Принято
педагогическим Советом
протокол от 27.03.2025 №5
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «Белоярская СШ»
от 27.03.25 № 84
Принято с учётом мнения
Совета родителей
протокол от 24.03.2025 №1
Принято с учётом мнения
Совета учащихся
протокол от 24.03.2025 №2
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
лагеря дневного прибивания детей
«Радужное творчество»
Белый Яр, 2025 г.
Наименование
программы
Автор программы
Название организации
Направленность
программы
Цель и задачи
программы
Сроки реализации
Место проведения
Целевые группы
Информационная карта программы
Программа летнего пришкольного лагеря с дневным
пребыванием детей «Радужное творчество»
Пензина Елена Владимировна, ПДО
Румянцева Влада Евгеньевна, ЗД по ВР
89135409201
lena88penzina@yandex.ru
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение «Белоярская средняя школа»,
РХ, с. Белый Яр, ул. Советская 4Д
Социально-педагогическая
Цель программы:
Формирование патриотизма, сознательного отношения к
культуре, искусству, науке и профессиям Алтайского
района и России через реализацию сюжетно-ролевой игры
«Радужная тропа».
Задачи программы:
- Расширить представления детей об Алтайском районе и
Республике Хакасия.
- Развивать интерес к познавательной и исследовательской
деятельности через практическое участие в социальных,
трудовых, игровых и творческих проектах.
-Способствовать
развитию
навыков
общения,
инициативы, толерантности и активной жизненной
позиции в разновозрастных группах.
-Формировать мотивацию к образованию и выбору
профессий через знакомство с миром труда.
-Воспитывать
уважение к духовно-нравственным
ценностям и традициям народов России.
Реализация программы будет проведена в течение 1 смены
2025 года (27.05.2025 – 22.06.2025)
МБОУ «Белоярская СШ»
Возраст детей – от 7 до 17 лет.
Из них: опекаемые дети, проживающие в малоимущих
семьях, дети с отклонениями в поведении, дети,
достигшие особых успехов в изучении отдельных
предметов. В программе лагеря предусмотрено участие
профильных отрядов (отряд Юных Инспекторов
Дорожного Движения, отряд Юных Помощников
Пожарных, педагогический отряд). Эти отряды включены
в общую жизнь лагеря по Радужной тропе, но ежедневно
по отдельному плану, охвачены особыми отрядными
делами или профильной программой, что позволяет детям
и
подросткам
целенаправленно
развиваться
в
пространстве своих интересов и ориентированной на эти
интересы
познавательно-творческой,
проектно
исследовательской деятельности.
Для реализации программы в лагере работают
творческие объединения по дополнительным программам
«Мелодия», «Звездочки», «Мир фантазий», «Город
мастеров»,
«Экомоделирование»;
спортивные
География
участников
Основные
направления
программы
Ожидаемые
конечные
результаты
объединения
по
дополнительным
программам
«Кикбоксинг», «Настольный теннис», «Гиревой спорт»,
«Эстетическая гимнастика», «Чир спорт», «Футбол» и др.
Учащиеся МБОУ «Белоярская СШ»
Патриотическое
Художественно-эстетическое
Спортивно-оздоровительное
Культурно-нравственное
Экологическое
Эстетическое
Краеведческое
Досуговое
Дополнительное образование
-Формирование патриотизма и уважения к культуре
Хакасии.
-Развитие
навыков
общения,
инициативы,
исследовательской деятельности.
-Повышение мотивации к образованию и выбору
профессии.
-Укрепление здоровья и социальных компетенций.
I. Общие положения
1.1.Программа воспитательной работы лагеря дневного пребывания детей «Радужное
творчество» (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от
28.12.2024 №543-ФЗ и на основании Федеральной программы воспитательной работы для
организаций отдыха детей и их оздоровления, утвержденной Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации №209 от 17.03.2025.
Данная Программа обеспечивает единство воспитательного пространства, ценностноцелевого содержания воспитания и воспитательной деятельности в организациях отдыха
детей и их оздоровления.
Программа направлена на сохранение и укрепление традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России1.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей
участников, направлена на формирование у них патриотизма, социальной ответственности
и уважения к многообразию культур народов России, а также развитие личностных качеств,
способствующих успешной социализации, формированию экологического сознания и
эстетического вкуса, развитию способностей к самовыражению в различных видах
творчества и уважительного отношения к труду, укреплению ценности семьи, дружбы,
труда и знаний, поддержанию физического и психологического здоровья.
Методологической основой разработки и реализации Программы воспитательной
работы являются два основных подхода: системно-деятельностный и аксиологический.
Системно-деятельностный подход подразумевает организацию воспитательной
деятельности, в которой главное место отводится активной, разносторонней,
самостоятельной познавательной деятельности ребенка и специальным образом
организованной совместной деятельности детей, вожатых и педагогических работников в
условиях временного детского коллектива или временных детских групп, развитию их
субъектной позиции.
Аксиологический подход подразумевает систему педагогических техник и методов,
которые способствуют развитию у детей и молодежи нравственных качеств, ценностного
восприятия мира, пониманию места ценностей в окружающей действительности,
формированию стремления к непрерывному саморазвитию.
Программа основана на сюжетно-ролевой игре «Радужная тропа», вдохновлённой
традициями и культурой Алтайского района. Название «Радужная тропа» символизирует
многообразие культур, профессий и возможностей, которые открываются детям в лагере.
Игра погружает участников в путешествие по «станциям» Алтайского района, где они
знакомятся с историей, природой, ремёслами и профессиями региона. Новизна программы
заключается в интеграции современных воспитательных подходов (инклюзивность,
взаимодействие с Движением Первых) с традиционной хакасской культурой.
1.2.Принципы реализации Программы:
- принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
- принцип системности, непрерывности и преемственности воспитательной
деятельности;
- принцип единства концептуальных подходов, методов и форм воспитательной
деятельности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и их
групп;
- принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей;
- принцип реальности и измеримости итогов воспитательной деятельности.
II. Целевой раздел Программы
Целью Программы является формирование патриотизма, сознательного отношения к
культуре, искусству, науке и профессиям Алтайского района и России через реализацию
сюжетно-ролевой игры «Радужная тропа».
Задачам Программы:
- Расширить представления детей об Алтайском районе и Республике Хакасия.
- Развивать интерес к познавательной и исследовательской деятельности через
практическое участие в социальных, трудовых, игровых и творческих проектах.
- Способствовать развитию навыков общения, инициативы, толерантности и
активной жизненной позиции в разновозрастных группах.
- Формировать мотивацию к образованию и выбору профессий через знакомство с
миром труда.
- Воспитывать уважение к духовно-нравственным ценностям и традициям народов
России.
При реализации цели Программы учитываются возрастные особенности участников
смен лагерь дневного пребывания детей «Радужное творчество»:
7 - 10 лет — дети младшего школьного возраста;
11 - 14 лет — дети среднего школьного возраста;
15 - 17 лет – дети старшего школьного возраста.
Конкретизация цели воспитательной работы применительно к возрастным
особенностям детей позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты:
В воспитании детей младшего школьного возраста целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения участниками социально значимых знаний —
базовых норм поведения и культурно-исторических традиций общества. Воспитание в этом
возрасте направлено на формирование у детей представлений о гражданских, нравственных
и эстетических ценностях, развивает чувство принадлежности к семье, коллективу и Родине.
В воспитании детей среднего школьного возраста целевым приоритетом является
создание условий для развития социально значимых и ценностных отношений.
Воспитательная работа в этом возрасте направлена на формирование самостоятельности в
принятии решений, осознанного отношения к гражданским обязанностям, уважения к
традициям и культурным ценностям, развивает способность к социальной активности и
навыки взаимодействия с окружающими.
Воспитание детей старшего школьного возраста ориентировано на создание условий
для приобретения опыта в осуществлении социально значимых действий и инициатив.
Целевым приоритетом является развитие гражданской зрелости, осознанного выбора
жизненных и профессиональных направлений, формирование ответственности за свои
поступки и готовности к активному участию в общественной жизни, а также уважение к
правам и обязанностям гражданина.
Разделы Программы раскрывают особенности формирования содержания
воспитательной работы, а блоки «Мир», «Россия», «Человек» определяют ключевые
сквозные векторы содержания инвариантных и вариативных модулей в воспитательной
работе лагеря дневного пребывания детей «Радужное творчество».
III. Содержательный раздел
3.1.В основу каждого направления воспитательной работы в лагере дневного пребывания
детей «Радужное творчество» заложены базовые ценности, которые способствуют
всестороннему развитию личности и успешной социализации в современных условиях.
Основные направления воспитательной работы лагеря дневного пребывания детей
«Радужное творчество» включают в себя:
- гражданское воспитание: формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к многонациональному
народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина
Российской Федерации;
- патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и уважения к
другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
- духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам
труда (своего и других людей), ориентации на развитие самостоятельности, трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся
результатов в труде, профессиональной деятельности;
- физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия: компонент здоровьесберегающей работы, создание
благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной и безопасной
организации оздоровительного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной
работы, рационального питания, создание безопасной среды, освоение детьми норм
безопасного поведения в природной, социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей; познавательное направление воспитания: стремление
к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию с учетом
личностных интересов и общественных потребностей.
Программа основана на сюжетно-ролевой игре «Радужная тропа», которая погружает детей
в путешествие по Алтайскому району. Участники становятся «путешественниками»,
возглавляемыми «Навигаторами» (вожатыми), и проходят «станции», каждая из которых
соответствует тематическому направлению:
- Станция «Культурная»: знакомство с поэзией, музыкой, ремёслами Хакасии.
- Станция «Природная»: экологические акции, экскурсии, изучение природы района.
- Станция «Спортивная»: соревнования, игры, пропаганда здорового образа жизни.
- Станция «Профессиональная»: профориентационные мероприятия, встречи с
профессионалами.
- Станция «Патриотическая»: мероприятия, посвящённые истории и героям России.
- Станция «Творческая»: театральные постановки, конкурсы, мастер-классы.
Путешествие длится 21 день, ориентируясь на «Радужную звезду» – символ
достижений, вдохновлённый ценностями: Радость, Активность, Дружба, Успех,
Жизнелюбие, Находчивость, Яркость. В конце смены команда, набравшая больше
«Радужных звёзд», получает награду.
Последовательность реализации сюжетно-ролевой игры
Игровая модель: каждый отряд – команда «путешественников», возглавляемая
Навигатором. Ежедневно отряды проходят тематические станции, участвуя в мероприятиях
согласно плану-сетке (Приложение №1). В конце дня на «Радужном совете» подводятся
итоги, и лучшая команда получает «Радужную звезду», которая отображается на экране
соревнования в фойе школы.
Словарь смены:
- Лагерь – «Радужный караван»;
- Отряд – команда путешественников;
- Дети – экипаж;
- Вожатые – навигаторы;
- Лидеры (школьники) – проводники;
- Педагоги – капитаны;
- Начальник лагеря – главный навигатор.
Система стимулирования:
- Ежедневно команды получают «Радужные звёзды» за активность в конкурсах, играх
и коллективных делах.
- В фойе школы размещён экран соревнования «Радужный путь», где отображаются
достижения отрядов.
- Каждый отряд оформляет уголок с флагом, девизом, эмблемой и списком
достижений.
Формы мероприятий:
- Игры (подвижные, интеллектуальные, ролевые);
- Экскурсии (музей, пожарная часть);
- Театрализованные представления, концерты;
- Спортивные соревнования, викторины;
- Экологические акции, конкурсы рисунков;
- Кружковая работа (библиотека, музей, творческие студии).
3.2.Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение».
Комплексная работа педагога-психолога включает в себя вариативность направлений
психолого-педагогического сопровождения детей на протяжении всего периода их
пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления: сохранение и укрепление
психического здоровья детей; содействие в раскрытии творческого потенциала детей и их
способностей, выявление и психологическая поддержка одаренных детей, детей с особыми
образовательными потребностями; психолого-педагогическая поддержка детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, детей ветеранов боевых действий; детей
участников (ветеранов) специальной военной операции; формирование коммуникативных
навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений.
Формы психолого-педагогического сопровождения: консультирование, диагностика,
профилактика, просвещение.
3.3. Модуль «Детское самоуправление».
На уровне организации отдыха детей и их оздоровления: Добровольность включения
детей в разработку, подготовку общих дел, организацию жизни лагеря.
Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в творческие,
развивающие, интеллектуальные виды деятельности.
Информирование о результатах конкурсов, об условиях участия в том или ином деле.
Организация различных видов стимулирования детей, многообразие предлагаемых видов
деятельности. Учет возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих
обеспечению успешной самореализации ребенка. Создание ситуации успеха в избранных
ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и
предложениям членов отряда, представляющих интересы отряда в общих делах
организации отдыха детей и их оздоровления, при взаимодействии с администрацией
организации отдыха детей и их оздоровления.
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции детей направлена на формирование у детей ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, вовлечение их в совместную деятельность в воспитательных
целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности детей строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех детей о награждении,
проведение награждений в присутствии значительного числа детей); соответствия
символов и процедур награждения укладу организации отдыха детей и их оздоровления,
качеству воспитывающей среды, символике организации отдыха детей и их оздоровления;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур); регулирования частоты награждений
(недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых);
сочетания индивидуального и коллективного поощрения в целях стимулирования
индивидуальной и коллективной активности детей, преодоления межличностных
противоречий между детьми, получившими и не получившими награды;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить
стимулирующее действие системы поощрения).
Система поощрения в организации отдыха детей и их оздоровления включает в себя
набор педагогических средств, приемов, методов, обеспечивающих стимулирование
индивидуального развития ребенка и коллективного роста отряда. Поощрение детей в
проявлении активности в жизни лагеря, вручение наград, дипломов за участие и победу в
конкурсных мероприятиях.
3.4. Модуль «Инклюзивное пространство».
Инклюзивное образовательное пространство строится как комфортная и доступная
среда для детей с особыми образовательными потребностями и направлено на
социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ),
инвалидностью и адаптацию их в самостоятельной жизни. При организации инклюзивного
пространства создаются особые условия: организационное обеспечение (нормативноправовая база); материально-техническое обеспечение, включая архитектурную
доступность; кадровое обеспечение, в том числе комплексное психолого-педагогическое
сопровождение ребенка с ОВЗ, инвалидностью на протяжении всего периода его
пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления; программно-методическое
обеспечение (реализация адаптированных образовательных программ, программ
коррекционной работы).
Специальными задачами воспитания детей с особыми образовательными
потребностями являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в организации отдыха
детей и их оздоровления; формирование доброжелательного отношения к детям и их
семьям со стороны всех участников воспитательного процесса; построение воспитательной
работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
При организации воспитания детей с ОВЗ, инвалидностью следует ориентироваться
на:
формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с
использованием соответствующих возрасту и физическому и (или) психическому
состоянию методов воспитания; создание оптимальных условий совместного воспитания
детей с особыми образовательными потребностями и их сверстников с использованием
вспомогательных технических средств коллективного и индивидуального пользования и
педагогических приемов, организацией совместных форм работы вожатых, воспитателей,
педагогов-психологов, учителей-логопедов,; личностно-ориентированный подход в
организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными
потребностями.
Ключевым условием создания инклюзивного пространства является равноправное
включение в общий воспитательный процесс всех участников смены (детей с ОВЗ, детей с
особыми образовательными потребностями, их нормативно развивающихся сверстников,
воспитателей, вожатых, педагогов-психологов, учителей-логопедов).
3.5. Модуль «Профориентация».
Воспитательная
деятельность
по
профориентации
включает
в
себя
профессиональное просвещение, диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб и осуществляется через:
экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области
профориентации, представителями разных профессий, дающие детям начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих
эти профессии.
3.6 Модуль «Коллективная социально значимая деятельность в Движении
Первых».
Данный модуль содержит в себе взаимодействие с Движением Первых с целью
формирования у детей представления о назначении Движения Первых, о его месте и роли в
достижении приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном
вкладе в социально значимую деятельность. Предусмотрено включение в Программу
воспитательной работы следующих форматов:
мотивационная встреча «равный-равному» способствует формированию активной
жизненной позиции и уверенности в себе у участников смены на примере успеха
ровесника; волонтерские мастер-классы — проведение занятий и встреч для знакомства
детей с принципами, направлениями волонтерства и его историей; организация
мероприятий для младших отрядов старшие дети помогают в организации игр,
представлений и праздников для младших, что развивает навыки заботы о других и
лидерские качества.
Вариативные содержательные модули.
3.7. Модуль «Экскурсии».
Для
детей
и
подростков
организуются
тематические
экскурсии:
профориентационные, экскурсии по памятным местам, в музей.
На экскурсиях, создаются благоприятные условия для воспитания у детей
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков безопасного
поведения в природной среде, самообслуживающего труда, обучения рациональному
использованию своего времени, сил и имущества.
Особую популярность завоевали экскурсии, проводимые в краеведческом музее,
которые стали возможными благодаря плодотворному сотрудничеству с муниципальным
бюджетным учреждением культуры – краеведческим музеем Алтайского района.
Помимо этого, пожарная часть Алтайского района активно участвует в организации
познавательных экскурсий для детей, посещающих пришкольные летние лагеря. Эти
мероприятия позволяют ребятам не только расширить свой кругозор и узнать много нового
об истории родного края, но и получить ценные знания о работе пожарных и правилах
безопасности.
Партнерские отношения с краеведческим музеем и пожарной частью позволяют
разнообразить программу летнего отдыха детей и подростков, предлагая им интересные и
полезные формы досуга.
3.8. Модуль «Кружки и секции».
Дополнительное образование детей в организации отдыха детей и их оздоровления
реализуется через деятельность кружковых объединений, секций, студий, дополняющих
программы смен в условиях организации отдыха детей и их оздоровления.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования в рамках
шести направленностей дополнительных общеразвивающих программ: социальногуманитарная; художественная; естественнонаучная; техническая; физкультурноспортивная.
При планировании и реализации содержания программы воспитательной работы
лагеря дневного пребывания детей «Радужное творчество» обеспечивается интеграция
смысловой основы и единых воспитательных линий, включая каждое пространство, в
котором ребенок совместно с коллективом реализует и развивает свои способности. Уровни
реализации содержания включают в себя:
При планировании и реализации содержания Программы используются следующие
уровни воспитательной работы:
Общелагерный уровень, который определяет установки содержания и демонстрацию
ценностного отношения по каждому из смысловых блоков: «Мир», «Россия» (включая
региональный компонент), «Человек». Каждая встреча всех участников смены, включая все
направления и всех специалистов, представляет собой совместное «проживание»
участниками эмоционального опыта, способствующего принятию ценностей,
определяющих воспитательный компонент.
Межотрядный уровень, который позволяет расширить спектр коммуникативного
пространства для ребенка. События организуются исходя из возрастных особенностей и
предполагают реализацию содержания по нескольким отрядам (дружинам). Одной из
эффективных и универсальных форм работы на данном уровне является гостевание отрядов
(«отряд в гостях у отряда»), которое предполагает взаимную подготовку и знакомство друг
друга с особенностями своего уклада.
Групповой уровень, который соотносится с реализацией содержания в формате
объединений детей из разных отрядов в рамках единого выбранного самими детьми
направления: секции, студии и кружки, органы самоуправления на общелагерном уровне.
Особенность работы заключается в разновозрастном формате совместной деятельности.
Отрядный уровень, который является ключевым воспитывающим пространством,
создающим уникальную среду совместного проживания и совместного творчества детей и
взрослых. Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности
обсуждения и принятия решений, создание благоприятной среды для общения;
доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных мероприятий, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями,
давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные
отношения, стать для них наставником, задающим образцы поведения; вовлечение каждого
ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов,
постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и
других;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры,
элементы тренингов на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитные
карточки отрядов;
- предъявление единых требований по выполнению режима и распорядка дня, по
самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут
следовать в организации отдыха детей и их оздоровления, а также символов, названия,
девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность к конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров,
референтных групп, непопулярных детей через наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ
смены, результатов;
- поддержку детских инициатив и детского самоуправления через деятельность
лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда представляющих
интересы отряда в общих делах организации отдыха детей и их оздоровления, при
взаимодействии с администрацией организации отдыха детей и их оздоровления. При
формировании структуры отрядного самоуправления применяется метод чередования
творческих поручений;
- проведение сбора отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний
информационный сбор отряда и другие;
- проведение огоньков (особое межличностное внутригрупповое камерное общение,
отличающееся откровенностью, доброжелательностью, эмпатичностью и поддержкой):
огонек знакомства, огонек организационного периода, огонек-анализ дня, огонек
прощания, тематический огонек, коллективное обсуждение отрядом и педагогами
прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений;
организация коллективно-творческих дел (КТД). КТД как особый тип формы
воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы направлена на
создание нового продукта (творческого продукта), улучшающего окружающую
действительность (основу данной методики составляет коллективная творческая
деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах
организации деятельности от планирования до анализа).
Система индивидуальной работы с ребенком, а также психолого-педагогического
сопровождения детей и подростков в условиях организации отдыха детей и их оздоровления
направлена на создание комфортных условий для развития коммуникативной компетенции
у воспитанников.
IV. Организационный раздел
4.1.Особенности воспитательной работы в лагере дневного пребывания детей
«Радужное творчество» обусловлены прежде всего ресурсным потенциалом,
продолжительностью пребывания ребенка в организации отдыха детей и их оздоровления в
течение дня, его занятостью, в том числе обязательной образовательной или трудовой
деятельностью, а также средой, в которой реализуется Программа.
Для лагеря с дневным пребыванием детей характерны формы работы, не требующие
длительной подготовки, репетиций с участниками. Предпочтение отдается игровым,
конкурсным формам, использующим экспромт в качестве одного из методов. В связи с тем,
что основную часть педагогического коллектива лагеря с дневным пребыванием детей
составляют педагогические работники общеобразовательной организации, в календарном
плане воспитательной работы преобладают привычные для образовательной организации
форматы.
Уклад лагеря дневного пребывания детей «Радужное творчество» задает расписание
деятельности организации и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие
особенности воспитательного процесса. Уклад организации включает ценности, принципы,
нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат
российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие
самобытность организации. На формирование уклада лагеря дневного пребывания детей
«Радужное творчество» влияют региональные особенности: исторические, этнокультурные,
социально-экономические, художественно-культурные, а также тип поселения.
Уклад организации отдыха детей и их оздоровления непосредственно связан с такими
характеристиками, как открытость организации как социальной среды; и вариативность
(разнообразие видов деятельности, подвижность межличностных контактов, интенсивность
отношений); предопределенность законов и традиций.
Элементами уклада являются:
Быт организации отдыха детей и их оздоровления является элементом уклада
повседневной жизни детей, вожатых, сотрудников организации. Быт в нашем пришкольном
летнем лагере дневного пребывания – это тщательно организованная и динамичная система,
направленная на создание комфортной, безопасной и развивающей среды для детей.
Утро начинается с бодрой зарядки на свежем воздухе, которая помогает детям
проснуться и настроиться на активный день. После завтрака, ребята расходятся по отрядам,
где их ждут разнообразные занятия: от спортивных игр и творческих мастер-классов до
интеллектуальных викторин и познавательных экскурсий.
Особое внимание уделяется организации досуга. Вожатые, опытные и энергичные,
постоянно придумывают новые развлечения и мероприятия, учитывая интересы и
возрастные особенности детей. Это могут быть тематические дни, конкурсы, концерты,
театральные постановки и многое другое.
В середине дня предусмотрен полноценный обед, после которого у ребят есть время
для отдыха и спокойных игр. Во второй половине дня занятия продолжаются, с акцентом
на развитие творческих способностей и физической активности.
Перед уходом домой, дети собираются на отрядные «огоньки», где делятся
впечатлениями, подводят итоги дня и планируют мероприятия на будущее. Важным
элементом быта является поддержание чистоты и порядка.
4.2.Материально-техническое обеспечение:
• спортивная площадка школы;
• актовый зал школы для проведения культурно-массовых мероприятий;
• помещения для занятий творческих объединений;
• материалы для оформления и творчества;
• наличие канцелярских принадлежностей;
• настольные игры, спортивный инвентарь, детские игрушки;
• музыкальная аппаратура, видеотехника;
• призы, грамоты для стимулирования.
Корпоративная культура организации отдыха детей и их оздоровления является
элементом уклада и состоит из: миссии организации отдыха детей и их оздоровления,
сформированных ценностей, правил и норм поведения, трудового этикета и стиля
взаимоотношений с детьми и их родителем (родителями) или законным представителем
(законными представителями), внешнего вида сотрудников и детей.
Символическое пространство организации отдыха детей и их оздоровления включает
в себя традиции, правила, легенды, кричалки, песенно-музыкальную культуру, ритуалы и
другие. К символическому пространству относятся информационные стенды для детей и
сотрудников, отрядные уголки, дизайн воспитывающей среды.
К данным мероприятиям относятся поднятие флага, исполнение гимна России,
Республики Хакасия и Алтайского района, что является патриотическим воспитанием и
формированием гражданской идентичности.
реализации Программы:
- флагшток (в том числе переносной), Государственный флаг Российской
Федерации, флаг субъекта Российской Федерации, флаг организации отдыха детей и их
оздоровления (при наличии);
- музыкальное оборудование и необходимые для качественного музыкального
оформления фонограммы, записи (при наличии);
- оборудованные локации для общелагерных и отрядных событий, отрядные места,
отрядные уголки (стенды);
- спортивные площадки и спортивный инвентарь;
- канцелярские принадлежности в необходимом количестве для качественного
оформления программных событий;
- специальное оборудование, которое необходимо для реализации конкретной
программы воспитательной работы, направлений воспитательной деятельности и
направленностей дополнительного образования.
4.3.Реализация Программы включает в себя:
Подготовительный этап включает в себя:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной
работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с
дневным пребыванием детей на базе МБОУ «Белоярская СШ»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
подбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным
пребыванием детей на базе МБОУ «Белоярская СШ»;
разработка необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка,
положение, должностные обязанности, инструкции т.п.).
Организационный период смены связан с реализацией основных задач: адаптация детей к
новым условиям, знакомство с режимом, правилами, укладом организации отдыха детей и
их оздоровления, формирование временный детский коллектив. Содержание событий
организационного периода представлено в инвариантных (обязательных) общелагерных и
отрядных формах воспитательной работы в календарном плане воспитательной работы.
Основной период смены направлен на максимальное развитие личностного потенциала
каждого ребенка посредством коллективной деятельности как на уровне отряда, так и в
иных объединениях. Содержание событий основного периода представлено в
инвариантных (обязательных) общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в
календарном плане воспитательной работы.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских,
организаторских и творческих способностей (Приложение 2);
запуск программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
детей;
формирование органов самоуправления;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
проведение инструктажей.
Итоговый период смены является ключевым этапом для подведения итогов совместной
деятельности, фиксации и принятием участниками смены позитивного опыта и
формированию индивидуальных маршрутов дальнейшего развития потенциала детей,
Содержание событий итогового периода представлено в инвариантных (обязательных)
общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном плане.
Этап последействия включает в себя подведение итогов реализации программы
воспитательной работы, определение наиболее и наименее эффективных форм
деятельности, сопровождение детей и поддержка в реализации идей и личностного
потенциала по возвращении в постоянный детских коллектив посредством обратной связи
или характеристик, направленных или переданных в образовательную организацию.
Анализ воспитательной работы лагеря дневного пребывания детей «Радужное
творчество» осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов
воспитания, личностными результатами воспитанников.
Основным методом анализа воспитательной работы в организации отдыха детей и их
оздоровления является самоанализ с целью выявления основных проблем и последующего
их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов,
который проводится ежегодно для круглогодичного лагеря и по окончании летней
оздоровительной кампании для сезонного.
Анализ проводится совместно с вожатско-педагогическим составом (с заместителем
директора по воспитательной работе, старшим воспитателем, педагогом-психологом,
педагогом-организатором) с последующим обсуждением результатов на педагогическом
совете.
Основное внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством:
реализации программы воспитательной работы в организации отдыха детей и их
оздоровления в целом; работы конкретных структурных звеньев организации отдыха детей
и их оздоровления (отрядов, органов самоуправления, кружков и секций); деятельности
педагогического коллектива; работы с родителем (родителями) или законным
представителем (законными представителями); работы с партнерами.
В течение лагерной смены предусматривается организация всех видов анализа:
проведённого дела, пережитого дня, стиля взаимоотношений, работы органов
самоуправления, участия в жизнедеятельности лагеря.
Итогом самоанализа является перечень достижений, а также выявленных проблем,
над решением которых предстоит работать вожатско-педагогическому коллективу.
Итогом результативности воспитательной работы (самоанализа) может являться
аналитическая справка, являющаяся основанием для корректировки программы воспитания
на следующий год.
4.4.Партнерское взаимодействие с общественными и молодежными организациями
в условиях организации отдыха детей и их оздоровления способствует успешной
реализации Программы, включающей в себя совместную деятельность с различными
образовательными организациями, организациями культуры, спорта, общественными и
молодежными объединениями, иными юридическими лицами, разделяющими в своей
деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада организации.
Эффективность партнерских связей проявляется в обогащении воспитательной
среды лагеря, расширении спектра предлагаемых детям активностей и возможностей для
самореализации. Взаимодействие с движением "Первых" не только позволяет
актуализировать историческую память у подрастающего поколения, но и вовлекает их в
общественно-полезную деятельность, формирует гражданскую позицию. Экскурсии и
тематические встречи в музее Алтайского района способствуют углублению знаний об
истории родного края, формированию чувства патриотизма и уважения к культурному
наследию. Привлечение специалистов пожарной части позволяет в игровой и
познавательной форме ознакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности,
профессией пожарного, воспитывает чувство ответственности и взаимопомощи.
Партнерское взаимодействие создает многоуровневую систему поддержки
организации отдыха и оздоровления детей и способствует более эффективной реализации
Программы воспитательной работы, развитию социальных навыков у детей.
4.5.Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родительским
сообществом - родителями (законными представителями) детей может
предусматривать следующие форматы:
информирование родителя (родителей) или законного представителя (законных
представителей) до начала заезда ребенка в организацию отдыха детей и их оздоровления
об особенностях воспитательной работы, внутреннего распорядка и режима, необходимых
вещах, которые понадобятся ребенку, с помощью информации на сайте организации, в
социальных сетях и мессенджерах.
4.6.Кадровое обеспечение реализации Программы предусматривает механизм
кадрового обеспечения лагеря дневного пребывания детей «Радужное творчество»,
направленный на достижение высоких стандартов качества и эффективности в области
воспитательной работы с детьми:
1.
Директор лагеря -1
2.
Старший вожатый-1
3.
Воспитатели- 24
4.
Медицинский работник -1
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник
лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря
и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы,
соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни
воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности
лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Вожатый – воспитатель проводит воспитательную работу, организует активный отдых
учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за
исполнением программы смены лагеря.
Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным
состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.
Воспитатели организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее
участников.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и воспитатели отвечают за соблюдение правил техники безопасности,
выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в
соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
4.7.Методическое обеспечение реализации Программы предназначено для
специалистов, ответственных за реализацию содержания программы смены.
На основе Федеральной программы воспитательной работы создаются программы
воспитательной работы, после чего формируется программа, календарный план (плансетка) с учетом памятных дат, отражая тип организации, длительность и тематику смены,
игровую модель, интегрируя инвариантные и вариативные модули с опорой на
универсальный для каждой организации отдыха детей и их оздоровления календарный
план.
Для подготовки кадрового состава специалистами, ответственными за реализацию
содержания программы, создается методический комплекс, включающий типовые сценарии
ключевых событий, памятки и инструкции, дидактические материалы, диагностические
материалы.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1.
План-сетка
Сроки
Тематика дня
Ответственные
исполнители
Станция «Культурная»
(духовно – нравственное направление)
1 день
27 мая
вторник
Воспитатели
«День знакомств»
Торжественный подъем
Ст. вожатая
государственного флага Российской
Федерации
Безопасность в школе открытий
(Инструктаж по ТБО и ПДД)
Выборы органа самоуправления в
отрядах. Акция «Мои безопасные
каникулы»
Библиотечный час
Оформление документов в отрядах
Выбор актива, оформление отрядных
уголков: название отряда, речёвка, девиз,
эмблема.
2 день
28 мая
среда
Воспитатели
«День таланта» Открытие лагерной
Ст. вожатая
смены «Школа открытий»
Богатырская разминка (зарядка)
Инструктаж «Правила поведения в
отряде, на игровой площадке».
Минутка здоровья «Правила
питания»
Тренировка по эвакуации, беседа с
персоналом (МЧС)
Творческий час, музыкальный час
«Хакасская музыка –
уникальное сочетание
традиций…»
Кружковая работа. (библиотека, музей).
Отрядные дела.
Игры на свежем воздухе.
3 день
30 мая
пятница
Воспитатели
«День Сказочной Хакасии»
Богатырская разминка (зарядка)
Ст. вожатая
Инструктаж «Правила поведения в
отряде, на игровой площадке».
Минутка здоровья «Правила
питания»
Творческий час
РДК детская игровая дископрограмма «Ура каникулы!»
Конкурс рисунков «Моя любимая
хакасская сказка»
Отрядные дела.
Станция «Природная»
(экологическое направление)
4 день
31 мая
суббота
Воспитатели
«От мечты к открытиям»
Богатырская разминка (зарядка)
Ст. вожатая
Инструктаж «Правила поведения в
отряде, на игровой площадке».
Минутка здоровья «Доктор Здоровое тело»
КТД «Найди клад»
Спортивный час, музыкальный час
Отрядное дело
Игры на свежем воздухе
5 день
1 июня
воскресенье
Воспитатели
«День детства»
Богатырская разминка
Ст. вожатая
Инструктаж «Правила поведения в
отряде, на игровой площадке»
РДК Театрализованное представление
«В гостях у сказки» посвященное
Международному Дню защиты детей.
Спортивный час, музыкальный час
«Дорога детства!»
Акция «Дети-детям» (обмен
сувенирами)
Отрядные дела. Игры на свежем воздухе.
Воспитатели
«День безопасности»
Богатырская разминка
Ст. вожатая
Инструктаж «Правила поведения в
отряде, на игровой площадке»
Минутка здоровья «Гигиена
тела»
6 день
Отрядное дело «Безопасный транспорт».
2 июня
Онлайн урок «Берегись
понедельник
автомобиля» МВД
Конкурс рисунков «Транспорт моей
мечты»
Творческий час
Игровая дискотека.
Игры на свежем воздухе.
Станция «Творческая»
(эстетическое направление)
7 день
4 июня
среда
Воспитатели
«День семьи любви иверности»
Богатырская разминка
Ст. вожатая
Инструктаж «Правила поведения в
отряде, на игровой площадке».
РДК конкурс рисунков на асфальте
«Яркое лето!»
Конкурс рисунков «Моя дружная семья»
Музыкальный час, библиотечный час
Кружковая работа (библиотека, музей)
Отрядное дело
Игры на свежем воздухе
8 день
5 июня
четверг
Воспитатели
«В дружбе наша сила»
Богатырская разминка
Ст. вожатая
Инструктаж «Правила поведения в
отряде, на игровой площадке».
МЧС эстафета «юный пожарный» (на
территории школы)
Библиотечный час, музыкальный час,
творческий час
Кружковая работа (библиотека, музей)
Конкурс рисунков «Я и мой друг»
Отрядное дело
Игры на свежем воздухе
9 день
7 июня
суббота
Воспитатели
«День леса»
Богатырская разминка
Ст. вожатая
Инструктаж «Правила поведения в
отряде, на игровой площадке».
Минутка здоровья «Доктор – правильная
осанка»
КТД «Секреты леса» игра по
станциям/ РДК спектакль «Золотая
рыбка»
Конкурс плакатов «Правила поведения в
лесу»
Спортивный час, творческий час.
Отрядное дело
Игры на свежем воздухе
10 день
8 июня
воскресенье
Воспитатели
«День Туриста»
Богатырская разминка
Ст. вожатая
Инструктаж «Правила поведения в
отряде, на игровой площадке».
КТД Квест «Туристическая тропа». /
РДК спектакль «Золотая рыбка»
Конкурс поделок из пластилина «Наше
лето».
Творческий час
Отрядное дело
Игры на свежем воздухе
11 день
10 июня
вторник
«Это славное слово – учитель»
Богатырская разминка
Инструктаж «Правила поведения в
отряде, на игровой площадке». Беседа
Воспитатели
Ст. вожатая
«Вредным привычкам мы говорим –
НЕТ!»
Театрализация «Я – учитель»
Конкурс сочинений «Письмо моему
любимому учителю»
РДК. Спектакль «Золотая рыбка»
Игровая программа Флешмоб
«Краски лета»
Кружковая работа (библиотека, музей)
Отрядное дело
Игры на свежем воздухе
Станция «Спортивная»
(спортивно–оздоровительное направление)
Воспитатели
Ст. вожатая
12 день
11 июня
среда
«День здорового образа жизни».
Богатырская разминка
Инструктаж «Правила поведения в
отряде, на игровой площадке»
РДК. Спектакль «Золотая рыбка»
Библиотечный час, спортивный час,
творческий час
Кружковая работа (библиотека, музей)
Отрядное дело
Игры на свежем воздухе
13 день
13 июня
пятница
Воспитатели
«День здоровья»
Богатырская разминка (зарядка)
Ст. вожатая
Инструктаж «Правила поведения в
отряде, на игровой площадке»
РДК. Викторина «Умники и умницы»
Творческий час
Кружковая работа
Отрядное дело
Игры на свежем воздухе
Станция «Патриотическая»
(духовно – нравственное направление)
Воспитатели
Ст. вожатая
14 день
14 июня
суббота
«День гостеприимства»
Богатырская разминка
Инструктаж «Правила поведения в
отряде, на игровой площадке»
Творческий час
КТД «Идём в гости»
Творческий час
Отрядное дело
Игры на свежем воздухе
15 день
15 июня
воскресенье
«Зелёная планета»
Богатырская разминка
Инструктаж «Правила поведения в
отряде, на игровой площадке»
КТД «Фестиваль Зелёное»
Воспитатели
Ст. вожатая
Конкурс плакатов «Береги планету!»
Творческий час
Отрядное дело
Игры на свежем воздухе
Воспитатели
Ст. вожатая
16 день
17 июня
вторник
«В поисках клада»
Богатырская разминка (зарядка)
Инструктаж «Правила поведения в
отряде, на игровой площадке»
РДК. Квест «У Лукоморья» по
сказкам А.С. Пушкина
Музыкальный час, спортивный час
Кружковая работа (библиотека, музей)
КТД «В поисках клада»
Отрядное дело
Игры на свежем воздухе
Воспитатели
Ст. вожатая
17 день
18 июня
среда
«День истории»
Богатырская разминка
Инструктаж «Правила поведения в
отряде, на игровой площадке»
МЧС (экскурсия)
Библиотечный час, музыкальный час,
спортивный час
Кружковая работа (библиотека, музей)
Отрядное дело
Игры на свежем воздухе
Станция «Профессиональная»
(интеллектуально – познавательное направление)
Воспитатели
Ст. вожатая
18 день
19 июня
четверг
«День игры»
Богатырская разминка
Инструктаж «Правила поведения в
отряде, на игровой площадке»
РДК. Спортивно оздоровительное
мероприятие для детей
«Большие гонки»
музыкальный час, спортивный час
Кружковая работа (библиотека, музей)
Отрядное дело
Игры на свежем воздухе
19 день
20 июня
пятница
Воспитатели
«День Солнца»
Богатырская разминка (зарядка)
Ст. вожатая
Инструктаж «Правила поведения в
отряде, на игровой площадке» Беседа
«Как вести себя на солнце»
Сделать памятку «Безопасное солнце»
КТД «Творческая программа «Лагерь –
это мы!»,
музыкальный час, спортивный час,
творческий час
Кружковая работа (библиотека, музей)
Отрядное дело. Подготовка к закрытию
лагерной смены
Игры на свежем воздухе
20 день
21 июня
суббота
21 день
22 июня
воскресенье
Воспитатели
Закрытие лагерной смены»
Богатырская разминка
Ст. вожатая
Инструктаж «Правила поведения в
отряде, на игровой площадке»
Беседа «Как вести себя на солнце»
РДК. Закрытие сезона летней
оздоровительной площадки «Наше
солнечное лето»
Отрядное дело.
Игры на свежем воздухе
«До свидания, лагерь!»
Богатырская разминка
Инструктаж «Правила поведения в
отряде, на игровой площадке»
Беседа «Как вести себя на солнце»
Акция «Просто так…» (сувениры,
рисунки, письма друг другу на
память)
Прощальная танцевальная дискотека
«Танцуй с нами»
Отрядное дело.
Игры на свежем воздухе
Воспитатели
Ст. вожатая
Приложение №2
Диагностическое обеспечение
Входящая диагностика проводится в начале смены, в организационный период, с
целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных
задач.
Мальчишки и девчонки!
Мы рады Вас приветствовать сегодня и у нас!
Давайте познакомимся, пожмем друг другу руки.
Ответьте на вопросы: мы очень просим Вас.
1.
Как тебя зовут?
2.
Сколько тебе лет? Назови дату своего рождения?
3.
Твой домашний адрес и телефон?
4.
Напиши, пожалуйста, информацию о своих родителях: ф.и.о., место работы и
должность, контактный телефон.
Мама ____________________________________________________
Папа_______________________________________________
5.
В какой школе ты учишься? В каком классе?
6.
Какие общественные объединения, кружки, секции ты посещаешь?
7.
Бывал ли ты в других лагерях, если да, то что тебе в них понравилось, а что нет?
8.
В каких школьных и городских мероприятиях ты участвовал? Какие
мероприятия ты помогал организовывать?
9.
В каких мероприятиях лагеря ты хотел бы участвовать? (В этом вопросе можно
указать перечень планируемых мероприятий смены).
10. Какие у тебя интересы, увлечения, хобби?
11. Какие кружки ты хотел бы посещать в лагере? (указать перечень планируемых
кружков).
12. Чтобы ты ещё хотел рассказать о себе?
13. Что ты ждешь от нашего лагеря?
14. Какая у тебя мечта?
Спасибо. Ваш педагогический отряд.
Анкета на выявление интересов детей
1. В свободное время я обычно:
А. Смотрю телевизор;
Б. Общаюсь с друзьями;
В. Что-нибудь мастерю;
Г. Гуляю.
2. В магазине я в первую очередь подхожу:
А. К видео прокату;
Б. К спортивным товарам;
В. К отделу «Сделай сам»;
Г. К тому отделу, который ближе.
3. Я предпочитаю читать:
А. Сказки;
Б. Приключенческие истории;
В. Технические книги и журналы;
Г. Что предложат.
4. В коллективных делах я:
А. Внимательно слежу за ходом событий;
Б. Обсуждаю идеи с товарищами;
В. Являюсь инициатором;
Г. Не участвую.
5. К одноклассникам я отношусь:
А. В основном положительно;
Б. Дружу со всеми;
В. Стараюсь быть лидером среди них;
Г. Равнодушно.
Обработка результатов.
Дети в ответах, которых преобладает пункт «А» предпочитают быть в курсе всех
событий, наблюдать за ними со стороны. Им нравится все новое, яркое, интересное,
нравится быть в кругу друзей, но принимать активного участия в общих делах они не любят.
Те, у кого преобладает пункт «Б» стремятся к общению, участвуют в делах, которые
им интересны, хорошие исполнители, любят подвижные игры.
Дети, у которых в ответах преобладает пункт «В» любят все делать сами, стремятся к
лидерству, стараясь быть центром происходящего.
У тех детей, которые отдали предпочтение ответам «Г» нет своих особенных
увлечений, они не стремятся к активному, без необходимости общению с другими, не любят
что-то придумывать. Их необходимо чаще привлекать к участию в коллективных делах.
Итоговая диагностика проводится в итоговый период смены для того, чтобы судить
о достижении цели программы (т.е. удалось ли организаторам смены создать максимально
благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать в разновозрастном
коллективе учащихся 6-16 лет).
Дорогой друг!
Погасли свечи, закончился день,
А сними и смена…
Пора расставаться…
Все, что случилось, скрывается в тень.
Что ты о смене можешь сказать?
Нам бы хотелось очень узнать!
1. Какие мероприятия в лагере запомнились тебе больше всего?………………………
Почему?………………………………………
2. Какие лагерные мероприятия тебе не понравились? …………………………………
Почему?…………………………………………………………….
3. В каких делах ты не принял участие, хотя хотел?……………………………………
4. Если бы ты ещё раз приехал в наш лагерь, чтобы ты хотел
изменить?…………………
5. Чему новому ты научился в нашем лагере? Кто помог тебе в этом?………………
6. С кем из взрослых тебе было легче всего общаться?…………………………………
7. Приобрел ли ты друзей в лагере?………………………………
8. Хотел бы ты с кем-нибудь продолжать общаться после лагеря?……………………
9. Чтобы ты хотел рассказать друзьям о лагере?…………………
10. Хочешь ли ты сказать «Спасибо»? Кому и за что?………………………………
11. Продолжи предложение «Мои впечатления от лагеря - …………………………
12. Если ты хочешь, то можешь подписать анкету……………….
Спасибо! Ждем тебя в нашем лагере!