Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
Бахтина В.Е. ________________
28 августа 2025
УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Белоярская СШ»
№103/1 от 29.08.2025
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
художественной направленности
«Основы песочного рисования»
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 7-17 лет
Автор-составитель: Пензина Е.В.,
педагог дополнительного образования
с. Белый Яр
2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I.
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
II.
✓
✓
III.
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
Актуальность
Цель программы
Задачи
Прогнозируемые результаты
Способы и формы проверки результатов
Возраст учащихся, возрастные особенности
Формы занятий
Объем программы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Содержание обучения
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Рабочая программа (КТП)
Методическое обеспечение программы
Условия реализации программы
Педагогические технологии.
Кадровое обеспечение
Формы аттестации
Список литературы
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная дополнительная общеразвивающая программа «Основы песочного рисования»
реализуется в соответствии с художественной направленностью дополнительного образования.
Уровень освоения программы: стартовый.
Программа разработана в соответствии с:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года,
N 273-ФЗ;
• Концепция развития дополнительного образования детей от 31марта 2022 г. № 687-р;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об
утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте
России 18.12.2020 N 61573)
• Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831);
• Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ
по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. №16)
• Устав МБОУ «Белоярская СШ».
Направленность
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях творчеством является
обогащение мировосприятия обучающегося, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие
творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к
практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).
Использование песка способствует снятию симптомов тревожности у дошкольников и
школьников младшего школьного возраста, страха перед школой, гиперактивности, замкнутости,
формированию умения выражать свои чувства, уверенности в себе, повышению самооценки,
чувства сосредоточенности. Песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на
тактильную чувствительность как основу развития «ручного интеллекта», а также успокаивает и
расслабляет мышцы рук. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все
познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), речь и моторика, а также
совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует
развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Учитывая, что игры с песком обусловлены физическими его свойствами (приятная мягкость,
шершавость), которые действуют на человека вдохновенно и завораживающе, помогают ребенку
расслабиться, окунуться в мир творчества и фантазии, раскрыть в себе новые творческие
способности. Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию
мозгового напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия, образного мышления
и пространственного воображения, улучшаются процессы саморегуляции, что очень актуально для
детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Кроме того, такие занятия рекомендуются специалистами для гиперактивных детей, ведь они
помогает снизить активность ребенка, понять его чувства и переживания, получить необходимые
навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.
Играть с песком — это действительно не только просто, но и полезно!
Актуальность
Современные условия диктуют и новые требования к человеку: сегодня востребованы
активные, коммуникабельные, творческие личности, способные масштабно мыслить и действовать.
Искусство песочной анимации и представляет собой совокупность различных видов деятельности,
формирующих гармонично развитую личность. Этим объясняется высокая актуальность данной
образовательной программы.
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят своё разрешение в
организации образовательного процесса. Открытие в себе неповторимой индивидуальности
поможет ребенку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих
стремлениях, призвана данная программа.
Отличительные особенности
Всем известно, что творческие способности, направленные на создание нового,
формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по
существующему шаблону, песочная анимация - искусство, разрушающее все стереотипы
изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами
воображения».
Кроме того, процесс рисования песком дает возможность для развития у детей координации
движений рук и пальчиков. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок,
выравнивание песка на стекле – все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. У
метода нет особых правил. Отсутствие ограничений снимает эмоциональное напряжение. Дети
раскованы, в меру возбуждены, чувствуют себя творцами.
Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного рисования не только
своими изобразительными свойствами. Здесь ещё есть и психологическая специфика: сделанный
таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы показать кому-то или повесить на
холодильник; он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не дает созидательному
мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, то есть не переносит ценность процесса
на результат. Если в ходе обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то ребёнок
впоследствии начинает рисовать только ради «результата», а если при этом у него что-то не
получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать.
Песок в этом смысле свободен и передаёт эти крылья свободы творящему ребёнку: у него
закрепляется направленность на процесс, а не результат, а именно такая направленность и есть залог
развития.
Педагогическая целесообразность
Рисование песком – это очень увлекательный и эффективный метод педагогической работы
с детьми. Сыпучесть песка привлекает детей. Детям очень полезно «общаться» с песком, это не
только развлечение для них, но и развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи,
образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка. Занятия с песком
улучшают самочувствие, поднимают настроение и приносят радость. Поэтому рисование песком –
не просто увлекательное, но и интересное открытие нового мира песочной фантазии.
Рисование песком доступно детям самого разного возраста. Малыши могут создавать
простейшие рисунки, рисуя ладонью, одним или несколькими пальчиками по равномерно
насыпанному слою песка, а ребята старшего возраста могут создавать шедевры способом
посыпания песка. А самое главное все ребята могут создавать любые фигуры и стирать их быстро,
если что-то не получилось. Именно поэтому рисовать песком на стекле весело и интересно. Дети
получают положительные эмоции во время занятия.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы песочной
анимации» (песочная анимация) имеет художественную направленность. Способствует развитию
творческой активности обучающихся.
Обучаясь по программе, дети познакомятся с техникой рисования песком на стекле или подругому – песочной анимации, узнают секреты этого искусства, а также овладеют новым
увлечением и смогут с интересом проводить свободное время. Занятия по программе помогут
ребятам реализовать свои творческие замыслы. Здесь ребята смогут попробовать себя в качестве
художников. Под руководством педагога дети придумывают сюжеты, рисуют и оживляют
персонажей с помощью простого песка.
Программа «Основы песочной анимации» - это развитие разнонаправленных навыков
ребенка одновременно, она предоставляет большие возможности для развития творческих
способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является
реальный продукт самостоятельного творческого труда детей.
Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный
сенсорный материал, и непревзойденный по своим возможностям предметно-игровая среда, и
великолепный
материал
для
изобразительной
деятельности,
экспериментирования,
конструирования. Песок, по утверждению психологов, поглощает и негативную энергию человека,
стабилизирует его эмоциональное состояние. Здесь песок выступает как особое средство для
рисования.
Новизна программы определяется тем, что в ней практически реализован подход к
организации образовательной деятельности с использованием интерактивной песочницы. Перенос
традиционных педагогических занятий в интерактивную песочницу дает больший воспитательный
и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:
• во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать
и работать самостоятельно.
• во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного
интеллекта».
• в-третьих, в играх с интерактивным песком более гармонично и интенсивно развиваются все
познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
• в-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует
развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Интерактивная песочница также используется в диагностических целях: для выявления
тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.
Программа способствует:
- снятию эмоционального и мышечного напряжения;
- профилактике и снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги,
агрессии, детских страхов;
- формированию здоровой самооценки, уверенности в себе, раскрытию личности ребенка;
- развитию способности творчески самовыражаться;
- развитию мелкой моторики, ощущений;
- коррекции неэффективных стилей поведения, изменение их на более продуктивные;
- преодолению трудностей в общении;
- развитию познавательных процессов;
- развитию ответственности за свои действия.
Цель программы: развитие сенсомоторных навыков посредством техники рисования песком.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с искусством песочной анимации;
- обучить технике песочного рисования.
Развивающие:
- развить зрительное, тактильное восприятие;
- развить зрительно-моторную координацию, мелкую моторику руки,
- развить плавность, точность движений, умение работать пальцами обеих рук;
- развить творческое воображение.
Воспитательные:
- формировать интерес к искусству рисования песком на световых планшетах;
- формировать личностные качества: аккуратность, усидчивость, стремление начатое дело доводить
до конца.
Прогнозируемые результаты:
- владение информацией об искусстве песочной анимации;
- владение техникой песочного рисования;
- развитие тактильной чувствительности, зрительно-моторной координации, мелкой
моторики руки;
- развитие познавательной активности, эмоциональной сферы, творческого воображения;
- формирование интереса к искусству рисования песком на световых планшетах;
- формирование личностных качеств: аккуратности, усидчивости, стремления доводить
начатое дело до конца. технические приемы и способы изображения с использованием
песка.
Способы и формы проверки результатов:
Используются основные виды контроля:
• текущий контроль осуществляется в ходе учебных занятий методом педагогического
наблюдения за работой учащихся;
• промежуточный контроль проводится по полугодиям.
• выпуск анимационных фильмов, участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Основные формы контроля:
• устный опрос;
• выступление;
• наблюдение;
• участие в конкурсах и фестивалях различного уровня;
• фотовыставки.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов и личностных достижений:
• журнал посещаемости;
• протокол результатов промежуточной аттестацию;
Возраст учащихся, возрастные особенности: 5 -16 лет. Дети от 5 до 7 лет (дошкольный
возраст) – занятия 30 мин. Дети от 8 до 12 (школьный возраст) – занятия 40 мин.
Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является
дошкольный и младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной
восприимчивостью к внешним влияниям, доверием к восприятию окружающего мира. Это является
залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников, поэтому предлагаемый оптимальный
возраст детей, принимающих участие в реализации программы с 5 лет. В объединении песочное
рисование занимаются мальчики и девочки.
Формы и методы занятий:
Формы:
• фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;
• игра;
• самостоятельная работа.
Методы:
• словесный (устное изложение, беседа, объяснение, рассказ и т.д.);
• наглядный (фотографии и иллюстрации, наблюдения, показ (выполнение) педагогом);
• практический (выполнение работ по этапам и схемам);
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
Форма обучения: очная.
Объем программы
Программа рассчитана на 144 часа. Занятия проводятся 2 раз в неделю продолжительностью
2 занятия по 40 мин. Дошкольный возраст 2 занятия по 30 мин.
В процессе обучения возможна корректировка содержания и форм занятий, времени
прохождения материала, а так же при необходимости допускается внесение изменений в рабочую
программу и проведение корректировки сложности заданий исходя из опыта детей и степени
усвоения ими учебного материала.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
Название темы
I. Введение. «Здравствуй,
песочная страна!»
II. «Азбука песочной графики»
Учебный план
Всего Теория
часов
4
2
Практика
2
40
13
27
III. «Песочные картинки»
96
29
67
IV. «Поведение итогов»
4
1
3
144
45
99
Итого:
Форма
контроля
Наблюдение,
устный опрос,
беседа.
Наблюдение,
устный опрос,
самостоятельная
работа.
Наблюдение,
устный опрос,
фотовыставка.
Наблюдение,
устный опрос,
фотовыставка.
Содержание обучения
Водное занятие – 4 часа.
Знакомство с материалом. Способы засыпки фона.
Теоретическая часть: история жанра «песочная анимация». Знакомство с песком, световым
столом. Правила техники безопасности при работе на песочных столах, при работе с песком.
Практическая часть: засыпка фона песком, тренировка засыпки фона разными способами.
Формы контроля: Наблюдение, устный опрос, беседа.
II. Азбука песочной графики – 40 часов.
Знакомство с основными приёмами песочного рисования
Теоретическая часть: основные приёмы песочного рисования.
Практическая часть: отработка основных приёмов песочного рисования. Сыплем песок из
кулачка, насыпаем линии, упражнение «солнышко», точки и кружочки, упражнение «лист»,
упражнение «яичница-глазунья», упражнение «текст», упражнение «полумесяц» и т.д.
«Море» - отработка засыпки фона
Теоретическая часть: основные приёмы песочного рисования
Практическая часть: рисуем воду, рисуем фактуру морских волн разными предметами
(кисти, расчёска).
«Загадочные следы и отпечатки»
Практическая часть: рисуем по засыпанному фону осьминога и других морских
обитателей.
Формы контроля: Наблюдение, устный опрос, самостоятельная работа.
I.
III.
Песочные картинки – 96 часов.
«Деревья такие разные»
Теоретическая часть: Освоение способов рисования приемом «по песку», «песком»: трав
различного вида, кустарником, деревьев, понятие пропорции.
Практическая часть: Рисование «Зимний пейзаж», «Еловый лес», «Дерево с характером»,
арт-терапевтическое упражнение «Если бы я превратился в дерево, то какое?». Анимация
сказки «Удивительный желудь», «Жизни дерева».
«Цветы в жизни и сказке»
Теоретическая часть: Беседа «Песок в жизни комнатных растений». Отличительные черты
цветов. Введение понятия «натюрморт».
Практическая часть: Картина «Сказочный цветок», «Букет цветов в вазе». Арттерапевтическая техника «Кактус», «Если бы ты был цветком». Анимационная сказка
«Приключение зернышка».
«Фруктово-овощные истории»
Теоретическая часть: Беседа «Песочный фульгурит». Приемы рисования «По песку»,
«Песком». Введение понятия «композиция».
Практическая часть: Картина «Блюдо с фруктами». «Сказочные овощи и фрукты»
Арттерапевтическое упражнение «Необычные превращения».
«Игрушки и предметы быта»
Теоретическая часть: Беседа, презентация «Песочные картины в сосудах».
Практическая часть: Картина «У меня дома», анимация мини — сказки «Необычные
превращения», арт-терапевтическая техника «Встреча с любимой игрушкой»
«Насекомые»
Теоретическая часть: Беседа «Насекомые»
Практическая часть: Рисование «Сказочная бабочка», рисование сказки «Стрекоза»
«Птицы»
Теоретическая часть: Беседа, презентация «Незаменимый песок», Беседа «Отличительные
признаки птиц, символичное изображение различных птиц».
Практическая часть: Рисование «Караван журавлей», «Лебеди на озере», «Сова на ветке»
Анимация «Превращение гадкого утенка».
«Домашние животные»
Теоретическая часть: Беседа. Презентация «Лечебные свойства песка». Отличительные
черты домашних животных. Животные на гербах городов России.
Практическая часть: Рисование картин «Мои братья меньшие», «Пастбище», анимация
«Превращение животных.
«Дикие животные (звери)»
Теоретическая часть: Беседа, презентация «Стеклянная тайна песка». Отличительные
черты зверей при их изображении. Животные Красной книги.
Практическая часть: Картина «Веселый зоопарк», «В мире животных», арттерапевтическая техника «Страх похож на….».
«Песочные портреты»
Теоретическая часть: Презентация «Известные песочные аниматоры и их работы».
Способы рисования детей и взрослых в фас и в профиль.
Практическая часть: Анимация сказки « Отражение в зеркале», картина «Портрет на
песке». Арт-терапевтическая техника «Маска».
«Городской пейзаж»
Теоретическая часть: Способы рисования приемов «по песку», «на песке» элементов
городского пейзажа.
Практическая часть: Рисование песочных картин «Мой город», «Сказочный город»,
«Город моей мечты». Придумывание и анимация сказки «Как зажигаются окна».
«Деревенский пейзаж»
Теоретическая часть: Беседа «Почему так говорят (песок в пословицах и поговорках).
Понятие «пейзаж» в рисовании. Способы изображения элементов деревенского пейзажа.
Практическая часть:
Картина «Загородный пейзаж», «Как хорошо летом в деревне». Придумывание и анимация
сказки «В деревне». Арт-терапевтическая техника «Вдох - выдох».
«Пейзаж» - времена года
Теоретическая часть: Что такое пейзаж? Как правильно расположить элементы пейзажа?
Практическая часть: рисуем горный пейзаж. Создание летнего, осеннего, зимнего и летнего
пейзажа с использованием различных техник.
Натюрморт «Овощи и фрукты»
Теоретическая часть: Что такое натюрморт? Как передать объём в песочном рисовании?
Практическая часть: создание рисунка из песка – натюрморт с овощами и фруктами – с
натуры. Передача светотеневого рисунка.
Формы контроля: Наблюдение, устный опрос, фотовыставка.
IV.
Подведение итогов –4 часа.
Викторина «Что я знаю о песке».
Игра «Я умею рисовать» (демонстрация освоенных способов рисования). Диагностика.
Формы контроля: Выступление. Фото выставка «Песочные фантазии».
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Образовательная деятельность
Направленность
художественная
Форма освоения
Очная
Количество обучающихся
12-20 человек
Возраст обучающихся
6-16
Начало учебного года
01.09.2025
Окончание учебного года
25.05.2026
Продолжительность учебного года
36 недель
Количество часов в год
144 часа
Режим работы объединения
В соответствии с расписанием на текущий
учебный год
Продолжительность занятия
40 минут и 30 мин (дошкольники)
Количество занятий в неделю
2 раз по 2 часа
I.
1.
2
II.
3
Фактическая
дата
Название темы
Вводное занятие:
Вводное занятие. Знакомство.
Инструктаж по технике безопасности.
Вводное занятие «Здравствуй,
песочная страна!»
Азбука песочной графики
«Тайный силуэт»
4
40
2
1
2
1
1
1
13
1
27
1
4
5
«Загадочные следы и отпечатки»
«Волшебные точки»
1
1
1
1
6
7
8
9
10
11
12
13
14
«Волшебные точки»
«Путешествие точки»
«Ожившие линии»
«Ожившие линии»
«Сказка о линии»
«Послушные штрихи и линии»
«Превращение кружка»
«Превращение кружка»
«Круги вокруг нас»
0
1
1
2
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
Форма
контроля
Планируемая
дата
практика
№
Кол-во
часов
теория
Рабочая программа (КТП)
Беседа.
Наблюдение.
Устный опрос.
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
1
1
2
1
2
1
Устный опрос
-
2
Наблюдение
20
«Круги вокруг нас»
«Узор в круге»
«Узор в круге»
«Занимательный квадрат и веселый
прямоугольник»
«Занимательный квадрат и веселый
прямоугольник»
«Треугольные фантазии»
1
1
Самостоятельная
работа.
21
«Превращение треугольника»
-
2
22
«В стране песочной графики»
1
1
29
1
67
1
Устный опрос
1
1
Наблюдение
-
2
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
Наблюдение
-
2
Фотовыставка
1
1
-
1
2
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
-
1
2
1
1
15
16
17
18
19
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
III. «Песочные картинки»
Что такое пейзаж? Как правильно
расположить элементы пейзажа?
Пейзаж. (Море, горы, холмы и
водопад).
Создание летнего, осеннего, зимнего
и летнего пейзажа с использованием
различных техник.
Пейзаж деревенский
«Деревья такие разные»
Пейзаж городской
«Фруктовые истории»
«Фруктовые истории»
Что такое натюрморт? Как передать
объём в песочном рисовании?
«Овощная грядка. Овощные блюда»
«Овощная грядка. Овощные блюда»
«Овощная грядка. Овощные блюда»
Создание рисунка из песка –
натюрморт с овощами и фруктами – с
натуры.
Создание рисунка из песка –
натюрморт с овощами и фруктами – с
натуры.
«Транспорт»
«Транспорт»
«Обитатели морей и океанов»
«Обитатели морей и океанов»
«Птицы» (темным на светлом)
«Птицы» (светлым на темном)
Композиция «Птицы»
«Насекомые» (пальчиковое
рисование)
«Насекомые» (игра тенями)
«Насекомые» (картина в двух
техниках)
«Домашние животные» (метод
отсекания)
96
Устный опрос
Устный опрос,
фотовыставка.
Устный опрос,
фотовыставка.
48
49
50
51
52
53
54
55
56
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
IV.
«Домашние животные» (метод
пальчикового рисования)
«Домашние животные» (картина)
«Дикие животные (звери)»
«Дикие животные (звери)»
1
1
1
1
2
1
1
«Дикие животные (звери)»
«Песочные портреты» (профиль)
«Песочные портреты» (фаз)
Создание композиции «ночной город»
Создание композиции « дневной
город».
Создание композиции «Деревенский
пейзаж»
Создание композиции «Деревенский
пейзаж»
«Космический пейзаж»
«Космический пейзаж»
«Сказочные животные» Рисование
мордочки животных
«Сказочные животные» Рисование
туловища животного
«Любимая сказка» (рисуем фон)
«Любимая сказка» (рисуем животных)
«Любимая сказка»
«Люди-персонажи мультфильмов и
сказок»
«Люди-персонажи мультфильмов и
сказок»
«Люди-персонажи мультфильмов и
сказок»
«Рисую настроение на песке»
(в любой технике)
«Рисую настроение на песке»
(в любой технике)
Картина на выбор (любая техника)
Подведение итогов.
1
1
-
2
1
2
1
2
1
1
-
2
1
1
-
1
1
2
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
-
2
1
1
-
2
-
2
4
Наблюдение
4
2
2
99
Наблюдение
Фотовыставка.
144
45
Викторина «Что я знаю о песке?
Готовимся к фото выстовке.
71
72
Итого (час.):
Устный опрос,
фотовыставка.
Устный опрос.
Устный опрос,
фотовыставка.
Устный опрос.
Методическое обеспечение программы
Учебно-методическое обеспечение
В основе программы – методы и приемы, способствующие развитию художественноэстетического вкуса учащихся, навыков межличностного общения, реализации творческого
потенциала.
Образовательный процесс включает в себя следующие методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее решения).
Содержание, методы и формы работы
Содержание программы предполагает выполнение заданий по искусству рисования песком.
Учащимся предоставляется возможность поработать с художественным материалом – кварцевым
песком. Опробовав технологию работы с данными материалами, ребята ориентируются в смысле и
значении его применения в дальнейшем.
Содержание определяется созданием максимально успешных возможностей и условий для
творческого и духовного развития ребѐнка. Методы и формы, прежде всего, должны способствовать
сохранению атмосферы творчества, художественного познания, осознанию ценности и
неповторимости национальной культуры и развитию художественных навыков при работе.
Для получения нужного результата работы, важно правильно организовать занятия,
чередовать беседу с показом, рисование на доске с беседой. Помогать детям организовать рабочие
места. Чѐтко ставить цели и задачи перед учениками. Нацеливать на выполнение работ
последовательно и аккуратно. Проводить сравнительный анализ работ, участвовать в конкурсах.
Занятия включают в себя: упражнения и задания по технике линии и тушевки; определенной
манере рисунка; способы использования тех или иных приспособлений в соответствии с их
свойствами и изобразительными возможностями.
Также, в процессе обучения, учащиеся увидят множество увлекательных видеоматериалов.
В течение учебного года учащиеся участвуют в различных образовательных и
интеллектуальных мероприятиях различного уровня (муниципальные, региональные,
Всероссийские, Международные).
В качестве дидактического материала используются:
-раздаточный материал;
-наглядные пособия;
-журналы, книги, брошюры;
- видеозаписи, презентации;
-фотографии.
Условия реализации программы.
Занятия проводятся в отдельном кабинете. В кабинете имеются 3 больших окна, которые
хорошо открываются для проветривания, также при работе на световом столе их затемняют. В
помещении для занятий имеются столы для песочного рисования, ученические столы, стулья. В
шкафу хранятся книги для детей и педагога, различные инструменты и приспособления для занятий.
Имеющиеся средства
Необходимые средства
Материально-технические
Учебная мебель: парты - 10шт.; классная доска Шкаф для хранения инвентаря и методических
- 1 шт.; книжный шкаф или тумба для пособий, используемых на занятиях.
принадлежностей - 3 шт.; стенд – 2 шт. видео Песочные столы – 10 шт. и кварцевый песок.
камера-1 шт.; экран – 1 шт.; песочные столы –
10 шт.
Учебно-методические
Наглядные пособия: этапы выполнения
Материал для занятий песочной анимацией:
работы, иллюстрации, видеоматериалы,
кварцевый песок, цветной песок, кисти,
музыкальное сопровождение, фотографии с
палочки, гребешки, различные фигуры, манка,
изображениями различных предметов,
соль,
трафареты.
Дополнительные
реквизиты для занятий, раздаточный материал инструменты
и
материалы:
различные
(памятки, алгоритмы, дидактические карточки, камушки, сухоцветы, листья и т.д.
учебные пособия).
Учебно-методические комплексы (планы,
сценарии учебных занятий, дидактический
материал по разделам образовательной
программы).
•
•
•
•
•
Кадровое обеспечение
Требования к образованию ПДО:
Среднее профессиональное образование;
Высшее образование (бакалавриат), профиль должен соответствовать направленности ДОП;
Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка;
Высшая квалификационная категория;
Дополнительное профессиональное педагогическое образования (онлайн-курсы «Художник
песочной анимации»).
Формы аттестации
Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательн
ой
программе
«Песочная
анимация» осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом
«Положение о внутреннем итоговом мониторинге освоения дополнительных общеобразовате
льных программ учащимися объединений муниципального бюджетного образовательного
учреждения центра дополнительного образования «Радуга»».
Формой
отслеживания
и
фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутреннего итогового
мониторинга, составленный педагогом.
Промежуточная аттестация – проводиться в декабре с целью выявления образовательного и
творческого уровня детей, их интересов и особенностей на отдельных этапах усвоения программы,
а так же промежуточная аттестация за учебный год – проводиться в конце учебного года, с целью
усвоения определенного уровня содержания образования, степени подготовленности к
самостоятельной работе: выявление наиболее способных и талантливых детей.
Аттестация может проводиться:
Время проведения
В начале учебного года
В течении всего учебного года
В конце полугодия
В конце учебного года
Цель проведения
Начальный или входной контроль
Определение уровня развития
детей, их способностей;
Текущий контроль
Определение степени усвоения
обучающимися
учебного
материала.
Определение готовности детей к
восприятию нового материала.
Повышение ответственности и
заинтересованности
обучающихся в обучении.
Выявление
отстающих
и
опережающих обучение.
Промежуточный контроль
Определение степени усвоения
обучающимися
учебного
материала.
Определение
результатов
обучения.
В конце учебного года
Определение изменения уровня
развития детей, их творческих
способностей.
Определение
результатов
обучения.
Получение
сведений
для
совершенствования
Форма контроля
Беседа, наблюдение;
Педагогическое
наблюдение,
опрос, самостоятельная работа;
Фотовыставки,
конкурсы,
праздники,
самостоятельные
работы;
Фотовыставка,
видеофильмы,
концерты,
выступления,
итоговые занятия.
образовательной программы
методов обучения.
и
Приложение 1
Алгоритм учебного занятия
1.Этап: организационный этап.
Задача: Организация начала занятия.
Содержание: Приветствие. Сообщение темы.
2.Этап: проверочный этап.
Задача: Подготовка детей к работе.
Содержание: Сообщение познавательных сведений.
3.Этап: основной этап.
1) Подготовительный (подготовка к освоению нового содержания).
Задача: Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной
деятельности.
Содержание: Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности
детей.
2) Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений
в объекте изучений.
Содержание: использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную
деятельность детей.
3) Практическая работа.
Задача: Применение полученных знаний на практике.
Содержание: Применение приемов, заданий, которые выполняются учащимися
самостоятельно.
4.Этап: контрольный этап.
Задача: Целевой обход.
Содержание: Заключительный инструктаж педагога.
5.Этап: итоговый этап.
1) Подведение итогов.
Задача: Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы
последующей работы.
Содержание: Педагог совместно с детьми подводит итоги занятия.
2) Рефлексия.
Задача: Мобилизация детей на самооценку.
Содержание: Самооценка детей, своей работоспособности, психологического настроения,
причин некачественной работы, полезность учебной работы.
Структура занятия может варьироваться.