Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»
Рабочая программа элективного курса
«Сложные вопросы истории» для 10
класса
Учитель: Чмыхова Лариса Петровна
с. Белый Яр
2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
1. Историко – культурного стандарта.
2. Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории.
Базовый уровень.
Программа курса рассчитана на 35 учебных часа (недельная нагрузка – 1 час).
Рабочая программа имеет следующую структуру: пояснительную записку,
календарно - тематическое планирование.
Общая характеристика курса.
Курс способствует обогащению социального опыта учащихся при изучении и
обсуждении наиболее сложных и противоречивых процессов в развитии
российского общества с древнейших времен до начала 20 века. Ключевую роль
играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики
общественных процессов, специфики возникновения и развития различных
мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
Развивающий потенциал системы курса связан с переходом от изучения
фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе –
к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается
развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения
и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися
собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории
России. Изучение материала основывается на проблемно-хронологическом подходе.
Планируемые результаты освоения курса «Противоречивые вопросы
истории»:
Личностные результаты.
1. Складывание российской идентичности, способности к осознанию
российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма,
готовности к служению Отечеству, его защите.
2. Формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважения к государственным символам.
3. Воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Метапредметные результаты:
1. Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.
2. Оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели.
3. Сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения
целей ресурсы.
4. Организовывать
эффективный поиск ресурсов для достижения
поставленной цели.
5. Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые задачи.
6. Приводить критические аргументы как в отношении собственного
суждения, так и в отношении действий и суждений другого.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
1. Владеть системными историческими знаниями, служащими основой для
понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации)
событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории.
2.Характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в
мировом сообществе.
3. Определять исторические предпосылки, условия, место и время создания
исторических документов.
4. Использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа
историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее
систематизации и представления в различных знаковых системах.
5. Определять причинно-следственные, пространственные, временные связи
между важнейшими событиями (явлениями, процессами).
6. Раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России,
определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам
исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о
достижениях историографии.
7. Критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие
человечества.
8. Изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на
основе комплексного использования энциклопедий, справочников.
9. Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности
исторических личностей и политических групп в истории.
10. Самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к
конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате
исследовательских раскопок.
11. Давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с
периодизацией, изложенной в историкокультурном стандарте), проводить
временной и пространственный анализ.
Обучающийся получит возможность научиться:
1. Использовать
принципы
структурно-функционального,
и
пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и
сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов
исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных
суждений.
2. Анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и
оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на
фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации.
3. Устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные
связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической
ситуации;
4. Работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать
документальную базу по исторической тематике; оценивать различные
исторические версии.
5. Исследовать с помощью исторических источников особенности
экономической и политической жизни Российского государства в контексте
мировой истории XX в.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Русь в IX – начале XII вв. Происхождение государственности у восточных
славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства.
Норманская и антинорманская теории. Контакты с культурами Запада и Востока.
Влияние Византии.
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. Включение русских
земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда.
Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с
крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Александр Ярославич Невский.Борьба за политическую гегемонию в СевероВосточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориальногеографические причины превращения Москвы в центр объединения русских
земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против
ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на
Руси.Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало
распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств.
Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества
Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви. Культурное развитие
русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних
факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и
белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской
народности.
Российское государство во второй половине XV – XVII вв. Установление
царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание
идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословнопредставительной монархии. Развитие поместной системы. Установление
крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение
территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского
государства. Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские
группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против
агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России.
Восстановление независимости страны. Земской собор 1613 г. и восстановление
самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства
в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири.
Участие России в войнах в XVII в. Юридическое оформление крепостного права.
Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка,
образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения
в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение.
Старообрядчество. Культура народов Российского государства во второй половине
XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы
зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало
книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики.
Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте
и нравах. Крестьянский и городской быт. Особенности русской традиционной
(средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия
о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса
модернизации в России.
Россия в XVIII – середине XIX вв. Петровские преобразования. Реформы
армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма.
Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи.
Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского
абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и
привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление
сословного строя. Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в.
Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в
обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной
идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский
утопический социализм. Особенности экономического развития России в XVIII –
первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало
промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение
социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в
условиях развертывания модернизации. Превращение России в мировую державу.
Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши.
Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в
антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн.
Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в
Священном союзе. Крымская война.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№
п/п
1
2
3-4
5
б
7-8
9-10
1112
13
1415
1б17
18
19
20
21
22
2324
25
2б-
Тема занятия
Особенности Становления и развития российской
цивилизации. Проблемы
периодизации российской истории.
Образование древнерусского государства и роль
варягов в этом процессе
Реформаторы Киевской Руси
Кол-во
часов
1
1
2
Существование древнерусской народности и
восприятие наследия древней
Руси как общего фундамента истории России
Исторический выбор Александра Невского в
пользу подчинения русских
земель Золотой орде;
Причины возвышения Москвы, политика первых
московских князей по
отношению к ордынским ханам и правителям
других русских земель
Роль Ивана IV Грозного в российской истории;
1
Попытки ограничения власти главы государства в
период Смуты и в эпоху
дворцовых переворотов, возможные причины
неудач этих попыток
Присоединение Украины к России (причины и
последствия);
Фундаментальные особенности социального и
политического строя России
(крепостное право, самодержавие) в сравнении С
государствами Западной Европы;
Реформаторы Московской Руси.
2
Причины, особенности, последствия и цена
Петровских преобразований
Сущность политики просвещенного абсолютизма
и ее последствия
Екатерина Великая и её реформаторская
деятельность.
Правление АлександраI и отечественная война
1812 г. оценка движения декабристов
Личность и правление Николая 1 в оценке
отечественных историков.
Реформы и реформаторы первой половины XIX
века.
оценка крестьянской реформы 18б 1 г. в
исторической науке
Великие реформы Александра 11.
1
1
2
2
1
2
2
1
1
1
1
2
1
2
План
Факт
27
28
2930
3132
33
3435
Народники: герои или преступники?
«Восточный вопрос» в истории России
1
2
Характер общественного движения XIX- начала
XX в. и оценка его роли в истории России.
С. Ю.Витте : человек и политик.
Оценка роли России в системе международных
отношений в XIX – начале ХХ вв.
1
1
2