. Е. 28 августа 2024 Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Основы начального конструирования и лепка» Срок реализации: 2 года Возраст учащихся: 6-15 лет Автор- составитель: Третьякова Н. В., педагог дополнительного образования Белый Яр, 2024 . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Основы начального конструирования» реализуется в соответствии с художественной направленностью дополнительного образования. Программа составлена с учетом ряда нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ; СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" от 4 июля 2014 года N 41; Концепция развития дополнительного образования детей от 31 марта 2022 г. № 678-р; Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831); Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. №16) Устав МБОУ Белоярская СШ»»; А так же с учетом особенностей нового учебного года (государственные и национальные праздники Российской Федерации, памятные даты и события российской истории и культуры, тематические выставки). Актуальность программы в том, что занятия в кружке способствует развитию творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. Программа модифицированная. Учебный курс спроектирован на основе изучения педагогического опыта педагогов дополнительного образования технической направленности, с использованием материалов из литературы по данному направлению, а также на основе личного педагогического опыта с учетом потребностей детей и имеющихся возможностей Центра. За основу взята авторская программа по технической направленности «Конструирование и лепка» Савиной Д.А. и Гусевой Т. С., 2016 г. Отличительная особенность программы можно выделить: комплексность (сочетание тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов (бумага, пластилин, бросовый материал), и их взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами); универсальность (возможность применения программы для различного возрастного контингента). Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к техническому, но и раскрытию лучших человеческих качеств. Цель программы: формирование конструкторских умений и развитие творческих способностей дошкольников посредством овладения различными техниками лепки и конструирования из различных материалов. Задачи Обучающие: - формировать навыки конструирования из бумаги и картона различных видов, природного и бросового материала, навыки лепки из пластилина; - научить детей работать по образцу, по схеме, по инструкции взрослого; - познакомить детей с основными геометрическими понятиями и техниками бумажного творчества. - конструирования. Развивающие: - формировать ручную умелость, развивать мелкую и крупную моторику руки; - способствовать развитию познавательных процессов – мышления, внимания, памяти, воображения. Воспитательные: - научить детей самостоятельно организовывать собственную деятельность (процесс конструирования или лепки); - способствовать формированию таких качеств личности, как аккуратность, бережливость, точность, настойчивость; - формировать активную созидательную позицию, продуктивность, готовность творить и декорировать, преобразовывать окружение. Планируемые результаты По окончании обучения учащиеся должны знать: названия и назначение инструментов, предназначенных для лепки и конструирования; названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки; основные приемы лепки; термины «аппликация», «контур», «открытка», «мозаика», «оригами». По окончании обучения учащиеся должны уметь: делить пластилин на части и движениями рук формировать три конструктивные формы для лепки: «валик», «шар», «лепешка»; изготавливать работы в различных видах лепки: плоскостная лепка, объемная лепка из нескольких отдельных частей (примазывание и прикрепление); лепить сложные работы; правильно держать ножницы в руке, работать ножницами в соответствии с правилами техники безопасности; складывать элементарные поделки «оригами» по схеме; аккуратно использовать материалы (бумага, клей, пластилин). Способы и формы проверки результатов Используются основные виды контроля: текущий контроль осуществляется в ходе учебных занятий методом педагогического наблюдения за работой учащихся; промежуточный контроль проводится по полугодиям; итоговый контроль осуществляется в конце реализации программы. Форма фиксации результатов реализации дополнительной образовательной программы: выставки работ детского творческого объединения «Основы начального конструирования»; «летопись» детского творческого объединения (видеои фотоматериалы); копилка детских работ в различных техниках исполнения; портфолио творческих достижений объединения «Основы начального конструирования» (грамоты, дипломы, сертификаты и др.); Форма отслеживания результатов усвоения дополнительной образовательной программы предполагает: индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов учащимися; тестирование — при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала. Формой подведения итогов становятся выставки работ. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев оценки результатов практической деятельности обучающихся, то выставка — это наиболее объективная форма подведения итогов. Такая форма работы позволяет учащимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои. Формы организации занятий: аудиторные, групповые. Формы проведения занятий: Занятия проходят в форме теоретических и практических занятий. Форма обучения: очная, согласно закону Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) при реализации программного материала возможна дистанционная форма обучения в случае болезни обучающихся или карантина. Через интернет ресурсы (электронная почта, Сферум) отправляются обучающимся задания по темам в соответствии с рабочими программами. Выполненные задания обучающиеся отправляют в форме фотографий выполненных этапов или готовой практической работы. Объем программы Программа рассчитана на 1 год обучения для работы с детьми от 6 до 8 лет – 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 40 мин. Занятия включают в себя 2 направления: теоретическая и практическая подготовка детей. Материал подбирается в соответствии с возрастом и имеющимися навыками детей. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ № 1. 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 3. 3.1 3.2 3.3 4. 4.1 4.2 5. 5.1 5.2 6. 6.1 6.2 Учебно-тематический план Наименование разделов и Всего Теория Практика тем часов Вводный блок. 1 1 Аппликации из простых 8 1 7 геометрических фигур. Аппликации из кругов. 4 1 Аппликации из 2 2 треугольников. Аппликации из квадратов и 1 3 прямоугольников. Аппликации из 1 2 геометрических фигур. Аппликации из фигур 8 3 5 сложной формы. Аппликации на тему 2 1 2 «Животные» Аппликации на тему «Новый 2 1 2 год» Аппликации на тему 4 1 1 «Простая и сложная техника». Объемные поделки из 8 1 7 бумаги. Объемные животные. 4 1 3 Объемные игрушки и 4 4 подарки. «Оригами» 8 1 7 Плоские «оригами». 4 1 3 Объемное «оригами». 4 4 Мозаика из бумаги и 8 2 6 картона. Мозаика из рваной бумаги. 4 1 3 Мозаика из квадратов 4 1 3 фольгированного картона. Форма контроля Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Аппликации из сложенной, 7. рваной, мятой и надрезанной бумаги. Нарезание бумаги 7.1 «бахромой». Складывание бумаги 7.2 «гармошкой». Аппликации из «пушистых» 7.3 шариков из салфетки. 7.4 Аппликации из мятой бумаги. Аппликации из согнутых и 7.5 сложенных деталей. Поделки из природного и 8. бросового материала. Поделки из природного 8.1 материала. 8.2 Поделки из старых дисков. Поделки из рулонов от 8.3 туалетной бумаги. Объемная лепка из 9. пластилина. Лепка объемных форм из 9.1 пластилина. Объемная лепка из 9.2 пластилина с использованием других материалов. Лепка из пластилина на 10. плоскости. Лепка из пластилина на 10.1 плоскости Лепка из пластилина на 10.2 плоскости с использованием других материалов. 11. Аттестационные занятия. Итого: 10 2 8 2 - 2 2 1 1 2 1 1 2 - 2 2 - 2 6 2 4 2 1 1 2 1 1 2 - 2 8 2 6 4 1 3 4 1 3 6 1 5 4 1 3 2 - 2 1 72 ч 16ч. 1 56ч. Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Выставка Содержание обучения. 1. Вводный блок – 1 ч. Теория: Знакомство с детьми. Ознакомление детей с особенностями объединения. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Формы контроля: Наблюдение. 2. Аппликации из простых геометрических фигур – 8 ч. 2.1 Аппликации из кругов – 4 ч. Теория: Понятие «круг» и «овал». Практика: Аппликация из овала «Рыбка в море», аппликации из кругов «Сова», «Веселые гуси», «Грибы», «Цветы в вазе», «Крош и морковь», «Золотая рыбка». Формы контроля: Наблюдение. 2.2 Аппликации из треугольников – 2 ч. Теория: Понятие «треугольник». Практика: Аппликации из треугольников «Рыбка в аквариуме», аппликация из бумажных треугольников и кусочков пенопласта «Зимний лес». Формы контроля: Наблюдение. 2.3 Аппликации из квадратов и прямоугольников – 1 ч. Теория: Понятия «квадрат», «прямоугольник», их различия. Практика: Аппликация из квадратов и прямоугольников «Мой край». Формы контроля: Наблюдение. 2.4. Аппликации из геометрических фигур – 1 ч. Практика: Аппликация из геометрических фигур «Моя семья». Формы контроля: Наблюдение. 3. Аппликации из фигур сложной формы – 8 ч. 3.1 Аппликации на тему «Животные» – 2 ч. Теория: Знакомство с различными видами животных (дикие: летучая мышь, панда, улитка; домашние: овца, цыпленок, кошка), средой их обитания. Практика: Аппликации из бумаги и картона «Летучая мышь», «Домик для улитки», «Панда и бамбук», «Две овечки», «Пасхальный цыпленок», «Кот, висящий на ручке двери». Формы контроля: Наблюдение. 3.2 Аппликации на тему «Новый год» –2 ч. Теория: Традиции празднования нового года, традиционная новогодняя символика (снеговики, новогодние сапожки для подарков и т.д.). Практика: Аппликации «Снеговик с метлой», «Новогодние сапожки для подарков», «Портрет Деда Мороза». Формы контроля: Наблюдение. 3.3 Аппликации на тему «Простая и сложная техника» – 4 ч. Теория: Как часы показывают время. День космонавтики. Практика: Аппликации «Медведи-часы», «В космос на ракете». Формы контроля: Наблюдение. 4. Объемные поделки из бумаги – 8 ч. 4.1 Объемные животные – 4 ч. Теория: Понятие «объемная поделка». Сгибание бумаги по контуру. Складывание бумаги «гармошкой». Практика: Поделка «Крокодил», «Лежащая овечка». Формы контроля: Наблюдение. 4.2 Объемные игрушки и подарки – 4 ч. Теория: Принципы действия бумажных игрушек «говорящий щенок» и «вертушка». Практика: Игрушка «Говорящий щенок», «Вертушка», объемная поделка «Букет цветов». Формы контроля: Наблюдение. 5. «Оригами» – 8 ч. 5.1 Плоские «оригами» – 4 ч. Теория: Понятие «оригами», схемы оригами. Сюжет сказки «Царевна-лягушка». Практика: Оригами «Царевна-лягушка», «Божья коровка на листе». Формы контроля: Наблюдение. 5.2 Объемное «оригами» – 4 ч. Теория: Понятие объемное «оригами». Практика: Оригами «Лилия», «Тюльпан», «Бомбочка». Формы контроля: Наблюдение. 6.Мозаика из бумаги и картона – 8 ч. 6.1 Мозаика из рваной бумаги – 4 ч. Теория: Понятие «мозаика», как складывать мозаику. Практика: Мозаика из рваной бумаги «Ежик», «Яблоня». Формы контроля: Наблюдение. 6.2 Мозаика из квадратов фольгированного картона – 4 ч. Теория: Виды мозаики, геометрические формы кусочков мозаики. Практика: Мозаика из фольгированного картона «Груша». Формы контроля: Наблюдение. 7. Аппликации из сложенной, рваной, мятой и надрезанной бумаги –10 ч. 7.1 Нарезание бумаги «бахромой» – 2 ч. Теория: Знакомство с доисторическим животным – мамонтом. Отличие мамонтов от слонов. Правила нарезания бумаги «бахромой». Практика: Аппликация «Превращение слоненка в мамонтенка». Формы контроля: Наблюдение. 7.2 Складывание бумаги «гармошкой» – 2 ч. Теория: Повторение правил складывания бумаги «гармошкой». Практика: Аппликация «Ежик и яблоко», «Груша и гусеницы». Формы контроля: Наблюдение. 7.3 Аппликации из «пушистых» шариков из салфетки – 2 ч. Теория: Последовательность изготовления «пушистых» шариков из салфетки. Знакомство с внешним видом пингвинов, его окрасом. Практика: Аппликация «Пингвин», «Одуванчик». Формы контроля: Наблюдение. 7.4 Аппликации из мятой бумаги – 2 ч. Теория: Как правильно скатывать бумагу, чтобы получались комочки разных размеров. Практика: Аппликация из мятой бумаги «Зайкина избушка», «Цветные цыплята». Формы контроля: Наблюдение. 7.5 Аппликации из согнутых и сложенных деталей – 2 ч. Теория: Повторение правил сгибания бумаги по контуру и сгибания бумаги пополам. Практика: Аппликации «Подснежник», «Путешествие на корабле». Формы контроля: Наблюдение. 8. Поделки из природного и бросового материала – 6 ч. 8.1 Поделки из природного материала – 2 ч. Теория: Что такое природный материал. Как подготовить листья для поделок. Практика: Аппликация из листьев «Вишня». Формы контроля: Наблюдение. 8.2 Поделки из старых дисков – 2 ч. Теория: Что такое бросовый материал. Зачем нужны компакт-диски и как их можно использовать для поделок. Практика: Поделки из старых компакт-дисков и гофрированных трубочек «Улитка», поделка из компакт-дисков и пластилина «Кот». Формы контроля: Наблюдение. 8.3 Поделки из рулонов от туалетной бумаги – 2 ч. Теория: Как можно использовать рулоны от туалетной бумаги для поделок. Знакомство с историей оленя Рудольфа в западной рождественской традиции. Практика: Поделки из рулонов от туалетной бумаги «Олень Рудольф», «Сова», «Скоро лето». Формы контроля: Наблюдение. 9. Объемная лепка из пластилина – 8 ч. 9.1 Лепка объемных форм из пластилина – 4 ч. Теория: Что можно слепить из пластилина. Три конструктивные формы для лепки: шарик, валик, лепешка. Знакомство с некоторыми видами животных: кит, улитка, гусеница, лебедь и т.д. Знакомство с динозаврами, внешним видом длинношеего динозавра. Практика: Лепка из пластилина «Кит», «Гусеница», «Сова», «Улитка», «Мышь», Лебедь», «Щенок», «Длинношеий динозавр». Формы контроля: Наблюдение. 9.2 Объемная лепка из пластилина с использованием других материалов – 4 ч. Теория: Какими предметами можно дополнять поделки из пластилина. Практика: Лепка из пластилина и спичек «Ежик», «Розовый букет», лепка из пластилина и каштанов «Черепашки». Формы контроля: Наблюдение. 10. Лепка из пластилина на плоскости – 6 ч. 10.1 Лепка из пластилина на плоскости – 4 ч. Теория: Как еще можно лепить из пластилина (способы лепки на плоскости). Знакомство с морскими животными (рыбы, тюлени). Практика: Лепка из пластилина на плоскости «Рябиновое дерево», «Тюлень на льдине», «Рыбка Немо». Формы контроля: Наблюдение. 10.2 Лепка из пластилина на плоскости с использованием других материалов – 2 ч. Теория: Знакомство с шариковым пластилином. Дополнение аппликаций из бумаги пластилиновыми деталями. Практика: Аппликация из картона и шарикового пластилина «Рыбка», аппликация из картона и пластилина «Розовый фламинго». Формы контроля: Наблюдение. 11. Аттестационные занятия – 1ч. Теория: Подведение итогов за год. Оценка деятельности объединения в целом и каждого учащегося в отдельности. Планы на будущее. Практика: Промежуточный контроль. Формы контроля: Выставка. Форма Аттестация Промежуточная аттестация – проводиться в декабре с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их интересов и особенностей на отдельных этапах усвоения программы. Промежуточная аттестация за учебный год – проводиться в конце учебного года, с целью усвоения определенного уровня содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе: выявление наиболее способных и талантливых детей. Аттестация проводится в форме выставок, бесед, наблюдения. Проводится в форме: Собеседование, беседа, устный опрос - проводится с целью обстоятельного выявления образовательного и творческого уровня детей, их интересов и особенностей, как при поступлении в образовательное объединение, так и на отдельных этапах усвоения образовательной программы. Собеседование может вестись в форме индивидуальной беседы в сочетании с творческими заданиями, а также в коллективной форме, например - опрос. Анкетирование – проводится с целью выявления у детей имеющихся знаний по прикладному искусству. Выставка – форма аттестации, которая осуществляется с целью определения уровня мастерства, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей детей. Выставка может быть персональной или коллективной по разным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом. Выставка является инструментом поощрения учащихся. Календарно – тематическое планирование Наименование разделов и Всего Теори Практ План Факт тем часов я дата дата • 1. Вводный блок. 2 2 1. Вводное занятие. 2 2 15.09 Инструктаж. • 2. Аппликации из простых 18 3 15 геометрических фигур. 2 8 Аппликации из кругов. 10 2. Аппликация из овала 2 0.5 1.5 20.09 «Рыбка в море». 3. Аппликации из кругов 2 0.5 1.5 22.09 «Сова». 4. «Цветы в вазе». 2 0.5 1.5 27.09 5. «Крош и морковь». 2 0.5 1.5 29.09 6. «Грибы». 2 2 4.10 1 3 Аппликации из 4 треугольников. 7. «Рыбка в аквариуме». 2 0.5 1.5 6.10 8. «Зимний лес». 2 0.5 1.5 11.10 2 Аппликации из квадратов 2 и прямоугольников. 9. «Мой край». 2 2 13.10 2 Аппликации из 2 геометрических фигур. 10. «Моя семья». 2 2 18.10 • 3. Аппликации из фигур 24 4 20 сложной формы. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. • 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. • 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. Аппликации на тему «Животные». «Летучая мышь». «Две овечки. «Пасхальный цыпленок». «Кот, висящий на ручке двери». Аппликации на тему «Новый год». «Снеговик с метлой». «Новогодние сапожки для подарков», «Бусы на елку». «Портрет Деда Мороза». «Снежинки». «Рукавички». Аппликации на тему «Простая и сложная техника». «Медведи-часы». «В космос на ракете». 4. Объемные поделки из бумаги. Объемные животные. «Кошечка». «Павлин». «Веер». «Крокодил». «Лежащая овечка». Объемные игрушки и подарки. «Говорящий щенок». «Вертушка». «Букет цветов» 5. «Оригами» Плоские «оригами». Оригами. Чудесные превращения бумажного листа. Оригами на праздничном столе. Животные. Птицы. «Царевна-лягушка». «Божья коровка на листе». Объемное «оригами». «Лилия». 8 1 7 2 2 2 2 0.5 0.5 - 1.5 1.5 2 2 12 2 10 2 2 0.5 0.5 1.5 1.5 3.11 8.11 2 2 2 2 4 0.5 0.5 1 1.5 1.5 2 2 3 10.11 15.11 17.11 22.11 2 2 16 0.5 0.5 3 1.5 1.5 13 24.11 29.11 10 2 2 2 2 2 6 2 0.5 0.5 0.5 0.5 1 8 1.5 1.5 1.5 1.5 2 5 2 2 2 18 12 2 0.5 0.5 6 3 0.5 1.5 1.5 2 12 9 1.5 2 0.5 1.5 2 2 2 2 6 2 0.5 0.5 0.5 0.5 3 1 1.5 1.5 1.5 1.5 3 1 20.10 25.10 27.10 1.11 1.12 6.12 8.12 13.12 15.12 20.12 22.12 27.12 29.12 38. 39. • 40. 41. 42. • 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. • 52. 53. 54. 55. 56. 57. «Тюльпан». «Бомбочка». 6. Мозаика из бумаги и картона. Мозаика из рваной бумаги. «Ежик». «Яблоня» Мозаика из квадратов фольгированного картона. «Груша». 7. Аппликации из сложенной, рваной, мятой и надрезанной бумаги. Нарезание бумаги «бахромой». Превращение слоненка в мамонтенка». Складывание бумаги «гармошкой». «Ежик и яблоко». «Груша и гусеницы». Аппликации из «пушистых» шариков из салфетки. «Одуванчик». «Пингвин». Аппликации из мятой бумаги «Зайкина избушка». «Цветные цыплята». Аппликации из согнутых и сложенных деталей «Подснежник». «Путешествие на корабле». 8. Поделки из природного и бросового материала. Поделки из природного материала. Аппликация из листьев«Вишня». «Тополь» Поделки из старых дисков. «Золотая рыбка». «Кот». Поделки из рулонов от туалетной бумаги. «Олень Рудольф». 2 2 6 1 1 2 1 1 4 4 2 2 2 1 0.5 0.5 1 3 1.5 1.5 1 2 18 1 5 1 13 2 1 1 2 1 1 4 1 3 2 2 4 0.5 0.5 1 1.5 1.5 3 2 2 4 0.5 0.5 1 1.5 1.5 3 2 2 4 0.5 0.5 1 1.5 1.5 3 2 2 14 0.5 0.5 4 1.5 1.5 10 4 1 3 2 0.5 1.5 2 4 2 2 6 0.5 1 0.5 0.5 2 1.5 3 1.5 1.5 4 2 1 1 58. 59. • 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. • 67. 68. 69. 70. 71. 72 «Сова». 2 «Ах лето». 2 9. Объемная лепка из 14 пластилина. Лепка объемных форм из 10 пластилина. «Кит». 2 «Гусеница». 2 «Сова». 2 «Улитка». 2 «Длинношеий динозавр». 2 Объемная лепка из 4 пластилина с использованием других материалов. Лепка из пластилина и 2 спичек«Ежик». Лепка из пластилина и 2 спичек«Розовый букет». 10. Лепка из пластилина 10 на плоскости. Лепка из пластилина на 6 плоскости. «Рябиновое дерево». 2 «Тюлень на льдине». 2 «Рыбка Немо». 2 Лепка из пластилина на 4 плоскости с использованием других материалов. Аппликация из картона и 2 шарикового пластилина«Рыбка». Аппликация из картона и 2 пластилина «Розовый фламинго». 11. Аттестационные 2 занятия. Подведение итогов. Планы 2 на будущее. Итого: 144 ч. 0.5 0.5 5 1.5 1.5 9 3 7 1 0.5 0.5 0.5 0.5 2 1 1.5 1.5 1.5 1.5 2 1 1 1 1 3 7 2 4 0.5 0.5 1 1 1.5 1.5 1 3 0.5 1.5 0.5 1.5 - 4 - 2 37 ч. 107 ч.