Рабочая программа учебного курса "Информатика" для 6-х классов МБОУ «Белоярская СШ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курс по выбору по «Информатика +» в 6 классе.

Количество часов: 1 в неделю (34 часа)
Уровень: базовый
Срок реализации программы: 1 год (2025-2026 учебный год)

Программа разработана на основе примерной рабочей программы по информатике для 5-6 классов. Авторы: Босова
Л.Л., Босова А.Ю. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2023.
Количество часов в неделю – 1
Количество практических работ – 17
Количество контрольных работ - 2
Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования. В программе соблюдается преемственность с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников,
обучающихся на ступени основного общего образования, межпредметные связи.
Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л.
Босо-ва, А. Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для
данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных

представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основные
предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
 формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
 формирование представления об основных изучаемых понятиях, таких как информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обще- стве; развитие
умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических
конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программи- рования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
Раздел 1. Объекты и системы
Выпускник научится:
 для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
 называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
 осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —
основанию классификации;
 приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
 создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы, определять их размер;
 работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с
окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
 создавать круговые и столбиковые диаграммы;
 использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
 соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при ра- боте со
средствами ИКТ.
Выпускник получит возможность:
 научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
 расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из
разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
научиться создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
 научиться видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
 научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты,
звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
 расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
2

Раздел 2. Информационное моделирование
Выпускник научится:
 понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
 различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
 «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в
повседневной жизни;
 перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том
числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
 строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Выпускник получит возможность:
 сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного
познания;
 научиться приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
 познакомиться с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
 научиться выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с
поставленной задачей.
Раздел 3. Алгоритмика
Выпускник научится:
 понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
 понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»;
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
 осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
 понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление»,
«цикл»;
 подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
 исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
Выпускник получит возможность:
научиться исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
научиться по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
 научиться разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические
конструкции и вспомогательные алгоритмы.
3

Личностные результаты
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
 представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов;
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки
своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
 ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как
науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области
информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
2. Духовно–нравственное воспитание:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
3. Эстетическое воспитание:
 Эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
4. Физическое воспитание (формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия)
 осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт
освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
5. Трудовое воспитание:
 интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой,
программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно–технического
прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей.
6. Экологическое воспитание:
 осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
7. Познавательное:
 сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях,
соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности
научной картины мира; интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, исследовательской
деятельности, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; сформированность информационной культуры, в том
числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных
технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

4

Содержание учебного предмета информатика с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности
Темы,
раскрывающие
основное
содержание
Основное содержание
Характеристики деятельности ученика
программы, и число
часов, отводимых на
каждую тему
Тема 1. Объекты Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, Аналитическая деятельность:
действия, поведение,
состояния.
Отношения • анализировать объекты окружающей действительности, указывая их
и системы
объектов.
Разновидности
объектов
и
их
признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
(13 часов)
классификация. Состав объектов. Системы объектов. • выявлять отношения, связывающие данный объект с другими
Система и окружающая среда. Персональный
объектами;
компьютер как система. Файловая система. • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по
Операционная система. Информация и знания.
заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию
Чувственное
познание
окружающего
мира.
классификации;
Абстрактное мышление.
• приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных
систем.
Практическая деятельность:
• изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
• изменять свойства панели задач;
• узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок,
файлов) и возможных действий с ними;
• упорядочивать информацию в личной папке
Модели объектов и их назначение. Информационные Аналитическая деятельность:
Тема 2.
Информационные модели. Словесные информационные модели. • различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе,
Простейшие математические модели.
встречающиеся в жизни;
модели
Табличные информационные модели. Структура и • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов
(11 часов)
правила оформления таблицы. Простые таблицы.
и т. д. при описании объектов окружающего мира.
Табличное решение логических задач.
Практическая деятельность:
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. • создавать словесные модели (Описание);
Наглядное представление о соотношении величин. • создавать многоуровневые списки;
Визуализация многорядных данных.
• создавать табличные модели;
Многообразие схем. Информационные модели на • создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них
графах. Деревья
информацию и проводить несложные вычисления;
5

создавать диаграммы и графики;
• создавать схемы, графы, деревья; графические модели
•

Тема 3.
Алгоритмика
(10 часов)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные Аналитическая деятельность:
исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с
система команд. Управление исполнителями с
помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и
помощью команд и их последовательностей.
циклами.
Что такое алгоритм. Различные формы записи Практическая деятельность:
алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок- • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным
схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов
исполнителем;
с ветвлениями и повторениями (в повседневной • составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными
жизни, в литературных произведениях, на уроках
исполнителями;
математики и т. д.).
• составлять циклические алгоритмы по управлению учебным
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями
исполнителем
и циклами) для управления исполнителями
Чертежник, Водолей и др.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».