РП "Школьный хор Мелодия" МБОУ "Белоярская СШ"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
Бахтина В.Е. ________________
28 августа 2025

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Белоярская СШ»
№103/1 от 29.08.2025

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
художественной направленности
«Школьный хор «Мелодия»

Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 7-17 лет
Автор-составитель: Ерахтина Н.Я.,
педагог дополнительного
образования

Белый Яр, 2025г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа (далее – ДОП) разработана на
основе следующих нормативных актов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273- ФЗ.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р.
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №
678-р.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» от 27.07.2022 № 629.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 № 2.
7. Устав МБОУ «Белоярская СШ».
Пояснительная записка содержит основные
организационно-педагогические условия ее реализации.

характеристики

ДОП

и

Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Школьный хор «Мелодия»
(далее - программа) относится программам художественной направленности.
Направленность программы обуславливается тем, что объединения осваивающие
программу «Школьный хор «Мелодия» реализуют программу художественной
направленности, относятся объединения по всем видам гражданско-патриотического и
духовно-нравственного воспитания детей, ставящие своей целью формирование
социальной компетентности обучающихся как основы социализации (способность к
жизнедеятельности в обществе, присвоение ценностей, знание норм, прав и
обязанностей, адаптация), развитие социальных способностей как готовности к
социальной деятельности (социальный интеллект, социальная активность, готовность к
социальному творчеству)

2

Адресат программы
Программа предназначена для учащихся в возрасте от 7 до 17 лет,
прошедших специальный инструктаж по технике безопасности.
Актуальность
Классические методики, которые используются при реализации программы,
позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать
свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и
психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая
индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и
прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и
творческого подхода к методам их развития.
Развитие ребенка происходит путем включения его в определенную систему
ценностей, культурных образцов. В процессе общения друг с другом, с младшими
ребятами, со взрослыми при непосредственном включении в общую деятельность,
развиваются также коммуникативные способности детей.
Отличительная особенность / новизна (при наличии) программы
В отличие от существующих программ, данная программа предусматривает
личностно-ориентированный подход к воспитанникам через интеграцию разных видов
деятельности, в основе которых заложены следующие основные принципы:
1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности
детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе,
без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем,
что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
Организации) и детей;
Программа кружка, учитывая особенности психофизического развития ребенка
школьного возраста, специфику его вокально-хорового развития, предусматривает
практическое усвоение комплекса репертуарного материала, необходимого в будущей
вокальной деятельности.
Срок освоения: 1 год
Общекультурный.
Объем и сроки освоения программы:
Срок освоения программы – 1 год.
Объем - 4 занятия в неделю, 144 часа в год.

3

Цель программы: приобщить детей к музыкальной культуре, через пробуждение
интереса и формирование практических умений. Создать эффективные условия для
творческой самореализации обучающихся в вокально-исполнительской деятельности,
развития музыкальных способностей и мотивации личности к творчеству.
Для достижения этой цели решается целый комплекс задач: развивающих,
обучающих,
воспитательных,
оздоровительных,
социальной
адаптации,
диагностических.
Задачи программы
1. Образовательные:
• сформировать начальные основные вокально – хоровые навыки;
• познакомить с вокально – хоровым репертуаром;
• сформировать необходимые знания по музыкальной терминологии.
2. Воспитательные:
• приобщить к мировым и отечественным культурным ценностям;
• сформировать коммуникативные компетенции.
3. Развивающие:
• развить общую музыкальность и чувство ритма;
• развить образное мышление и эмоциональную сферу ребенка;
• стимулировать развитие речи.
Планируемые результаты:
Личностные качества
В части гражданского воспитания:
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
• активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного
края, страны;
• неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
• понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
• представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
• представление о способах противодействия коррупции;
• готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
• готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь
людям, нуждающимся в ней).
В части патриотического воспитания:
• осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
• уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране.
В части духовно-нравственного воспитания:

4

•
•

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;
• активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства.
В части эстетического воспитания:
• восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
• понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
• стремление к самовыражению в разных видах искусства.
В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
• осознание ценности жизни;
• ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
• осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья;
• соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
• способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
• умение принимать себя и других, не осуждая;
• умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
• сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
В части трудового воспитания:
• установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
• интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
• готовность адаптироваться в профессиональной среде;
• уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
• осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В части экологического воспитания:
• ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды;
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;

5

•
•

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
• готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
В части ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
• овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
• овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В части адаптации обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
• освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
• способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;
• способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
• навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
• умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами
понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его
свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также
оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
• умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
• умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
• способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия;
• воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
• оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
• формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
• быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные компетенции:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовыми логическими действиями:
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
• устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения

6

и сравнения, критерии проводимого анализа;
• с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
• предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
2) базовыми исследовательскими действиями:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) в работе с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи
и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
• оценивать
надежность
информации
по
критериям,
предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику

7

и в корректной форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
• уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
• делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,

8

изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
• регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
• принимать себя и других, не осуждая;
• открытость себе и другим;
• осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные компетенции
Будут знать:
Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно,
двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные
ритмические рисунки ;
В конечном результате обучения вокалу по данному опыту работы
обучающийся знает правила пения и соблюдает их.
Будут уметь:
•
умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа
в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
•
исполнять двухголосные произведения с использованием различных
консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и
слышать ее различные голоса;
•
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение
владеть своим голосом, дыханием, телом.
Язык реализации: русский язык.
Форма обучения: очная.
Особенности реализации
Реализация программы предусматривает специальную организацию регулярных
занятий, на которых обучающиеся могут работать в группах, парами, индивидуально.
Программа может быть реализована с применением дистанционных
образовательных технологий (ДОТ) с использованием ИКОП «Сферум», ФГИС «Моя
школа».

Формы организации и проведения занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы в хоровом
классе является учебное занятие, включающее следующие разделы:
•
фронтальная: работа педагога дополнительного образования со
всеми участвующими одновременно (беседа, показ, обсуждение);
•
групповая: организация работы (совместные действия,
общение, взаимопомощь) в небольших группах, в том числе в парах, для
выполнения определенных задач; задание формулируется таким образом,
9

чтобы был виден вклад каждого обучающегося;
•
коллективная: организация проблемно-поискового или
творческого взаимодействия между всеми участниками совместно
(репетиция, постановочная работа, концерт);
•
индивидуальная: реализуется для работы с одаренными детьми,
солистами, для коррекции пробелов в знаниях и отработки особых навыков.
•
Занятия по программе проводиться в следующих формах:
1. Приветствие.
2. Учебно-тренировочный материал (распевки, упражнения для развития
дикции и дыхания)
3. Работа с репертуаром – центральная часть занятия.
4. Прощание.
Учитывая специфические особенности восприятия и работоспособности
учащихся подготовительного отделения, каждое занятие включает
различные виды певческой деятельности: пение с музыкальным
сопровождением и без него, пение с движениями, пение с ритмическим
аккомпанементом
(возможно
использование
детских
шумовых
инструментов для ритмического сопровождения), пение с названием звуков,
пение с показом рукой движения мелодии, пение с дирижированием,
инсценирование песен, пение упражнений для приобретения певческих
навыков.
Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом,
оказывают взаимное влияние. Разнообразны также формы их организации:
групповое пение, пение по подгруппам, индивидуальное пение (занятия с
солистами;
прослушивания
учащихся
с
целью
наблюдения
индивидуального развития).
На занятиях преобладает пение по слуху, так как программа почти
полностью исключает на начальном этапе знание нотной грамоты.
Песенный репертуар включает в себя: упражнения для развития голоса
и формирования вокально-хоровых навыков; песни для различных видов
певческой деятельности. Репертуар подбирается в соответствии с
физическими и психическими особенностями детей дошкольного возраста.
Основные методы воспитания и обучения в хоровом классе:
• наглядно-слуховой метод;

10

словесный метод;
• наглядно-зрительный метод; · практический метод.
Наглядно-слуховой метод подразумевает исполнение музыкальных
произведений
преподавателем
или
использование
фонограмм,
аудиоматериалов. Без него неосуществимо восприятие музыки.
Преподаватель должен уметь выразительно, ярко, художественно
исполнять музыкальные произведения, чтобы вызвать у детей
сопереживание музыки, эмоциональное ее восприятие.
Словесный метод заключается в том, что преподаватель организует
внимание детей, передает им определенные знания: о музыке,
композиторах, исполнителях; поясняет музыкальные произведения,
которые они слушают, учит самостоятельно применять освоенные умения и
навыки на практике.
Так как в дошкольном возрасте дети еще не имеют разнообразного
музыкального опыта, и их образная речь еще недостаточно развита, роль
педагога в этой области значительно возрастает. Беседа, рассказ, пояснение,
разъяснение – таковы разновидности этого метода.
Наглядно-зрительный метод состоит в том, что в процессе разучивания
произведения преподаватель использует наглядные материалы (карточки с
названиями музыкальных темпов, динамических оттенков, штрихов,
длительностей, отдельных речевых слогов, репродукции картин, карточки в
виде увеличенного нотного стана с простейшими мелодическими
оборотами в тональности До мажор и др.).
Практический метод облегчает детям усвоение музыкальных знаний,
помогает закрепить их на собственном опыте. Практические приемы в
пении (приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования и др.)
позволяют детям глубже прочувствовать и осознать значения средств
музыкальной выразительности. Хороший результат дают приемы
относительной методики с использованием ручных знаков и постепенным
введением в интонирование ступеней лада. Система ступенек-символов
позволяет в
«донотный» период заниматься элементами музыкальной грамоты,
включать элементы игры в трудный процесс ладоинтонирования.
Методы музыкального воспитания и обучения в хоровом классе
дополняют друг друга. Выбор методов определяют задачи музыкального
воспитания, проявление интереса детей к музыкальной деятельности,
степень
их
активности,
необходимость
индивидуальнодифференцированного
подхода,
учет
возрастных
особенностей детей. Физиологические особенности деятельности мозга
детей 5-7 – летнего возраста требуют максимального использования
наглядного метода обучения. При сочетании наглядного показа со
словесной инструкцией условные рефлексы у дошкольников формируются
наиболее эффективно.
Выбор методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным
произведением. На первом этапе ведущее место занимают нагляднослуховой и словесный методы (исполнение произведения преподавателем и
беседа о характере музыки). На втором этапе, когда дети осваивают способы
•

11

исполнения, возрастает роль практического метода, показа приемов
исполнения (в том числе и вариативного) в сочетании с другими методами
– наглядным, словесным. На третьем этапе (произведение выучено)
практический метод приобретает большую долю вариативности,
самостоятельности, творчества.
Материально-техническое
оснащение
Кабинет полностью оснащен необходимой мебелью, доской,
стандартным набором оборудования. Условия для занятий соответствуют
санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет оснащён компьютером,
проектором, что позволяет использовать для занятий видеофильмы,
презентации.

Учебный план обучения
12

№
п/п

Количество часов

Тема

Вводное

1.

Всего

Теоретических
занятий

4

4

Практических
занятий

«Музыкальная подготовка»
2.

Развитие
музыкального слуха

20

10

5

3.

Развитие
музыкальной памяти

20

8

12

4.

Развитие чувства
ритма

16

8

8

«Вокальная работа»

1.

Прослушивание
голосов

8

8

2.

Певческая установка.
Дыхание.

12

12

3.

Распевание

16

16

4.

Дикция

16

4

12

5.

Работа с ансамблем
над репертуаром

28

4

24

144

42

102

Итого часов

13

Содержание
программы Вокально-хоровая
работа:
Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих
навыков. Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных
вокальных навыков. Распевание. Вокальные произведения разных жанров. Манера
исполнения. Знаменитые хоры прошлого и настоящего. Сценическая культура и
сценический образ. Основы нотной грамоты. Движения вокалистов под музыку.
Вокально-хоровая работа.
Движения вокалистов под музыку
Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения.
Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ.
Пластичность и статичность вокалиста.
Репертуар.
Формирование
обучающего детей

репертуара

– важнейшая

сторона

деятельности

педагога,

пению. Через умело составленный репертуар детское хоровое

14

исполнение может приобрести индивидуальный характер, свою особенную манеру.
Основа любого репертуара должна состоять из произведений детского музыкального
фольклора, так как эти произведения хорошо знакомы детям; легко воспринимаются типы
интонирования; структура мелодики детских песен лучше всего развивает в естественной
детской позиции детский голос, укрепляет его, подготавливает к исполнению более
сложных произведений. Необходимо включать в репертуар песни русских и современных
композиторов. Некоторые песни должны исполняться а капелла. Песенный репертуар
подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий
по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.
Пение произведений.
Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для
школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов
искусств. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил композиторклассик. Рассказ о творчестве, доступный данному возрасту. Анализ музыкального и
поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей
произведения. Показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание
произведения с сопровождением и a capella. Доведение исполнения песни до уровня,
пригодного для публичного выступления.
Пение учебно-тренировочного материала.
Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально-певческого
развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности
голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством
исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.
Слушание музыки.
Слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на занятиях
хора, а также инструментальных произведений для расширения кругозора учащихся,
введения их в многообразный мир художественных образов. Формирование умения
грамотно оценивать музыкальные произведения.
Хоровое сольфеджио.
Пение сольфеджио упражнений, сначала одноголосных, затем многоголосных.
Музыкальное «озвучивание» правил, изучаемых на уроке «Сольфеджио». Пение
сольфеджио канонов, отрывков песен. Все упражнения по хоровому сольфеджио
исполняются вокально, напевно, с хорошей дикцией и дыханием.

15

Приложение 1
Упражнения
для

дыхания
«Ладошки»
Стоя, согнуть руки в локтях, ладони - от себя. Резкий. Шумный вдох + одновременно
сжимать ладони (4 раза). Затем опустить руки - отдых 3-4сек. Повторять 24 раза.
«Насос»
И.п. - стоя прямо, руки опущены. Наклон, руки вниз + вдох. Ниже наклон. (12 раз по 8
вдохов и выдохов) стоя, сидя.
«Кошка»
Ноги чуть шире плеч, руки согнуты в локтях у пояса. Пружиня, сгибаем колени, руки на
уровне пояса делают хватательные движения, поворот в другую сторону в области талии,
во время поворота - короткий вдох. (8 вдохов-выдохов).
«Обними плечи»
Стоять прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч. Руки резко навстречу друг другу
до отказа - «обнимаемся» Во время объятия - «шмыганье» носом (12 раз по 8 вдоховвыдохов.) Сидя, лежа.
«Маятник»
Наклон - вдох (руки - вниз), подъем - перед собой, согнутые в локтях, голову назад выдох резко. (12 раз вдохов-выдохов).
«Повороты головы»
Руки - вниз, стоять смирно. Поворот вправо - вдох носом, выдох - ртом. Поворот влево
- выдох носом, выдох ртом.
«Мячик» Лежа, стоя. Руки на животе. Вдох, не поднимая плечи, живот надуть.
Длинный выдох.
«Песня ветра»
Стоя, лежа, руки - на животе. Длинный вдох - шумный продолжительный выдох без
звука.
«Ниточка»
Дети сидят в кругу, передают друг другу воображаемую ниточку. Пока нитку не
передали другому - ребенок издает звук.
«Веточка»
Стоя или сидя прямо. Руки вдоль тела. Медленно поднимать руки вверх, с глубоким
вдохом через нос. Потянуться вверх «к солнцу» - задержать дыхание. Медленный выдох
с наклоном, руки параллельно. Снова задержать дыхание. Медленный вдох через нос,
выпрямится. Задержать дыхание, наклон с выдохом через рот и снова задержать
дыхание.
«Свечи»
Глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх, задержать дыхание. Выдох через
рот, гуты – трубочкой («задуть свечу»)- в три приема.

16

«Воздушный шарик»
Медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх («надуваем шар»)
Задержать дыхание. «Сдуть шарик» - выдох воздуха порциями (ха-ха-ха) руки опускать
рывками в такт выдоху.
Приложение 2 Артикуляционная гимнастика
«Слоник» (трубочка)
Подражаю я слону – губы хоботком тяну!
Губы и зубы сомкнуты, затем губы с напряжением вытягиваются вперед трубочкой.
Удерживать в таком положении 3-5 секунд. Повторить 2-3 раза
«Лягушка»
Улыбается лягушка – тянет губки прямо к ушкам!
Широко улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы. Держать губы в таком положении 3-5
секунд. Повторить 2-3 раза
«Слоник и лягушка»
Свои губки прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я.ю хоботок есть у меня!
В спокойном темпе поочерёдно выполнять упражнения «Слоник» и «Лягушка» 4-8 раз
«Орешки»
Целый день сегодня маюсь, раздавить орех пытаюсь.
В щёку я язык упру и орешек разгрызу.
Закрыть рот. Кончиком языка с напряжением поочерёдно упираться то в левую, то в
правую щёки. Удерживать язык в каждом положении 3-5 секунд. Повторить 4-6 раз.
«Шарик»
Быстро щёки раздуваем, будто шарик надуваем.
Шарик лопнул – ничего, вновь надую я его.
Сжать губы, надуть щёки воздухом и удерживать их в таком положении 3-5 секунд.
Поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух,
издав звук, выйдет наружу. Повторить 2-3 раза.
«Считалочка»
Раз–мы ротик открываем, будто кошечки зеваем(открывать широко рот и закрывать
его)
Два – подуем в дудочки. Губки, словно трубочки (тянуть губы вперёд «хоботком»)
Три – на губки посмотри, улыбаемся на «три» (широко улыбаться, растягивая губы) На
четыре – ротик шире. Барабаним на четыре (держать рот широко открытым. Стучать
языком по внутренней поверхности верхних резцов, произнося «д-д-д-д-д»)
Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать (рот открыть, улыбнуться. Широким
языком облизать верхнюю губу. При этом стараться не закрывать рот)
Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы (рот широко открыть.
Проводить широким языком вперёд-назад по нёбу. Рот не закрывать)

17

Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь (рот держать широко
открытым. Улыбнуться. Медленно щёлкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от
него. Тянуть подъязычную связку)
Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь» (широко открыть рот и
улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз,
растягивая подъязычную связку)
Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко (раскрыть рот и улыбнуться.
Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Опускать и поднимать нижнюю челюсть,
растягивая подъязычную связку)
Десять – можно поболтать, поболтать и не устать (широко открыть рот. «Болтать»
языком, проводя им вперёд-назад по верхней губе: бл-бл-бл-бл…»)
Оценочные и методические материалы

• музыкально-дидактические игры;
• комплексы дыхательной гимнастики;
• комплексы артикуляционной гимнастики;
• программы, сценарии концертов;
• СD - диски с записями классической музыки и песен;
• электронные аудиозаписи и медиа – продукты;
• методическая литература;
• портреты композиторов.
Педагогические методики и технологии:
●
●
●
●
●
●
●
●
●

Беседа.
Игры.
Ролевые игры (деловые).
Тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе).
Системы последовательных заданий.
Демонстрация.
Упражнение с объяснением и исправлением ошибок.
Проектный метод.
Метод многократного повторения «делай как я».

18

Современные образовательные технологии:
●
●
●
●

Здоровьесберегающие.
Игровые технологии.
Технологии коллективного творчества.
Информационно коммуникативные технологии.

Дидактические материалы:
Иллюстрации.
Раздаточный и изобразительный материал.
Коммуникативные игры.
Картотека артикуляционных, дыхательных, интонационно-фонетических
упражнений.
● Презентации.
●
●
●
●

Оценочные материалы
Для контроля результативности освоения обучающимися содержания программы
предусмотрены следующие виды контроля:
• Входной контроль.
• Текущий контроль.
• Тематический контроль.
• Итоговый контроль.
Входной контроль проводится в целях определения уровня начальной подготовки
обучающихся к изучению основ в пении, определения методик и технологий работы с
обучающимися, подбора коммуникативных игр и творческих заданий для дальнейшей
работы с обучающимися. Входной контроль проводится в форме индивидуальной
беседы с каждым обучающихся на первом занятии.
Текущий контроль проводится на каждом занятии в целях определения уровня
достижения обучающимися планируемых результатов освоения содержания
конкретного занятия. Текущий контроль проводится в форме выполнения коллективной
рефлексии.
Тематический контроль проводится в конце изучения тематического раздела
программы в целях определения уровня достижения обучающимися планируемых
результатов освоения конкретной темы программы.
Итоговый контроль проводится в виде публичной защиты группового проекта и
предназначен для оценки итогового уровня достижения обучающимися планируемых
результатов освоения программы.
Обучающиеся совместно с педагогом
дополнительного образования выбирают один из групповых проектов, над которыми
работали при изучении тем программы. На защиту группового проекта приглашаются
представители администрации образовательной организации, родители обучающихся.
Уровни оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
дополнительной общеобразовательной программы приведены в приложении 1.

19

Приложение 1.
Уровни оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
дополнительной общеобразовательной программы приведены
Уровень
усвоени
я

Высокий

Средний

Низк
ий

Характеристика ответа при защите группового проекта
Уметь осмысленно спеть в группе детей выученные в хоре простую
песню, соблюдая пройденный в течении года правила пения. Правильно
дышать: уметь делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая плеч,
петь ровно короткие фразы на одном дыхании. В подвижных песнях
уметь делать быстро, активно вдох. Уметь точно повторять мелодию.
Хоровые навыки: петь чисто и слаженно в хоре песни в унисон с
сопровождением и без него.
Научиться спеть в группе детей выученные в хоре простую песню,
соблюдая пройденный в течении года правила пения. Пытаться
правильно дышать: делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая
плеч, петь ровно короткие фразы на одном дыхании. В подвижных
песнях уметь делать быстро, активно вдох. Уметь повторять ритм.
Хоровые навыки: петь слаженно в хоре песни в унисон с
сопровождением.
Способность использовать занятия в кружке в учебной познавательной
и социальной практике. Учиться петь слаженно в хоре песни.
Готовность активно участвовать с мотивацией на успех в хоровом
коллективе.

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».