Положение о порядке внутришкольного контроля

Принято Педагогическим советом
протокол от 30.08.2022г. № 4

УТВЕРЖДЕНО:
приказом и.о. директора
МБОУ «Белоярская СШ»
от 31.08.2022 № 77/6

Положение о порядке внутришкольного контроля
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
1.2.
Внутришкольный контроль (далее - ВШК) – главный источник информации и
диагностики состояния образовательной деятельности, основных результатов деятельности
МБОУ «Белоярская средняя школа» (далее – школа). Под внутришкольным контролем
понимается
проведение
администрации
школы
наблюдений,
обследований,
осуществленных в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за
соблюдением работниками нормативно-правовых актов.
1.3. Положение о внутришкольном контроле рассматривается на педагогическом совете
Лицея, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения и утверждается
директором школы.
2. Цели и задачи ВШК
2.1. Цель ВШК - совершенствование и стимулирование развития профессионального
мастерства педагогических работников, основанное на демократическом взаимодействии
администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение
эффективности образовательной деятельности.
2.2. Задачи внутришкольного контроля:
выявление
соответствия
существующих
условий
реализации
основной
образовательной программы (ООП) нормативным требованиям ФГОС;
оценка (проверка) уровня достижения планируемых результатов освоения
учащимися основной образовательной программы конкретного уровня образования;
изучение учащихся на основе разностороннего диагностирования;
анализ результатов деятельности педагогических работников по реализации ООП для
своевременного оказания им методической помощи, в том числе по формированию у
учащихся универсальных учебных действий;
выявление отрицательных и положительных тенденций в организации
образовательной деятельности и разработка предложений по их устранению;
изучение и оценка эффективного опыта работы реализации ФГОС;
информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений,
обоснованное прогнозирование образовательной деятельности.
2.2. Направления контроля:
контроль результатов освоения учащимися основной образовательной программы
соответствующего уровня образования;

контроль соответствия структуры и содержания основной образовательной
программы (и вносимых в нее изменений) требованиям ФГОС;
контроль условий реализации основной образовательной программы (кадровых,
материально-технических, психолого-педагогических,
информационно
методических и других).
3. Функции и структура ВШК
3.1. Сформулированные цели и задачи внутришкольного контроля позволяют определить
функции ВШК в условиях работы по ФГОС:
информационно-аналитическая - получение информации
о
состоянии
образовательной деятельности и условиях её организации, ее анализ для принятия
целесообразных управленческих решений;
контрольно-диагностическая – оценка ситуации в сопоставлении реального
положения дел и нормативов (к которым относятся, например, планируемые
результаты освоения основной образовательной программы, требования к условиям
реализации ФГОС);
коррективно-регулятивная – реализация механизмов (на основе полученной
информации и ее оценки) внесения изменений в существующие планы и программы,
содержание образования и используемые педагогические технологии; получение
обратной связи;
стимулирующе-развивающая – превращение контроля в инструмент развития
профессионального личностного потенциала педагогических работников и общего
развития обучающихся;
планово-организационная – составление (разработка, структурирование) плана
внутришкольного контроля и графика его реализации.
3.2. Принципы эффективного ВШК, которые в условиях реализации ФГОС получают
следующую интерпретацию:
стратегической направленности контроля, связанной с признанием основной
образовательной программы конкретного уровня образования приоритетным
документом, ведущим механизмом и нормативом реализации современных
требований к образовательной деятельности;
адекватности методов ВШК его объекту и ситуации, учитывая тенденции развития
процесса контроля: от оценки состояния к оценке изменений, динамики; от внешней
оценке - к внутренней (самооценке, рефлексии); от количественной - к качественной;
от оценки знаний – к оценке УУД;
опоры на нормативные документы (показатели), обусловливающие ясность по
критериям, среди которых федеральный государственный образовательный стандарт,
планируемые результаты освоения основной образовательной программы, рабочие
программы по учебным предметам, курсам, дисциплинам и другие;
своевременности, простоты и экономичности контроля, предусматривающих отказ
субъектов ВШК от перегрузки, избыточности; связанных с принятием позиции

«контроль как средство, а не конечная цель); социальной значимости контроля, его
направленности на развитие, поддержку, квалифицированную помощь и
сопровождение учащихся и педагогических работников;
объективности, максимальной независимости от субъективных влияний на этапах
сбора, хранения и обработки информации, что достигается опорой на нормативные
показатели, использованием совокупности разнообразных методов контроля;
гуманности и демократичности контроля, включая психологический комфорт,
гласность, учет индивидуальных особенностей учащихся и педагогических
работников, открытость критериев и методов проводимого ВШК;
полноты и достаточности, соответствия объема информации потребностям
внутришкольного управления для принятия обоснованного решения на основе оценки
ситуации;
ориентации на повышение эффективности деятельности педагогических кадров с
учетом того, что ВШК является одним из важнейших механизмов управления
качеством педагогической деятельности и
развития
педагогических и
управленческих кадров.
4. Методы ВШК
4.1. При оценке деятельности педагога в ходе ВШК учитывается:
выполнение ФГОС в полном объеме (прохождение материала, проведение
практических работ, контрольных работ);
уровень сформированности УУД;
уровень сформированности ключевых компетентностей;
владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;
дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения; совместная
деятельность учителя и учащегося; наличие положительного эмоционального
микроклимата;
умение отбирать
содержание учебного
материала (подбор
дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала,
направленного на усвоение учащимися системы знаний);
способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному
контролю результатами педагогической деятельности;
умение корректировать свою деятельность; умение
обобщать, систематизировать свой опыт.
4.2. Методы контроля деятельности педагога:
анкетирование;
тестирование; опрос;
собеседование;
наблюдение; изучение
документации;
анализ уроков; беседа; результаты
деятельности учащихся,
мониторинг.

4.3. Методы контроля результатов образовательной деятельности:
наблюдение;
устная
проверка знаний;
письменная проверка знаний (компетентностные проверочные
работы); комбинированная проверка; беседа, анкетирование,
тестирование; зачет, сдача реферата, проектная деятельность;
проверка документации.
5. Порядок организации, осуществления и подведения итогов ВШК
5.1. ВШК может осуществляться в виде плановых или внеплановых проверок.
5.1.1. ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным
планом, который является частью плана работы Лицея на учебный год. План ВШК
доводится до педагогического коллектива в начале учебного года на педагогическом совете.
ВШК осуществляется директором и его заместителями с целью проверки успешности
обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
учащихся.
5.1.2. ВШК в виде внеплановых проверок осуществляется в целях установления фактов
и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях учащихся и (или) их родителей
(законных представителей), организаций, урегулирования конфликтных ситуаций между
участниками образовательных отношений.
5.2. Правила осуществления ВШК:
ВШК осуществляет директор или по его приказу заместители по
учебновоспитательной работе, руководители школьных методических объединений;
при проведении внеплановых проверок в случае установления фактов и сведений о
нарушениях, указанных в обращениях учащихся и (или) их родителей (законных
представителей): заявлениях, предложениях и жалобах, может издаваться приказ о
вынесении дисциплинарного взыскания;
при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения
учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В случае установления цели
контроля о готовности класса и учителя к уроку – без предварительного
предупреждения.
5.3. Результаты ВШК оформляются в виде справки. Итоговый материал должен содержать
основание, цели ВШК, аналитическую информацию, констатацию фактов, выводы и при
необходимости предложения.
5.4. Педагог должен быть ознакомлен с результатами ВШК под подпись. При этом он вправе
сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по
отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию профкома гимназии.
5.5. Результаты ВШК рассматриваются на заседаниях педагогического совета, на
совещаниях при заместителе директора, на заседаниях школьных методических
объединений .
5.6. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие
решения:
о проведении повторного контроля;

о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц с изданием
приказа;
о поощрении работников с изданием приказа;
иные решения в пределах своей компетенции.
6. Характеристика основных видов ВШК
6.1.
Предварительный
контроль
предусматривает
анализ
готовности
педагогических работников к выполнению предстоящей работы и оказание им на стадии
подготовки необходимой методической помощи. В этом случае предметом анализа могут
стать: планы, программы, проекты; поурочные разработки уроков «под ФГОС» (план
конспекты уроков), календарно-тематическое планирование по учебным предметам,
созданные на основе примерных с учетом требований; программы внеурочной деятельности
и курсов по выбору, факультативов.
6.2.
Текущий
контроль проводится
в
течение
любого
отрезка времени образовательной деятельности.
6.3. Тематический контроль предполагает анализ конкретного направления
деятельности школы или педагогического работника, прохождения определенной учебной
темы. Объектом особого внимания в этом случае становится изучение условий
(организационных, методических, дидактических), обеспечивающих достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов в рамках конкретной темы.
6.4. Итоговый контроль связан с изучением промежуточных результатов
образовательного процесса (в конце триместра, учебного года, после изучения большого
раздела программного материала) с учетом планируемых результатов освоения основной
образовательной программы.
6.5. Персональный контроль предусматривает длительное изучение работы
отдельного педагогического работника в условиях реализации ФГОС и оказание ему
необходимой методической помощи. В ходе персонального контроля изучается:
знание современных достижений психологической и педагогической науки (в том
числе в области системно-деятельностного подхода); концепций, лежащих в основе
стандарта второго поколения;
уровень профессионального мастерства, обусловливающий эффективность
формирования УУД, достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы;
владение формами и методами обучения, инновационными педагогическими и
информационно-коммуникационными технологиями, адекватными требованиям
ФГОС; результаты образовательной и методической деятельности в рамках
реализации основной образовательной программы.
При осуществлении персонального контроля руководитель школы имеет право:
знакомиться с документацией, которую ведет педагог в соответствии с
функциональными обязанностями (рабочими программами, планами воспитательной
работы, поурочными планами, протоколами родительских собраний);
изучать практическую деятельность педагога через посещение уроков, внеурочных
мероприятий, факультативов и т. д.;

•
•
•
•
•
•
•
•
•

осуществлять социологические, психологические и педагогические исследования, в
т. ч. в форме анкетирования и тестирование родителей и педагогов;
делать выводы и принимать управленческие решения по результатам проведения
контроля.
Проверяемый педагог имеет право:
знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности; знать цель,
содержание, виды, формы и методы контроля; своевременно знакомиться с
выводами и рекомендациями администрации; обратиться в конфликтную
комиссию при несогласии с результатами контроля.
6.6. Классно-обобщающий контроль предусматривает комплексное изучение деятельности
конкретного класса (или параллели) и работы с ним педагогического коллектива. В ходе
классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебновоспитательной работы в отдельном классе или классах:
деятельность всех учителей;
включение учащихся в познавательную деятельность;
привитие интереса к знаниям;
стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании,
самоопределении;
сотрудничество учителя и учащихся;
социально-психологический климат в коллективе;
уровень сформированности у учащихся класса (параллели) планируемых результатов
освоения основной образовательной программы;
качество преподавания в ходе урока и во внеурочной деятельности;
качество работы классного руководителя с учетом программ воспитания и развития
школьников, здоровьесбережения, коррекционной работы в рамках основной
образовательной программы.
Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам
проблемно-ориентированного анализа, с учетом итогов триместров или учебного года.
Сроки данного вида контроля определяются в соответствии с объемом изучения ситуации,
адекватным выявленным проблемам. Члены педагогического коллектива предварительно
знакомятся с объектами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с
планом работы гимназии. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся
мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы,
родительские собрания, совещания при совете органа государственно-общественного
управления.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».