Рабочая программа по учебном предмету «Культура устной и письменной речи» (5 класс) МБОУ «Белоярская СШ» Летниковская ОШ им. В.А. Москвина»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»
Филиал МБОУ «Белоярская СШ» Летниковская ОШ им. В.А. Москвина»

Решение

УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета

Руководитель филиала МБОУ
«Белоярская СШ» Летниковская ОШ
им. В.А. Москвина»

от 29 августа 2024г. № ___1___

__________________ / Л.С. Куфман

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования
утвержденной приказом от 02.09.2024г. № ___

Рабочая программа по учебном предмету
«Культура устной и письменной речи» для учащихся 5 класса

Учитель: Князева С.И.

д. Летник
2024 г.

Программа по учебному предмету «Культура устной и письменной речи » для учащихся 5-х классов
Пояснительная записка.
Для реализации программы используются нормативно-правовые документы и методические
пособия, рекомендованные Министерством образования РФ:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в
Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года № 1507-р «О
плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»,
3. Принят Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации»
В основе построения данной программы лежит идея гуманизации образования,
соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания
личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся
основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык»
принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования,
чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование
коммуникативно- эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и
потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными
нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому
самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как
общечеловеческую ценность.
Рабочая программа «Культура устной и письменной речи» для обучающихся 5 класса составлена на
основе ФГОС, программы по русскому языку, направленной на развитие речевой и мыслительной
деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях общения..
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека, его интеллекта. Как и другие
слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.
Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть
умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы,
способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.
Реализация программы способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения,
обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию
познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и
осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.
Основная цель программы состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной
личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня
коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических

принципов, которые складываются в ходе учебно- воспитательного процесса и готовят её к активной
деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
1. познакомить с основными понятиями культуры устной и письменной речи;
2. формировать навыки, необходимые для общения ;
3. пробудить потребности у обучающихся к формированию яркой и выразительной устной и
письменной речи;
4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления;
5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.
6. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также
их самостоятельной работы по развитию речи.
Программа рассчитана для внеурочной деятельности обучающихся 5 классов. Всего 35 ч., по 1 часу
в неделю.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова,
русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития
творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности.
Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в
познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные: знать/ понимать/ уметь
· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность,
богатство);
· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и
речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
· работать над расширением словарного запаса;
· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и
письменные высказывания, учитывая разные виды языковых норм.

Календарно – тематическое планирование
5 класс
№
п/п

Тема урока

Количе
ство
часов

I четверть (8 часов)
1
2
3
4
5
6

7
8

Вводное занятие
Речевой этикет как правила речевого общения.
Особенности разговорного стиля речи.
Правила речевого этикета.
Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы».
Азбука важных и вежливых слов.
Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.
О чём рассказывает устное народное творчество?
Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный
памятник живому русскому языку XIX века.
Историзмы, архаизмы, неологизмы.
Литературный язык и местные говоры.

1
1
1
1
1
1

1
1

II четверть ( 8 часов)
9
10
11
12
13

14
15
16

Лексические диалектные различия и их типы.
Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева
«Русская изба».
Фразеологическое богатство языка. Фразеологические
словари.
Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые
слова.
Практическая работа. Сочинение сказки с
использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых
слов.
Общеупотребительные слова, Термины и
профессионализмы. Жаргонная лексика.
Молодёжный сленг и отношение к нему.
Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество.

1
1
1
1
1

1
1
1

III четверть (10 часов)
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

История возникновения фамилий. О чем могут
рассказать фамилии?
Прозвища как объект научного изучения.
Происхождение прозвищ.
К истокам слова. Почему мы так говорим?
Происхождение слов. Работа с этимологическим
словарем.
Лексическое значение слова. Способы определения
лексического значения слова.
«Сказал то же, да не одно и то же». О словах
одинаковых, но разных.
Как правильно употреблять слова.
Многозначность как основа художественных тропов.
Метафора в загадках, пословицах, поговорках.
Богатство русского языка (синонимы, антонимы)
Текст как речевое произведение. Тема, микротема,
основная мысль, ключевые слова.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата изучения
План
Факт

VI четверть (8 часов)

Письмо как речевой жанр. Как общаться на
расстоянии? Напиши письмо другу
28
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы
современного литературного произношения.
29
Качества хорошей речи
30
Ударение в словах
31
Основные речевые правила общения посредством
телефона.
32
Орфоэпические нормы русского языка
33
Невербальные средства общения. Значение мимики и
жестикуляции при общении.
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы
34
современного литературного произношения.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
27

1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
Библиотека https://multiurok.ru/
Библиотека http://gramma.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».